Получи документы

Коммуникационно-речевые игры для малышей

ильсия фаттахова
Коммуникационно-речевые игры для малышей
▼ Скачать + Заказать документы

КОММУНИКАЦИОННО- РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

Если хочешь что- то сказать ребенку - пощекочи его. И это не совсем те самые “обнимашки”, которые мы все конечно с радостью даем ребенку. Это именно игры, с разной степенью взаимодействия, с разной степенью участия сторон. Игры, наполненные эмоциями и восторгом. Много эмоций! Побудьте для своего ребенка дельфином! Для речи нужна коммуникация. Для коммуникации очень важна эмоциональная связь, радость от общения, умение понимать и передавать сигналы.

Публикация «Коммуникационно-речевые игры для малышей» размещена в разделах

Итак, когда Вам нужно взять игру из этого списка? Каждый день при встрече с ребенком - потрогайте его и посмейтесь. Посчитайте сколько минут в день вы условно щекочете ребенка. Катания, валяния и смех - залог построения отношений с ребенком. На этом мы строим умение ребенка коммуницировать.

Начнем с самых первых и самых простых. Не нужно их недооценивать. Первая коммуникация такого рода, первые зачатки совместного внимания, первые взгляды, полные информации.

1. Сорока-ворона кашу варила. Берем ладошку ребенка и все как положено - читаем, пальчики трогаем. Заканчиваем-полетели полетели - в зависимости от развития ребенка - вначале сами его рукой делаем вибрации - “полетели”. Часто ребенок именно этого потом и хочет - не сам делать, а от нас получить это телотрясение. Не расцениваем как отсутствие самостоятельности, расцениваем как желание контакта. Всегда предлагаем потом ролями поменяться. По мере возможности конечно. Очень радуемся и поощряем, если просьба об этой игре будет выражаться соответствующим жестом - пальчик в ладошку - радостно подхватываем!

2. Ладушки. Ладушки, где ладони игроков сходятся, пересекаются наискосок, ускоряются, могут быть цикличными, могут хаотичными и т. п. Очень хорошо для отслеживания, прочувствования и желания предугадать движения партнера по коммуникации. К тому же весело, контактно и азартно. Для подросших можно отрабатывать невербальные знаки - указывать подбородком или взглядом предстоящую сторону. Плюс ритм, сила касания, чувство своих ладошек, координация и т. п.

3. Идет коза рогатая. Хит всех времен и народов. Играю с детьми, когда хочу пощекотать, разрядить обстановку, укрепить контакт, улучшить внимание, настроить на себя. Можно начать внезапно между упражнениями. Делает щенячий восторг:). Делаю паузы, ловлю взгляды, томлю ожиданием, чтобы получит заветный взгляд.

4. Самолет. Взрослый лежит на спине, ноги вместе согнуты в коленях и направлены вверх. На стопы животом укладывается ребенок. Ноги взрослого вытягиваются на всю длину. Руки ребенка разведены в стороны и придерживаются взрослым. Старается тело выровнять в струну. Контакт, доверие формируется великолепно в этой игре. Ребенок и взрослый настраиваются телами на движение и вибрации тела партнера. Иначе упадет. Должен подстраивать свое тело. Должен доверять. Возможность взгляда в глаза-строю рожи в этот момент, вообще шуметь тут хорошо, это помогает настраиваться. Обожаю эту игру. Как только ребенок, и мой собственный тоже, немного от рук отбивается, сразу в полет.

5. Поймай игрушку. Положите себе на голову мягкую игрушку или что-то желаемое ребенком, возьмите руки ребенка ладошками вверх, придерживая их снизу, подайте сигнал (счет 1-2-3) и сбросьте игрушку прямо в руки ребенку, наклонив голову. По возможности поменяйтесь ролями. Вариант для ребенка, который не может хорошо ловить — возьмите его руки в свои и поймайте мешочек «четырьмя руками»

6. Тащить за ноги. Можно придавать этому сюжет (чудовище поймало и тащит рыча в свою берлогу. У нас это мурена и тюлька, можно в виде спортивного упражнения. Ребенок еще если может, по пути хватается за что-то. Много смеха, работа с тревогами, проприоцепция, умение выкрутиться. Хорошее дело.

