Ольга Ветюгова
Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Актуальность проекта
«Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья»
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.
Публикация «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Коммуникативные игры актуальны и интересны в настоящее время, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в быт овых жизненных ситуациях. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, а так же в свободное время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.
Мой проект направлен на привлечение внимания ребенка к самому себе и окружающим его людям. Участие в проекте убеждает детей в том, что они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей. Проект подразумевает единение детей, педагогов и родителей, поэтому они должны стать полноправными его участниками.
Сбор и анализ информации по избранной проблеме
Тип проекта: информационный, игровой.
По продолжительности: долгосрочный.
По характеру контактов: внутригрупповой.
По количеству участников: групповой, фронтальный.
Участники проекта: педагог-психолог, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: 2013-2014 уч. г.
Проблема.
В нашем детском саду в 2012 -2013 уч. г. я как педагог-психолог занималась с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами межличностного общения. По результатам наблюдения за детьми в группах и диагностики стало ясно, что формирование у детей способов бесконфликтного общения является очень важным аспектом воспитания детей в коллективе сверстников. В ходе наблюдений за дошкольниками я отметила их неумение понимать самого себя и регулировать свое эмоциональное состояние, договариваться со сверстниками, приходить к общему решению, учитывать мнение партнера. Кроме этого я поняла, что не все педагоги групп знакомы на достаточном уровне с теоретическими и практическими основами развития коммуникативной деятельности детей; родители не всегда могут помочь своему ребенку благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации.
Именно поэтому я решила обратиться к данной теме: «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников».
Гипотеза.
Я считаю, что знание и активное использование детьми коммуникативных игр приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой дети приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию их личности и подготовки к дальнейшей жизни; педагоги и родители приобретут необходимые навыки общения с детьми старшего дошкольного возраста, повысят свой уровень психологических знаний и научатся понимать «маленьких людей».
«Счастье - это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.
Цель проекта: вызвать у детей интерес к коммуникативным играм, обогатить их специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения; научить самостоятельно их организовывать.
Задачи проекта:
1. Создать в группе условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.
2. Показать детям разнообразные игры на формирование коммуникативных навыков и социального доверия и научить организовывать их самостоятельно.
3. Познакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами разработки проблемы коммуникации.
Этапы реализации проекта.
Этапы Содержание деятельности
I этап
Организационный 1. Изучение методической литературы.
2. Составление перспективного планирования занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения. (Приложение).
3. Подборка коммуникативных игр в соответствии с возрастом детей.
4. Создание условий для проведения игр в группах (социально-эмоциональные уголки, насыщенные богатым содержанием).
5. Создание развивающей среды в музыкальном зале (изготовление атрибутов для коммуникативных игр); привлечение родителей к предстоящей творческой работе (создание альбома «Игры с детьми и взрослыми» (Приложение).
6. Игровые задания для домашнего общения.
Использование данного вида деятельности позволит вычленить наиболее «наболевшие» вопросы, разглядеть проблему с разных сторон и более вдумчиво подойти к пониманию законов детского развития.
7. Консультация родителей по теме: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?», «Самооценка ребенка» (Приложение).
8. Консультации педагогов по теме «Психогимнастика как средство социализации дошкольников»
9. Организация и проведение тренингов с педагогами на тему «Азбука общения»
II этап
Практический 1. Формирование у детей элементарных знаний и представлений об основах бесконфликтного общения через активное использование различных этюдов, упражнений, релаксационных пауз, развивающих игр, бесед и др.
2. Обучение детей организации коммуникативных игр в свободной деятельности.
3. Организация и проведение развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения.
4. Организация и проведение развлечений «Наши эмоции», «Будь внимателен к другу» (Приложение).
III этап.
Заключительный 1. Обобщение опыта работы по теме: «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» - итоговое занятие «Путешествие в страну Эмоций» (Приложение).
Ожидаемые результаты проекта.
Прогнозируемый результат:
У дошкольников формируется :
1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.
2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности.
3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми:
• видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;
• согласовывать своё поведение с поведением других детей;
• видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;
• помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;
• свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере
У педагогов повышается:
- профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей;
У родителей повышается:
- образовательный уровень через введение их в увлекательный мир коммуникативных игр; развивается система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями).
Продукты реализации проекта:
1. Разработка тематических бесед и консультаций по теме «Коммуникативные игры с детьми и взрослыми»;
2. Составление картотеки коммуникативных игр.
3. Оформление альбома «Игры с детьми и взрослыми».
4. Итоговое занятие «Путешествие в страну Эмоций».
Оценка результатов проекта
По окончании работы над проектом педагог-психолог, педагоги групп повысили профессиональную компетентность в вопросах развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста; все участники проекта стали активно использовать составленную мной систему игр по развитию межличностных отношений дошкольников на практике; дети старшего дошкольного возраста овладели на достаточно высоком уровне навыками бесконфликтных форм общения, т. е. конфликтов в группе между детьми стало меньше.
Заключение и выводы
Обучая навыкам общения в различных жизненных ситуациях – со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми, - коммуникативные игры вырабатывают у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. По моим наблюдениям детям было интересно участвовать в проекте, им это было нужно, а значит моя работа не прошла даром. Мы вместе с педагогами, детьми, родителями попытались с помощью коммуникативных игр побывать в чудесной стране под названием ОБЩЕНИЕ, попытались понять законы этой страны, узнали, как нужно и можно видеть и понимать себя, видеть и понимать окружающих людей, весь это странный и сложный мир под названием ЖИЗНЬ.
Дети, как маленькие росточки, тянутся к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором каждый должен найти свое место, то есть считаю, что мой проект должен быть полезен всем по своему: и детям, и педагогам, и родителям.
В результате изучения информационных источников, литературы было собрано много интересного и познавательного материала, который был переработан специально для детей старшего дошкольного возраста.
Результатом практической части является создание альбома «Игры с детьми и взрослыми», а также картотеки коммуникативных игр, проведение развлечений и итогового занятия «Путешествие в страну Эмоций».
Итак, коммуникативные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования социально адаптированной, гармонически развитой личности.
Литература.
1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М. : Книголюб, 2003. - 56с.
2. Дьяченко В., Мещерякова Л., Гузенко О. Тайна моего дарования. // Обруч, 2005, №5 - c. 15-17.
3. Дружинин В. Н. Психология семьи. - М. : КСП 1996. - 158 с.
4. Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. // Вопросы психологии. 1982.№1. - С. 59-68.
5. Захаров А. И. Детские неврозы. - С. -П. : Респекс, 1995. - 190 с.
6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер,