Елена Самойленко
Комплексное занятие «Рождество Христово»
Комплексное занятие на тему
Цель:
Закреплять знания детей о православном празднике Рождестве Христовом, его значении и традициях празднования. Способствовать приобщению к традициям русской культуры. Развивать творческие способности детей, совершенствовать их исполнительские умения и навыки.
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «Комплексное занятие „Рождество Христово“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Темочки
знакомить детей с историей этого праздника, традициями, обрядами, обычаями, связанными с ним;
знакомить детей со смирной (елеем) и ладаном;
расширять и активизировать словарный запас.
2. Воспитательные:
приобщать детей к духовно-нравственным ценностям нашего народа через знакомство с народными обрядами, обычаями и песнопениями и устным народным творчеством.
3. Развивающие:
развивать связную речь, умение эмоционально, образно её окрашивать (разучивание славок, колядок и стихов);
развивать образное мышление и фантазию, воображение и творческие способности (изготовление поделки-подарка к Рождеству);
развивать эмоциональную сферу, через использование игровых технологий.
развивать наглядно-образное мышление, память, воображение.
4. Здоровьесберегающие:
соблюдать правила работы с ножницами, клеем;
выполнять комплекс пальчиковой гимнастики, физических упражнений и гимнастику для глаз.
5. Речевое развитие:
совершенствовать речь, как средство общения;
обогащать словарный запас (Рождество Христово, ладан, смирна, вертеп, волхвы-мудрецы, пастухи, пещера, ясли, ангел, Вифлеемская звезда.
Материалы и оборудование:
Вертеп с иконой «Рождества Христова», аудиозапись ("Рождественская" муз. и сл. Е. Шмакова); иллюстрации Нового года и Рождества; письмо с загадкой о Рождестве; пазл «Ангел»; цветная бумага с изображением звездочки; иллюстрации к библейским историям; ножницы, клей, кисти, салфетки, нитки, ножницы.
Предварительная работа:
Ознакомление с иллюстрациями Библии, чтение стихов, посвященных Рождеству, прослушивание произведений русской классической музыки Рождественского Тропаря в записи; знакомство с Библейским сюжетом Рождества Христова, собирание фольклорного материала о проведении рождественских праздников, беседы о русских традициях.
План:
1. Приветствие.
2. Сюрпризный момент. Сообщение темы и цели урока.
3. Просмотр иллюстраций.
4. Беседа о традициях празднования Рождества.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Практическая работа (поделка)
7. Физкультминутка.
8. Самостоятельная работа.
9. Рефлексия.
Ожидаемые результаты. знание детьми истории праздника Рождество Христово. Получить представление о традициях, обрядах, обычаях, связанных с ним, изготовление ангела.
Ход занятия:
1. Приветствие
Воспитатель берет колокольчик и звонит им, дети сразу обращают внимание и подходят, встают в круг
Вос-ль: Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Сюрпризный момент
Вос-ль: Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела необычную снежинку и письмо. Так как письмо адресовано всем Вам, то вскрывать его я не стала, подождала пока мы все соберемся. Хотите посмотреть, что в этом письме?
Дети: Да
Вос-ль: Ребята в письме необычная загадка, давайте ее отгадаем
Говорят, в года былые
В январе в норе сырой
Сын чудесный у Марии
Родился ночной порой.
С той поры есть праздник славный
И большое торжество:
Новогодний православный
Светлый праздник … (РОЖДЕСТВО)
Дети: Рождество
Вос-ль: Я хочу вам сказать, что приближается очень светлый и радостный праздник! А что такое праздник?
Дети: Когда всем весело, когда все радуются, дарят подарки, поздравляют).
Вос-ль: День, когда все люди поздравляют друг друга. Какие праздники мы празднуем?
Дети: Новый год, день рожденье). Все любят праздники и готовятся к ним.
Вос-ль: Но для христиан особенно радостные дни - дни православных праздников. Они посвящены Богу. Одним из самых главных праздников христиан стал праздник рождения Бога - Рождество Христово.
Вос-ль: Ребята, а почему один из этих праздников назвали Рождество?
Дети: В этот день родился Иисус Христос.
Вос-ль: Какого числа отмечают этот праздник?
Дети: 7 января.
Вос-ль: А хотите ли вы узнать историю возникновения этого удивительного праздника?
Очень давно нашел Бог самую верующую девушку — Марию. Когда она подросла, ее обручили в храме с Иосифом. Пришло время, и Господь послал своего ангела к Марии с благой вестью, что она родит сына, который спасет мир, и назовут его Иисус Христос.
Однажды пришлось Марии и Иосифу отправиться в город Вифлеем. Большой путь прошли они, устали, и захотели отдохнуть. Но в домах ни у кого не оказалось места для ночлега. Тогда отправились они дальше и дошли до высокой горы, в которой была пещера. В эту пещеру пастухи загоняли коров и овец. Там и родился Иисус Христос, тот самый чудесный младенец. В это время в небе вспыхнула самая яркая восьмиконечная Вифлеемская звезда
Великое чудо в ту ночь совершилось:
Спасителя бог нам послал.
В забытой пещере, в заброшенных яслях
Младенец, сын Божий лежал.
Первыми узнали об этом пастухи, они пасли овец недалеко от пещеры, и вдруг они увидели в небе ярчайшую звезду и перед ними появился ангел. «Я принес вам радостную весть — сказал ангел- родился Иисус Христос, обещанный Богом спаситель мира. Идите к пещере и там найдете Божественного Младенца в яслях.» И ангел исчез. А пастухи заплакали от великой радости и отправились в пещеру, поклониться младенцу.
