МААМ-картинки

Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников

Ольга Ветюгова
Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников
▼ Скачать +Заказ

Актуальность проекта

«Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья»

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

Публикация «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» размещена в разделах

Коммуникативные игры актуальны и интересны в настоящее время, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в быт овых жизненных ситуациях. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, а так же в свободное время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.

Мой проект направлен на привлечение внимания ребенка к самому себе и окружающим его людям. Участие в проекте убеждает детей в том, что они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей. Проект подразумевает единение детей, педагогов и родителей, поэтому они должны стать полноправными его участниками.

Сбор и анализ информации по избранной проблеме

Тип проекта: информационный, игровой.

По продолжительности: долгосрочный.

По характеру контактов: внутригрупповой.

По количеству участников: групповой, фронтальный.

Участники проекта: педагог-психолог, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: 2013-2014 уч. г.

Проблема.

В нашем детском саду в 2012 -2013 уч. г. я как педагог-психолог занималась с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами межличностного общения. По результатам наблюдения за детьми в группах и диагностики стало ясно, что формирование у детей способов бесконфликтного общения является очень важным аспектом воспитания детей в коллективе сверстников. В ходе наблюдений за дошкольниками я отметила их неумение понимать самого себя и регулировать свое эмоциональное состояние, договариваться со сверстниками, приходить к общему решению, учитывать мнение партнера. Кроме этого я поняла, что не все педагоги групп знакомы на достаточном уровне с теоретическими и практическими основами развития коммуникативной деятельности детей; родители не всегда могут помочь своему ребенку благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации.

Именно поэтому я решила обратиться к данной теме: «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников».

Гипотеза.

Я считаю, что знание и активное использование детьми коммуникативных игр приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой дети приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию их личности и подготовки к дальнейшей жизни; педагоги и родители приобретут необходимые навыки общения с детьми старшего дошкольного возраста, повысят свой уровень психологических знаний и научатся понимать «маленьких людей».

«Счастье - это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.

Цель проекта: вызвать у детей интерес к коммуникативным играм, обогатить их специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения; научить самостоятельно их организовывать.

Задачи проекта:

1. Создать в группе условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.

2. Показать детям разнообразные игры на формирование коммуникативных навыков и социального доверия и научить организовывать их самостоятельно.

3. Познакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами разработки проблемы коммуникации.

Этапы реализации проекта.

Этапы Содержание деятельности

I этап

Организационный 1. Изучение методической литературы.

2. Составление перспективного планирования занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения. (Приложение).

3. Подборка коммуникативных игр в соответствии с возрастом детей.

4. Создание условий для проведения игр в группах (социально-эмоциональные уголки, насыщенные богатым содержанием).

5. Создание развивающей среды в музыкальном зале (изготовление атрибутов для коммуникативных игр); привлечение родителей к предстоящей творческой работе (создание альбома «Игры с детьми и взрослыми» (Приложение).

6. Игровые задания для домашнего общения.

Использование данного вида деятельности позволит вычленить наиболее «наболевшие» вопросы, разглядеть проблему с разных сторон и более вдумчиво подойти к пониманию законов детского развития.

7. Консультация родителей по теме: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?», «Самооценка ребенка» (Приложение).

8. Консультации педагогов по теме «Психогимнастика как средство социализации дошкольников»

9. Организация и проведение тренингов с педагогами на тему «Азбука общения»

II этап

Практический 1. Формирование у детей элементарных знаний и представлений об основах бесконфликтного общения через активное использование различных этюдов, упражнений, релаксационных пауз, развивающих игр, бесед и др.

2. Обучение детей организации коммуникативных игр в свободной деятельности.

3. Организация и проведение развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения.

4. Организация и проведение развлечений «Наши эмоции», «Будь внимателен к другу» (Приложение).

III этап.

Заключительный 1. Обобщение опыта работы по теме: «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» - итоговое занятие «Путешествие в страну Эмоций» (Приложение).

Ожидаемые результаты проекта.

Прогнозируемый результат:

У дошкольников формируется :

1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.

2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности.

3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми:

• видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;

• согласовывать своё поведение с поведением других детей;

• видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;

• помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;

• свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере

У педагогов повышается:

- профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей;

У родителей повышается:

- образовательный уровень через введение их в увлекательный мир коммуникативных игр; развивается система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями).

Продукты реализации проекта:

1. Разработка тематических бесед и консультаций по теме «Коммуникативные игры с детьми и взрослыми»;

2. Составление картотеки коммуникативных игр.

3. Оформление альбома «Игры с детьми и взрослыми».

4. Итоговое занятие «Путешествие в страну Эмоций».

Оценка результатов проекта

По окончании работы над проектом педагог-психолог, педагоги групп повысили профессиональную компетентность в вопросах развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста; все участники проекта стали активно использовать составленную мной систему игр по развитию межличностных отношений дошкольников на практике; дети старшего дошкольного возраста овладели на достаточно высоком уровне навыками бесконфликтных форм общения, т. е. конфликтов в группе между детьми стало меньше.

Заключение и выводы

Обучая навыкам общения в различных жизненных ситуациях – со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми, - коммуникативные игры вырабатывают у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. По моим наблюдениям детям было интересно участвовать в проекте, им это было нужно, а значит моя работа не прошла даром. Мы вместе с педагогами, детьми, родителями попытались с помощью коммуникативных игр побывать в чудесной стране под названием ОБЩЕНИЕ, попытались понять законы этой страны, узнали, как нужно и можно видеть и понимать себя, видеть и понимать окружающих людей, весь это странный и сложный мир под названием ЖИЗНЬ.

Дети, как маленькие росточки, тянутся к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором каждый должен найти свое место, то есть считаю, что мой проект должен быть полезен всем по своему: и детям, и педагогам, и родителям.

В результате изучения информационных источников, литературы было собрано много интересного и познавательного материала, который был переработан специально для детей старшего дошкольного возраста.

Результатом практической части является создание альбома «Игры с детьми и взрослыми», а также картотеки коммуникативных игр, проведение развлечений и итогового занятия «Путешествие в страну Эмоций».

Итак, коммуникативные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования социально адаптированной, гармонически развитой личности.

Литература.

1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М. : Книголюб, 2003. - 56с.

2. Дьяченко В., Мещерякова Л., Гузенко О. Тайна моего дарования. // Обруч, 2005, №5 - c. 15-17.

3. Дружинин В. Н. Психология семьи. - М. : КСП 1996. - 158 с.

4. Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. // Вопросы психологии. 1982.№1. - С. 59-68.

5. Захаров А. И. Детские неврозы. - С. -П. : Респекс, 1995. - 190 с.

6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер,

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Театрально-игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей дошкольников» Что такое Театр? Это лучшее по утверждению К. С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо,.

Проект «Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего вида» Презентация дополняет проект "Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего обучения" воспитателя Соколовой М. Н. Данное образовательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 20:37
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ветюгова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД