Инна Полимонова
Комплексно-тематический план по приобщению дошкольников к народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация росписи северных народов.
Сентябрь.
«Колыбельная песня»
Знакомство с новыми колыбельными песнями народов мира, исполнение детьми уже знакомых песен Прослушивание колыбельных песен народов мира.
«Старинная русская одежда».
Публикация «Комплексно-тематический план по приобщению дошкольников к народной культуре» размещена в разделах
Конкретизировать представления о традиционном народном костюме, развивать интерес к нему. Презентация «Русский народный костюм в акварели» русский художник Ф. Солнцев. стр. 119 О. Л. Князева «Приобщение к истокам Русской народной культуры»
«Наша группа».
Формирование представлений о нашем детском саде и группе. Составление летописи нашей группы. Подбор фотографий.
Октябрь.
«Моя семья», «Герб семьи». Формирование у дошкольника адекватных способов общения с близкими. Творческая работа детей и родителей. Рассказы детей о своей семье.
«Дымковская игрушка.» Знакомить детей с народными промыслами.
«Радость творчества» О. А. Соломенников стр. 25
«Уральская роспись.» Продолжить знакомить с русскими народными промыслами родного края Презентация, мастер-класс.
«Сине-голубая гжель.» Знакомить детей с народными промыслами России. О. А. Соломенникова стр. 75 «Радость творчества»
Ноябрь.
«Зиновий синичник». Праздник на Руси- Кузьминки. Формирование представления о народных праздниках и народных приметах. Выставить картинки с изображением птиц зимовников: синицы, щегла, снегиря, чечетки, свиристели. Рассказать о зимующих птицах.
«Народный календарь» Николаева С. Р.
Празднование дня толерантности Формировать стойкую убежденность важности мирного существования со всеми народами, значимости культур других народов.
«Игры народов мира» Рассказ воспитателя о разных национальностях и обычаях. Работа с картами мира. «Клуб путешественников.»
Наш город Екатеринбург Расширять представление детей о родном городе, элементарные сведения об истории. Беседа о нашем городе. Гимн, флаг. Просмотр презентаций о городе.
«Празднование дня Матери», Формирование способов общения с близкими людьми, своей семьей. Печем булочки для мам, рисуем портреты своих любимых мам. Рассказы детей о своих мамах и бабушках. .
Декабрь.
«Екатерина- санница». Формировать представление о народных праздниках России.
Воспитание любви к малой Родине, гордость за достижение своего города. Рассказ воспитателя о катании на санях в этот день Покатать малышей на санках. Открытие спортивной площадки в нашем детском саду. Встреча олимпийского огня в нашем городе Екатеринбурге.
«Зима кружевница». Познакомить с народным творчеством Вологодское кружево. Рассматриваем зимние кружевные морозные рисунки. Изображение Вологодских кружевов. Декоративное рисование кружева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры О. Л. Князева стр. 172.
«Гусь из Хрусталя». Познакомить с древним городом России и народным промыслом стеклодувов. Рассказ воспитателя о городе Гусь Хрустальном. Смотрим презентации о выдувании стекла. Стекло из Италии, г. Венеция.
Пряничные домики. Рождественское имбирное печенье.
«Спиридон- солнцеворот». Научить печь имбирное печение.
Познакомить с закличками. которые наши предки призносили в день Спиридона-солнцеворота. Презентации и рассказ воспитателя о пряничных домиках. Печем в группе Рождественское печенье и угощаем родителей. Наблюдение за долготой дня.
«Народный календарь» Николаева С. Р. стр. 133
Январь.
«Рождественский сочельник». Формировать представление о русских праздниках наших предков. Просмотр мультфильма «Вечера на хуторе близ Деканьки.» Рассказ воспитателя о Рождестве, обычаях колядования. Празднование. стр. 153 О. Л. Князева «Приобщение к истокам русской народной культуры»,
Знакомство с творчеством П. П. Бажова Расширение представления о родном крае, об известных писателях Урала. Читаем сказы, смотрим презентации, мультфильмы. Оформляем уголок Бажова. Изготовление книжки- малышки из детских работ. Выставка Уральского камня. Виртуальная экскурсия в Литературный квартал города Екатеринбурга.
Вышивка на рушниках. Формировать представления детей о народных промыслах России и Украины, о народной вышивки. Рассматривание украинской и русской вышивки в музеях нашего детского сада. Мастер- класс по вышиванию. О. А. Соломенникова «Радость творчества» стр. 69.
«Гирлянда Дружбы» Познакомить детей о миротворческой акции «Дети России за мир во всем мире» Изготовление народных тряпичных куколок. Мастер – класс.
Февраль.
«У моей России голубые очи, на меня Россия ты похожа очень».
Формирования представлений детей о Родине-России; элементарные сведения об истории, геральдике и гимне, о Москве- столице России, традициях, обычаях. Презентация по городам страны. Рассматривание костюмов разных народов России.
Великие художники России. Музыкальная Россия. Поддерживать интерес детей к событиям в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
Познакомить с достижениями великих художников и композиторов. Презентаци о Третьяковской галерее. Рассказ о художниках. Известные русские и зарубежные композиторы. Прослушивание произведений Шопена, Чайковского, Баха, Штрауса, Вивальди. Поход в оперный театр. Балет «Каменный цветок». Презентация о «Большом театре».
«День защитника Отечества». Стимулировать и поощрять миролюбивое отношение к другим национальностям и народам. История празднования, рассказы о солдатах, просмотр презентации о Бородинском сражении. «Спортивный праздник», открытие Олимпиады в г. Сочи.
«Масленица».
Познакомить детей со старинным русским праздником Масленица. Углубить интерес к культуре своего народа. Просмотр презентаций. Изготовление атрибутов. Празднование. стр. 157 О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
»
Март.
«Национальная кухня». Познакомить детей с бытом, культурой, обычаями народов мира. Продолжать знакомить с народными русскими промыслами. Изготовить выпечку и угощение своими руками. Тульские пряники. Мастер- класс. Пригласить мам.
Е. Осетров «Краса ненаглядная». стр. 40
«Евдокия – плющиха». Формировать представление о народном календаре, народных приметах и праздниках. В уголке природы выставить семена различных растений, рассмотреть, затем замочить и посадить рассаду. Рассказать об этом народном дне. «Народный календарь» Николаева С. Р. стр. 75
«Обретение». «Герасим –грачевник». Продолжать формировать представления о народных приметах и праздниках, обычаях. Вспомнить о птицах зимниках. В этот день птицы начинают вить гнезда, а перелетные летят из теплых стран. Послушать голоса птиц.
А. К. Саврасов «Грачи прилетели». Побеседовать об образе жизни этих птиц. «Народный календарь» Николаева С. Р. стр. 74, стр. 136
«Алексей –кувшин пролей» Формировать представления о народных приметах и празднике. В этот день начинает сильно таять снег. Наблюдения.
Народный календарь Николаева С. Р. стр. 76
Апрель.
«Благовещение». Формировать представление о праздниках и обычаях русского народа. Почитаемый народный праздник – встреча Весны. Заклички, пословицы и поговорки о весне. Народный календарь стр. 77 Николаева С. Р.
«Прекрасные писанки» Познакомить с обрядами, традициями, обычаями русского народа. Учить ценить прошлое. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева. стр. 150 Мастер –класс.
«Тит – ледолом». Формировать представления детей о народных приметах и обычаях русского народа. В этот день взламывается лед по народным поверьям. Проводим эксперименты со льдом.
Стр. 78 «Народный календарь» С. Р. Николаева
«Акулина». «Зосима – пчельник» Формировать представления о народных обычаях и приметах. В этот день выходят из укрытий муравьи. Рассказ о насекомых. Презентация.
Наблюдаем за насекомыми. В конце апереля выносят ульи на пасеку. Смотрят куда пчела сядет, например на вишню, то урожай будет этих ягод. «Народный календарь» Николаева С. Р. стр. 80
Май.
«Лука». Формировать представление детей о народных приметах и народных праздниках. Высаживаем в группе лук. В этот день высаживают в народе лук. Оформляем грядки на огороде детского сада.
«Пелагея» Формировать представление детей о народных промыслах, народных приметах. Рассказ о древесине. Рассмотреть мебель и ложки из дерева, музыкальные народные инструменты из дерева. Рассмотреть выставку в нашем музее. В народе считалось, что на Пелагею из срубленного дерева,хорошо было делать деревянные ложки. Мастер- класс «Золотая хохлома.»
«Этот день победы!» Формировать стойкую убежденность важности мирного существования со всеми народами.
Формировать у дошкольников адекватных способов общения с близкими взрослыми. Выступление детей с концертом перед ветеранами Свердловской железной дороги. Поздравление бабушек и дедушек нашей группы. Изготавливаем оригами «Голубь мира».
«Никола вешний». «До свидания детский сад!»
Формировать представление о народном празднике и русских народных обычаях.
Познакомить с работой пастухов в прежние времена и особенностями пастушьего снаряжения. Наблюдаем за ростом травы на участке и в парке. Экскурсия в парк. Важное событие этого дня – выгон лошадей в поле. Катание ребят в парке на лошадях. Прощание с детским садом, сотрудниками, младшими детьми. Концерт. «Народный календарь» стр. 138 Николаева С. Р.