В это время три мудреца, жившие на востоке, изучали небо. Они знали, что должен родиться Божественный Младенец. И вдруг, они увидели, что на небе зажглась новая, ярчайшая звезда, и поняли, что родился сын Божий. Они отправились в Вифлеем, чтобы поклониться ему. Звезда указывала им путь, так, пришли они в пещеру, низко поклонились младенцу и вручили ему свои дары.
Первый мудрец, даря золото, сказал: «Прими это золото как знак царя царей».
Второй мудрец преподнес ладан со словами «Прими ладан. Он принадлежит тебе как Богу».
Третий мудрец положил свой дар и сказал: «Это- смирна, знак страдания и гибели перед Воскресением»
Вот так и родился спаситель мира- Иисус Христос.
Вос-ль: Как звали девушку у которой родился Иисус Христос?
Дети: Мария.
Вос-ль: Как назывался город, в который отправились Мария и Иосиф?
Дети: Вифлеем.
Вос-ль: Где родился Иисус Христос?
Дети: в пещере, куда загоняли коров и овец.
Вос-ль: Кто первый узнал о рождении Божественного младенца?
Дети: пастухи.
Вос-ль: Какие дары вручили мудрецы Младенцу?
Дети: золото, ладан, смирна
Вос-ль: Ребята у вас на столах лежат маленькие конверты. Что в них?
Дети: (Открывают конверты) Пазлы
Дидактическая игра “Пазлы – собери картинку”
Вос-ль: Дети, а что у вас получилось?
Дети: Картинка «Ангела»
Вос-ль: Кто такие Ангелы?
Дети: это добрые существа с крыльями, которые оберегают нас.
Вос-ль: Ангел – существо необыкновенное и, конечно, доброе. Образ Ангела любим многими народами мира. Мамы часто говорят своим детям: «Ангелочек ты мой», а одна из русских пословиц гласит «Где просто, там Ангелов сто, а где хитро, там ни одного»
Дорогие ребята, если человек верит в Ангелов, значит, он верит в добро, которое обязательно победит зло. Будьте и вы чуточку Ангелами, делайте Добро, любите друг – друга, и Ангелы вам помогут!
Вос-ль: Ребята давайте подготовим наши пальчики к выполнению задания, и сделаем пальчиковую гимнастику.
(Пальчиковая гимнастика)
Дружат в нашей группе
(Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
(Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.
Вос-ль: А сейчас обратите внимание, на ваших столах лежат заготовки. Из них мы изготовим своих Ангелов-хранителей.
Вос-ль: Я уже постаралась и сделала своего «Ангелочка». Посмотрите на образец, сейчас я вам покажу поэтапно, как правильно сделать ангелочка.
Для изготовления нам понадобится: бумажные салфетки; нитки белого цвета; фольга; ножницы; клей - карандаш.
Вос-ль: Возьмем одну салфетку, развернем ее.
Начинаем скатывать, чтобы получился шарик.
Кладем в середину салфетки скомканный из салфетки шарик, сгибаем салфетку вместе с ним пополам и обвязываем белой ниткой этот шарик, получая головку и платьице.
Далее возьмем ещё одну салфетку, разложим её в виде ромба и соберем посередине в гармошку. Так мы получаем КРЫЛЬЯ нашего ангелочка. Обвяжем посередине нитью белой. Остатки нитки не обрезаем.
С помощью клея фиксируем крылышки на спинке заготовки платьица.
Вос-ль: Пока подсыхает клей предлагаю вам немного отдохнуть
(Физкультминутка «Ангелочек»)
Где-то в облачке пушистом
нарисовать руками перед собой форму облака произвольно
Ароматном и душистом
поднести руки к лицу, вдохнуть через нос после слова «ароматном», слово «душистом» произнести на выдохе, а руки отвести вперед в стороны
Ангелочек мой живет.
руками имитация полета (взмахов крыльев)
Ночью песни мне поет,
голову наклонить в сторону, ладошки вместе подложить под щечку (имитация позы сна)
Днем меня он охраняет
обнять себя руками
И за мною наблюдает.
показать подзорную трубу двумя руками
Ангел крылышком взмахнул,
«взмахи крыльев» руки вверх-вниз
К нам в оконце заглянул.
наклон вперед, поворот головы вправо, влево
Ангелочку улыбнемся,
встать прямо, улыбнуться
И помашем мы рукой,
помахать одной рукой
И конечно же другой.
помахать другой рукой
Ангел нам послал привет,
произнести слова, потом дунуть вперед на раскрытую ладонь одной руки
Мы пошлем привет в ответ.
произнести слова, потом дунуть вперед на раскрытую ладонь другой руки (повторить еще раз).
Вос-ль: И последний этап нашей работы, из скрученной в трубочку фольги формируем кольцо. Это будет НИМБ.
Вот наши ангелочки и готовы!
Рефлексия (беседа)
Вос-ль: Молодцы ребята. Какие красивые получились Ангелочки. Каждый вложил в свою работу частичку своей души.
Вос-ль: Ребята – о каком православном празднике мы сегодня с вами говорили?
Дети: Рождество Христово
Вос-ль: Кто принес благую весть?
Дети: Ангел.
Вос-ль: Из какого материала мы с вами делали ангелочков?
Дети: Из белых, бумажных салфеток.
Вос-ль: Ангел присел на еловую ветку
Легкий, воздушный, почти невесомый.
Средь мишуры и шаров разноцветных
Кажется он неприметным и скромным.
Под Рождество он спустился на землю,
Чудо неся нам на кончиках крыльев.
В Светлую ночь вся Вселенная внемлет
Неумолкающим ангельским гимнам.
Он прилетел подарить утешенье
Душам смятенным в печалях погрязшим,
Радость, надежду, любовь и спасенье,
Стать верным другом, Хранителем нашим.
Спасибо всем, и пусть ваш Ангел Хранитель будет всегда рядом с вами!