Москалева Елена Александровна
Комплексное занятие по финансовой грамотности «Приключение девочки Светы»
▼ Скачать + Заказать документы
Приключение девочки Светы
Цель: создание условий по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
Публикация «Комплексное занятие по финансовой грамотности „Приключение девочки Светы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Закрепить знания находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой. Закрепить у детей понятие «покупка», «дорого», «дешево».
3. Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей.
4. Активизировать усидчивость, старательность,
аккуратность, желание достигать качественного результата.
воспитывать уважение к труду, к результатам труда людей
6. Воспитывать сотрудничество, взаимодействие, активность, самостоятельность.
7. Создавать у детей радостное настроение.
Предварительная работа:
-Лепка посуды (чашки, миски, тарелки) из соленого теста.
-Знакомство с гжельской росписью, с ее элементами. Разучивание «закличек».
-Знакомство с понятие «Монета», «банкнота»
-Заготовки посуды из соленого теста. Гуашь, кисти, баночки с
водой. Иллюстрации гжельской росписи,
Материал:
-Заготовки посуды из соленого теста.
- Гуашь, кисти, баночки с водой.
-Иллюстрации гжельской росписи,
- Шары, муляжи, продуктов, кассы, монеты из пластмассы
-Картинки с изображением продуктов.
-Фишки в виде монет.
Вводная часть.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что за дверью слышится плач.
Входит девочка и плачет.
Воспитатель:
Здравствуй, девочка
Девочка.
Здравствуйте, ребята!
Воспитатель:
Как тебя зовут?
Что с тобой случилось, почему ты плачешь?
Девочка.
Меня зовут Света.
Мама попросила купить в магазине продукты, а я шла и потеряла монеты, и я не смогу ничего купить. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель
Ну что, ребята, поможем?
Ответы детей
Воспитатель
А что такое монеты?
Ответы детей.
- Это деньги.
Дети, а какие бывают монеты?
Ответы детей
Круглые, металлические.
Воспитатель:
- Какие монеты вы знаете? Дети называют монеты разного достоинства,
Скажите, пожалуйста, а какие еще бывают деньги
Ответы детей
Банкноты.
А какие бывают банкноты?
Ответы детей.
Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Воспитатель.
Как вы думаете, почему наша Света, потеряла монеты.
Дети.
Потому что она носила их в кармане, а он оказался дырявый.
Воспитатель:
Дети, а где нужно носить деньги?
Ответы детей
В кошельке.
Воспитатель.
Правильно, они лежат у нас в кошельки в наличии, и поэтому называются наличными. А еще бывают деньги безналичные. Их у нас в наличии нет, а хранятся они в пластиковых карточках. Вы видели карточки у своих родителей. Расскажите о них.
Дети рассказывают о пластиковых карточках, о их назначении.
Воспитатель:
А где еще люди хранят деньги?
Ответы детей
В банке.
Воспитатель:
Замечательно.
А давайте сейчас поиграем в игру:
Словесная игра «Скажи наоборот»
Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Воспитатель.
Дети, как появляются деньги у людей?
Ответ
Получают зарплату.
Как вы думаете, за что платят зарплату?
Ответы детей
Люди трудятся на работе и за это им платят зарплату.
Воспитатель:
Чтобы помочь Свете, нам тоже нужно потрудиться. Мы с вами раскрасим уже готовую посуду, которую лепили на прошлом занятии. Мы украсим свою посуду росписью Гжель, а потом отправимся продавать свои изделия на ярмарку. Надо постараться украсить свою посуду аккуратно, красиво, чтобы дороже ее продать. Ведь дорого стоит только товар высокого качества, некачественные изделия называют браком, и они ничего не стоят. (Дети усаживаются за столы).
Воспитатель приглашает участвовать в росписи посуды Свету.
Воспитатель:
Давайте мы с вами возьмем кисти, вспомним, какие основные цвета используют в росписи, ее элементы, и украсим свою посуду. (Выставить демонстрацию росписи в качестве наглядного пособия)
Дети выполняют задание. Молодцы, вы хорошо постарались, теперь мы отправляемся на ярмарку, чтобы продать свой товар и на вырученные деньги, купить нужные продукты для Светы.
Физминутка
Дружно, весело шагаем (марш)
Раз-два-три!
На ярмарку мы попадаем
Раз-два-три!
