Анастасия Никитина
Комплексное занятие «Сухопутная черепаха» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: имеет представление о черепахе.
Задачи НОД:
1. Формировать знания о строении тела черепахи.
2. Учить детей конструировать черепаху, используя природный материал.
3. Развивать логическое мышление и связную речь; учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида и характером передвижения; рассказать об образе жизни черепахи.
4. Развивать обследовательские действия.
5. Обогатить словарь детей новыми словами – рептилия, сухопутная, террариум.
6. Воспитывать бережное и заботливое отношение к черепахе, желание за ней ухаживать.
Интеграция образовательных областей :
Публикация «Комплексное занятие „Сухопутная черепаха“ для средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Черепаха. Все про черепашек для детей
- Черепаха. Конспекты занятий с черепахами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
•Социально – коммуникативное развитие;
•Познавательное развитие;
•Художественно-эстетическое творчество (конструирование с использованием природного материала);
•Речевое.
Материал и оборудование:
Террариум для черепах; живая черепаха; корм для черепахи: капуста, огурец, морковка; презентация о черепахах; мультимедийное устройство, скорлупа грецкого и земляного ореха, семечки от арбуза, пластилин.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: дети, в нашем детском саду сегодня гости, давайте и с ними поздороваемся, подарим им свою улыбку и хорошее настроение.
2. Активизация опорных знаний.
К нам сегодня в гости пришел интересный гость, отгадав загадку, вы поймете о ком пойдет речь.
Встретишь нас ты и в степи,
И в огромном океане,
Как корабль по пустыне,
Я плыву по водам синим.
Медлительна, нетороплива,
Рубаха в клетку всем на диво.
Я в домик прячусь свой от страха,
Скажи ка, кто я? – (Черепаха).
Воспитатель: вносит черепаху.
3. Изложение нового материала.
Черепахи сильно отличаются от других животных. Черепахи – это рептилии. Они имеют твердый наружный панцирь, состоящий из двух частей: верхней выпуклой и нижней плоской. Он очень твердый и разделен на отдельные пластины. Через отверстия между этими двумя половинками черепаха может просовывать наружу голову с шеей, хвост и лапы, которые покрыты жесткой кожей. Панцирь служит защитой от внешних условий и от врагов.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему черепаха медленно ползает?
Ответы детей: потому что домик (панцирь) у нее тяжелый, лапы короткие.
Воспитатель: Как вы думаете, где живет черепаха? Черепахи бывают разные и живут в разных условиях. А давайте посмотрим. (смотрят на экране презентацию).
Бывают водоплавающие черепахи.
Морские рептилии-черепахи добывают себе пищу под водой. Они охотятся на моллюсков и рыбок, едят водоросли (слайд 1).
А бывают и сухопутные (слайд 2).
Они живут в степи, где много травы, песка, солнца, питается травой, листьями, плодами, на зиму впадает в спячку.
В пустыне черепахи подолгу могут обходиться без еды и воды. (слайд 3)
В домашних условиях сухопутная черепаха живет в террариуме, дно которого засыпано песком или опилками; ей необходим домик, чтобы черепаха могла прятаться; кормить ее нужно травой (особенно она любит одуванчики, кусочками фруктов, овощей (слайд 4)
Воспитатель : А вы знаете как черепахи выводят свое потомство? (ответы детей). Черепахи – самки откладывают яйца в ямку и закапывают их, и пол будущей черепашки зависит от температуры, в которой держалось яйцо. Если было холодно, то рождаются мальчики, а если тепло, то девочки.
Воспитатель: А как называются дети у черепах?
Ответы детей: черепашата.
4. Закрепление изученного материала. Практическая работа. «Лепка черепахи с природными материалами».Воспитатель: Ау нас ребята, какая черепаха - водоплавающая или сухопутная?
Ответы детей: сухопутная.
Воспитатель: А как одним словом назвать всех черепах – это?
Ответы детей: Рептилии.
Воспитатель: Ребята, потрогайте, по очереди панцирь черепахи, погладьте его. Какой панцирь у черепахи?
Ответы детей: твердый, костяной.
Воспитатель: А какой он формы?
Ответы детей: круглый, овальный, выпуклый, плоский.
Воспитатель: Ребята, если мы дотронемся палочкой или пальчиком до головы или ног черепахи, что произойдет?
Ответы детей: она прячет их в панцирь.
Воспитатель: А для чего?
Ответы детей: она так защищается, боится.
Воспитатель: А чем можно покормить черепаху?
Ответы детей: трава, овощи.
Воспитатель: А кто хочет покормить нашу черепашку?
Ответы детей: Я…
Воспитатель: Давайте посадим черепашку в террариум и предложим черепахе на выбор капусту, морковь и огурец. А пока она подползет, давайте немного отдохнем и поиграем.
Физкультминутка: (песня львенка и черепахи)
Я на солнышке лежу, (медленно поворачивать голову из стороны в сторону)
Я на солнышко гляжу,
Все лежу и лежу
И на солнышко гляжу.
Крокодил- дил- дил плывет. (соединить и вытянуть руки)
Носорог-рог-рог идет. (руки у носа, ходить вперевалку)
Только я все лежу (поворачивать голову из стороны в сторону)
И на солнышко гляжу.
Рядом львеночек лежит
И ушами шевелит, (приставить прямые ладони к ушам и пошевелить ими из стороны в сторону)
Только я все лежу (поворачивать голову из стороны в сторону)
И на львенка не гляжу.
Воспитатель: Ну а теперь, давайте посмотрим, что выбрала наша черепаха? Делаем выводы, в зависимости от выбора черепахи.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что наша черепашка грустная, как вы думаете, почему?
Ответы детей: Потому что она одна, скучает и т. п.
Воспитатель: А как мы можем ей помочь?
Ответы детей: слепить ей друга, нарисовать и т. д.
Воспитатель: Давайте сделаем ей друга - черепашку из пластилина и скорлупок от орехов.
Воспитатель ставит террариум на объединённые для работы, столы, чтобы дети видели черепаху.
1. Рассматриваем образец: из каких частей состоит фигурка черепахи, ответы детей (туловище, голова, лапки); чем покрыто туловище черепахи (панцирем). Из чего мы можем сделать панцирь у черепахи (скорлупа грецкого ореха, а лапы и голова (скорлупа земляного ореха).
2. Катаем большой шарик из коричневого пластилина – это будет туловище черепахи. Аккуратно вставляем лапки и голову (скорлупки земляного ореха). Сверху одеваем что? (панцирь- скорлупа грецкого ореха, хвостик – семечка арбуза.
3. Из черного пластилина делаем глазки и рот.
5. Подведение итога урока.
Ребята, у всех получились черепашки? Как вы думаете, наша черепаха рада будет, что у нее появилось столько друзей? (да, рада). А как же называются все черепахи? (рептилии). А какие у нас черепахи - водоплавающие? (Нет. Сухопутные). Чем покрыто тело у черепахи? (панцирем). Чем питается? Где живет в домашних условиях? (террариум). Для чего прячется в панцирь? (Ответы детей) Давайте, ребята, посадим черепашек на полянку.
Ребята, посмотрите, а на полянке еще черепашки - веселые и грустные (из картона). Если вам понравилось занятие, выберете веселую черепашку, а если вам было скучно, то выберете грустную.
Почему, Аня (Миша, Ваня, тебе понравилось? Что больше всего понравилось?
В следующий раз мы с вами пригласим в гости другую рептилию – водоплавающую красноухую черепаху.