7. Тик так часики. Два варианта. Или беру ребенка под мышки лицом от себя и раскачиваю как часики, делая ритм. Вестибулярная система, контакт, вибрации. Контакт с ребенком, избегающим встреч лицо к лицу. Второй вариант-ставлю ножки себе на ноги и раскачиваюсь из стороны в сторону под песенку - тик-так часики. Так шагаем, со временем усложняем-подстраиваемся друг под друга. Великая вещь.

8. Догонялки же! Обязательное. Догоню-догоню и съем. Догоню и брошу в терновый куст - ловлю и раскачиваю как будто бросать буду. Догоняю и ловлю, щекочу - за ногу укушу. В следующей игре - за руку укушу. Тут и части тела и веселье и контакт и работа с тревожностью. Иногда останавливаюсь, хочу чтобы ребенок следил за мной, ждал меня, сверялся со мной. Так развиваю совместное внимание и распознание невербальных знаков партнера.

9. Тяни-толкай сидя на полу напротив друг друга или за столом. Можно тянуть друг друга, держась за руки или только соприкасаясь ладонями. Можно чередовать эти движения по команде

10. Тяни! Толкай! Отличный аналог диалога! Подстройка тел, азарт, весело, проприоцепция.

11. Макароны. Любимейшее. Трудно вспомнить кого-то, кто не любит эту игру. Суть в том, что взрослый берет вытянутые расслабленные руки ребенка и вначале медленно асинхронно вибрирует ими (одна вверх волна, другая вниз). Постепенно ускоряет. Все происходит под произношение по слогам (растянуто) - Маааа-Кааааа-Рооооо-Ны! Макароны! Макароны! Тут уже очень быстрые и ощутимые вибрации и кайф ребенка. Прекрасное для совместного внимания (ребенок очень ждет этого окончания быстрого, вибрации расслабляют зажимы. Прекрасный контактный опыт.

12. Пальчики здороваются. Часто начинаю занятие с того, что все пальчики перездороваются, потом с носиком и ушками, и пузиком и т. п. Хорошо для деток, осторожно вступающих в контакт, если не уместно сразу в боку щекотать).

То, что должен быть телесный контакт в каждом общении с ребенком-это аксиома!

13. Медленно - Быстро. Руки ребенка ладошками вверх вытянуты перед взрослым на столе. Взрослый “шагает” своими пальцами по руке от ладони к предплечью приговаривая томно меееедлеееенннннноооо-меееедлеееенннннноооо -меееедлеееенннннноооо-быстро-быстро-быстро. Соответственно ритм шагания. “Быстро” может заканчиваться щекотанием боков). Контакт, ожидание, совместное внимание, взгляды, хохот. Иногда задерживаем это самое долгожданное “быстро” чтобы заполучить взляд.

14. Перетягивание предметов. Садимся друг напротив друга. Лучше на полу, упираясь ногами друг в друга. Тянем, перетягиваем друг у друга какой-то предмет - полотенце, спортивное кольцо небольшого диаметра, мягкую игрушку, да хоть куртку. Тут тоже подстройка тел, чувство тела партнера, диалог тел - очень важно для тех, кто учится диалогу, проприоцепция, реакция на действия партнера - он сильнее или слабее тянет, своя реакция на это, опять же совместное внимание, тут же азарт и веселье. Не все дети будут бороться со взрослым. Так вот в игре самое безопасное научить отстаивать себя.

15. Баран баран бум! Все русскоязычное пространство в курсе - приговариваем бааарааан-бааарааан-бууум! И нежно сходимся лбами, сопровождая взглядом. Ну то есть мы конечно хотим взгляд. Нет так нет. Пока нет.

16. Мамин хвостик. Мама привязывает себе длинный хвост в соответствующем месте (пояс, полотенце, платок). И бегает (ползая зигзагами, виляя хвостом, виляя собой, и припевая - а кто поймает маму за хвост! А ну-ка поймайте маму за хвост. Ну там дальше понятно. Можно попетлять еще с ребенком на хвосте). Социальное внимание, контакт, целеполагание, совместное движение. Хорошо еще поменяться ролями потом. И поймать и потискать.