Все ребята хоть куда
Раз-два-три!
Гжельские мы мастера.
Посмотри!
Зал украшен празднично, развешены шары. Дети ставят на столы свой товар и рекламируют его.
Одни дети продают товар, а другие покупают. Покупатели, объективно оценивают результаты («старался», «очень красиво выполнил»,
«работа высокого качества»» и т. д.) Дети получают «деньги» (фишки – монеты, складывают в большой кошелек, а затем отдают его Свете.
Воспитатель:
Вот, Света, бери деньги, которые мы заработали сами, а теперь мы вместе отправимся в магазин за продуктами.
Скажите, как называется магазин, где можно купить продукты?
Ответы детей.
Продуктовый.
Воспитатель
А как называется магазин, где можно купить все товары?
Ответы детей.
Супермаркет
Дети отправляются в магазин.
Игра «За покупками в магазин».
воспитатель сообщает детям, что они отправляются за покупками в магазин.
- где обычно располагаются магазины? (на первых этажах или в отдельных зданиях).
- как узнать, какой это магазин? (по витринам, вывескам, по надписи).
- очень давно, когда витрин не было, над входом в магазин вешали специальные знаки, чтобы люди уже издалека видели, что это за магазин.
- над какими магазинами можно вывесить эти знаки? Как называются эти магазины? (овощной, обувной, молочный, книжный, хлебный). Воспитатель предлагает зайти в магазин.
Как вести себя в магазине:
По залу магазина нужно ходить тихо и спокойно. Можно разговаривать вполголоса, советоваться друг с другом.
В магазине нужно внимательно рассмотреть товары на полках, выбрать понравившийся товар, выяснить его цену, проверить, сколько денег у вас в кошельке, а потом принимать решение о покупке.
При необходимости нужно обратиться за советом, узнать, как можно пользоваться выбранной вещью. Предпочтение нужно отдавать качественному товару.
Не нужно забывать в разговоре с продавцом и кассиром о таких словах, как «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «будьте любезны», «извините за беспокойство».
В разговоре с продавцом будьте терпеливы, не перебивайте, выслушивайте до конца.
Приняв твердое решение о том, какой товар вы купите, и запомнив его цену, отправляйтесь в кассу, оплатите покупку, получите чек.
Проверьте еще раз качество приобретенной вещи: нет ли у нее поломок, не испорчен ли внешний вид.
Вспомните, какими словами нужно поблагодарить продавца.
Затем воспитатель просит ответить на следующие вопросы:
- кто продает товар в магазине? (продавец)
- почему его так назвали? (от слова «продать»)
- а как называют людей, которые покупают товар? Почему?
- а кто еще работает в магазине? (кассир, охранник, грузчик, уборщица, директор).
- как покупатели узнают цену нужного им товара?
- как расплачиваются в магазине?
Дети рассматривают цены товаров. У каждого есть монеты разного достоинства.
- что можно купить на 5, 10, 50 рублей? (дети называют знакомые им товары). Задача воспитателя объяснить, что на 5 рублей нельзя купить и хлеб, и молоко, и мороженое и что-то еще и показывает, какие товары можно купить на имеющиеся у ребенка деньги.
Чтение стихотворения Ш. Галиева «3 копейки на покупку»
Маму в магазин провожает сын
3 копейки он ей дает: «Вот!
Купи мне самолет. А еще ружье, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть!
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить!».
- можно купить столько товаров на 3 копейки? Почему?
-как ответить маме, чтобы не обидеть сына?
Воспитатель Дети, обратите внимание, на каждом товаре есть цена, у вас есть деньги, где вы можете купить тот товар, на которые у вас хватит монет. Это может быть один товар, а может быть и несколько.
На рисунке нарисованы картинки (хлеб, макароны, молоко, конфеты, кукла. Это товары, которые находятся в магазине. Каждый товар соответствует своей цене. (вместо монет фишки). Задача детей, выбрать тот товар, на который хватает денег. (это может быть или продукты, которые очень нужны маме, или конфеты, кукла и т. д.
Подвести детей к итогу. Что можно сэкономить и купить на заработанные деньги нужный товар.
Проводится игра.
Дети, вы молодцы, мы сегодня с вами были и мастера, и продавцы, и покупатели. А самое главное, мы смогли помочь Свете.
Света благодарит детей и уходит.