17. Ребенок-бусы. Ребенок играет роль бус - украшает собой маму или папу. Ребенок держится руками за шею взрослого, взрослый немного раскачивает ребенка. Можно так потанцевать.

18. А ну-ка отбери. Ребенок пытается отобрать у уворачивающегося взрослого игрушку. Можно начинать в близком контакте, где ребенок только пытается из рук вырвать игрушку, а взрослый поднимает, заносит за спину, в сторону и т. п.

Здесь важно напомнить - все должно быть весело и в кайф! Взрослый чутко следит за состоянием ребенка, если это тревожит ребенка - мы тут же прекращаем! Можно сделать выводы и следующий раз сделать игру проще и короче, а можно никогда не играть в эту игру).

Так же хочу сделать акцент на обеспечении безопасности игры, и важности для родителя следить за проявлениями реакций на игру. Это должен быть кайф! В играх где включены игровые агрессивные проявления учить ребенка безопасным проявлениям - то есть подушкой по голове можно, кирпичом нельзя).

19. По кочкам по кочкам. Известнейшая игра, очень эффективная. Взрослый сидит, усаживает ребенка к себе на колени, лицом лучше к себе, но для некоторых детей лучше начать лицом от себя. И начинаем изображать старую телегу). По кочкам по кочкам… можно прям огромный текст, все время его продлевая всякими глупостями. Но в конце должно быть - и в ямку….Бух! (на этом ребенок проваливается, придерживаемый взрослым, в созданную ямку между коленями взрослого). А мы томим, ловим взгляды, трясем из стороны в сторону, и делаем многозначительную паузу на месте ожидаемого бух. Прям можно затянуть, если видим, что готов-смотрит и ждет! И в месте многоточия может вдруг появиться первый ребячий бух.

20. Угадай кто идет. Ребенок лежит на животе (а вообще все равно, пусть как хочет) а мы имитируем руками разную “походку” - кулаками топ-топ как слоны, ззззззз-как комары, прыг-прыг - как лягушки, нежно лапками как кошки, быстро как собаки и т. п. А ребенок угадывает кто сейчас прошел. Можно дать ему показывать на картинки, если не говорит. Тут и внимание к своему телу и к партнеру, и проприцепция, и массаж собственно. Похожа на игру где так же рисуем на коже воображаемые зигзаги, кружочки и сердечки и предлагаем карточки с рисунками а он угадывает.

21. Мостики-машинки. Ребенок-машинка проезжает под родителем-мостиком и иногда родитель угрожает опуститься на машинку - машинка должна эти движения просчитать и ускользнуть. А иногда мостик таки опускается на машинку и машинка должна выбраться. Очень весело и хорошо читать тело партнера.

22. Затащить к себе в объятия как в пещеру (можно рычать при этом) и стимулировать несчастное, но жизнелюбивое животное выбраться. Для многих детей очень актуальна отработка в игре этого опыта в борьбе, опыта контакта.

23. Лошадка и всадник. Катать всадника на себе - лошадке. Можно выделывать фортели и игогокать перед опасными. И предполагать, что ребенок будет укреплять свою позицию по этому сигналу. Можно и без этого, просто подстраиваться друг к другу.

24. Бои мечами, подушками, воздушными шарами и полотенцами. Агрессия - это тоже коммуникация. Очень важная категория игр. Обязательно хоть элементы включать в занятия и жизнь.

25. Очень интересный опыт - захват конечности партнера в игре. Например, вы валяетесь и прижимаете ножку или ручку ребенка своим телом, или в игре обрушиваетесь на него, или он попал в мышеловку. Ему нужно выкрутиться и высвободится. И конечно! Если видите страх, недоумение или нежелание - тут же отпускайте. Если видите равнодушие к судьбе своих частей тела - задумайтесь и помогите ребенку бороться за себя.

26. Щенок и будочка. Это обширное упражнение. Во-первых, оно на тактильный контакт. Малыш - щенок. Его надо потрепать ласково, почесать за ушком, понюхать. Во-вторых - стать его будочкой. Сначала вы просто будочка и щенок под вами прячется от дождя и убегает побегать на солнце. Потом будочка начинает преследовать своего малыша. А потом - убегать от него. Только старайтесь всё делать так, чтобы малыш имел возможность всё таки вырваться, или поймать будочку.

27. Кормить друг друга. Прекрасно со всех сторон. Когда ребенок вас кормит и когда вы его. Тут и коммуникация и отслеживание реакций, и чтение невербальных знаков (вдруг вы покажете-невкусно или наоборот-давай давай).

28. Намазывать друг друга кремом. Вы ему ручки нежно мажете и массируете и просите его вам помазать. Помогает ребенку лучше ощущать свое тело и прекрасный контакт дает.

29. Наряжать друг друга в шляпы, бусы, очки. Тут есть еще идея быть похожими.

30. Высший пилотаж. Перенести предмет вместе с ребенком, держа его своими носами. Между носами располагаем мягкую игрушку и несем ее от стола к дивану. Или складываем предметы в корзину. Ну а если в ползании все это - то вы настоящая слаженная команда.

31. Ну да и просто делать какие-то действия в быту, предполагающие подстройку тел - нести вместе ведерко с водой (нужно не наклонить слишком, поддерживать равновесие и прилагать силу равную с партнером.). Переносить вместе стол маленький для игр и рисования. Складывать с двух сторон скатерть, полотенце, одеяло. Расстилать скатерть и простынь. Один подметает-другой совок держит. И так далее

Все эти игры важно использовать по мере возможности, как можно чаще. Старайтесь давать на опережение. До того, как попросил. А уж как попросил - завалите его своей энергией, помогите ее обработать, дайте ему чувство тела а с ним и чувство важности себя. И конечно тут есть послание – коммуникация - это весело, родитель (учитель) он близкий и надежный.

Публикации по теме:

Брейн-ринг для родителей «Речевые игры дошкольников»Брейн-ринг для родителей «Речевые игры дошкольников» .

Игры на дыхание для малышейИгры на дыхание для малышей Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию игры на дыхание, в работе с детьми раннего дошкольного возраста. Мы знаем, что правильное речевое.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Любимые речевые игры с движениями для малышейЛюбимые речевые игры с движениями для малышей Для детей первой младшей группы очень важны речевые игры. Они сопровождают нас постоянно, в течении всего дня, при осуществлении любого.

Презентация «Развивающие речевые интерактивные игры по теме «Посуда» Технологическое описание интерактивной дидактической игры с использованием триггеров «Посуда» Компьютерная игра предназначена для детей.

Речевые игры для детей старшего дошкольного возрастаРечевые игры для детей старшего дошкольного возраста Роль игр в развитии речи детей нельзя переоценить. Предлагаю Вашему вниманию игры, разработанные и изготовленные мной для организации работы.

Рекомендации родителям. Речевые игры по дороге в детский сад Провести время с пользой можно по пути в детский сад. И сделать это можно, используя игры, которые направлены на развитие речи, логического.

Речевые, коммуникативные игры для малышей Речевая игра" СНЕЖНЫЙ КОМ" -Покатился снежный ком, я иду за ним пешком, Всё быстрее и быстрее- он летит, а я бегом. По дорожке пробежался.

Рекомендации для родителей «Речевые и пальчиковые игры» для работы с детьми дома Речевые и пальчиковые игры «Веселый зоопарк»Уважаемые родители! Постарайтесь ежедневно уделять хотя бы немного времени для совместной деятельности.

Выступление на Дне открытых дверей в ДОО «Речевые игры в кругу семьи»Выступление на Дне открытых дверей в ДОО «Речевые игры в кругу семьи» Выступление для родителей на «Дне открытых дверей» по теме:«Речевые игры в кругу семьи»Составитель: учитель – логопед Габитова Ю. С. Здравствуйте,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникационно-речевые игры для малышей
Опубликовано: 18 января 2020 в 09:24
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникационно-речевые игры для малышей» (включая файлы) размещена пользователем ильсия фаттахова (УИ 413971) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД