Татьяна Дубакова
Комплексно-тематический план «Комнатные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексно-тематический план. Тема: «Комнатные растения».
Старшая группа компенсирующей направленности «Белочка» с 13.03.23 по 17.03.23.
Цель: Расширение представлений детей о комнатных растениях, их многообразии.
Публикация «Комплексно-тематический план „Комнатные растения“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Задачи: Учить узнавать и правильно называть растения. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учётом их особенностей. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям, формировать эстетическое отношение к природе.
Итоговое мероприятие: Викторина «Угадай растение».
Организация предметно-развивающей среды: книги, иллюстрации комнатных растений, материалы и инструменты для ухода за ними, разнообразный материал для лепки, аппликации и художественного труда, книжки-раскраски тематического характера.
Планирование по видам детской деятельности:
Игровая:
Настольно-печатные: «Собери картинку», «Выложи цветы» (мозаика, «Собери комнатное растение», «Собери букет», «Цветочное лото».
Дидактические: «Обведи трафарет», «Узнай материал», «Скажи какой, какая, какие?», «Что лишнее», «Найди отличие», «Найди растение по названию», «Загадки о комнатных растениях».
Сюжетно-ролевые: «Магазин цветов», «Мама сажает цветы», «Семья».
Трудовая:
Труд в природе – формировать навыки детей работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.
Труд в уголке природе - продолжать учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы – поливать комнатные растения, рыхлить почву.
Хозяйственно-бытовой труд - дежурство по столовой, по занятиям и т. д. Цель: приучать детей работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.
Познавательно – исследовательская: «Чем отличаются растения», оформление схем строения растений для наглядного изображения всех частей растений, беседа на тему: «Могут ли растения лечить?»
Чтение: стихотворения, загадки о комнатных растениях.
Коммуникативная: беседы, ситуативные разговоры и рассказы воспитателей по теме.
Художественно-эстетическое развитие: Рисование «Роспись кувшинки» (Декоративное рисование). «Солдат на посту»
Взаимодействие с семьями воспитанников: индивидуальные консультации, размещение консультаций в родительском уголке, совместная исследовательская деятельность.
Вводно-мотивационный этап: обратить внимание детей на оформление группы разными картинками и иллюстрациями комнатных растений. Воспитатель: догадались, о чем мы будем говорить? Что вы знаете о комнатных растениях? Почему их называют комнатными? Какие комнатные растения вы знаете? Какие растения имеются у вас дома? Кто и как ухаживает за ними?
Загадывание загадок.
«Практико – деятельностный этап
Дни недели
Совместная деятельность взрослого и детей
Организация п/п развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в центрах активности Взаимодействие с родителями /социальными партнерами/
Непосредственно образовательная
деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утро, вторая половина дня Прогулка 1; 2
Понедельник
13.03.
Вторник 14.03
Среда 15.03
Четверг. 16.03. 9.00 - 9.20 (1 подгр.)
9.30 – 9.50 (2 подгр.) Развитие речи.
Восприятие худ. литературы
Тема. Заучивание стихотворения Благининой «Цветок – огонек».
Цель: учить детей запоминать и пересказывать стихотворение; совершенствовать интонационную выразительность речи.
10.00- 10.20
Музыка
По плану специалиста
11.50 – 12.05
Логоритмика
По плану специалиста
8.50 - 9.10
Рисование
По плану специалиста
9.20 – 9.40 (1 подгр.)
10.25 – 10.45 (2 подгр.)
РЭМП
Тема «Комнатные растения».
Цель: Совершенствование навыков количественного и порядкового счета. Закрепление знаний о составе числа (пять-десять). Совершенствовать навык решения примеров, навыков распознавания г/ф. Закрепить времена года.
9.55 – 10.15 Физическая культура
По плану специалиста
15.05 – 15.25
Ритмика
По плану специалиста
16.40 – 17.00
Изостудия «Радуга в ладошке»
По плану специалиста
8.50 – 9.10 (1 подгр.)
9.20 – 9.40 (2 подгр.) ФКЦМ
Тема: «Растения в нашем уголке природы».
Цель: уточнить представления детей о 4—5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло). Познакомить с новыми растениями.
9.50 – 10.10
Музыка
По плану специалиста
10.20 - 10.40
Физическая культура
По плану специалиста
8.55 – 9.15 (1 подгр.)
9.25 – 9.45 (2 подгр.)
Развитие речи.
(обучение грамоте)
Коррекционно – образовательные цели: уточнение, расширение и активизация словаря по теме; совершенствование грамматического строя речи; совершенствование навыков звукового анализа.
Коррекционно – развивающие цели: развитие фонематических представлений, диалогической речи, мышления.
Коррекционно – воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, ответственности.
Нищева, стр. 497.
9.55 – 10.15
Рисование
По плану специалиста
15.15 – 15.35
Студия «Веселая ритмика»
По плану специалиста
Утренний круг. План работы на день.
Беседа: «Как ты провёл выходные дни?».
Д/И «Подбери действия» - учить подбирать действия к предметам.
Игра м/п «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». Цель: развитие творческого воображения и сообразительн.
Работа с календарем: повторить дни недели, месяца весны, части суток.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.
Вторая половина дня.
Оздоровительная гимнастика
Работа по заданию логопеда.
С/РИ «Семья» - формирование выполнения типичных соц. ролей.
Чтение М. Пришвин «Золотой луг» - развивать память, усидчивость.
Игра драматизации по сказке «Колосок» - учить детей использовать различные средства выразительности для передачи характера и эмоций героев сказки.
Утренний круг. План на день. Беседа Рассматривание иллюстраций «Комнатные растения». Цель: расширение представлений о многообразии комнатных растений, индивидуальных особенностях некоторых из них, условиях жизни и правилах ухода.
Словесная игра: «Когда это бывает?» Цель: уточнение и углубление представлений о временах года.
Игры детей в игровых центрах по интересам.
Пальчиковая игра и артикуляцион. гимнастика
Вторая половина дня.
Оздоровительная гимнастика.
Чтение худ. литературы.
Г. Охапкина «История одного растения». Цель: развитие умений внимательно слушать произведение, оценивая поступки героев и делая выводы.
СРИ «Цветочный магазин» - учить разворачивать задуманный сюжет.
Работа по заданию логопеда и педагога - психолога
Д/ И: "Найди растение по названию" с, Артемом, Кириллом.
Цель: закрепление представлений о внешнем виде комнатных растений, их характерных особенностях. Вечерний круг
Утренний круг. Планирование работы на день.
Д/И «Найди ошибку». Цель: закрепление и уточнение правил дорожного движения, на примере сюжетных картинок. Отгадывание загадок по теме «Комнатные растения». Цель: развивать логическое мышление, память. Индивидуальная работа по ИЗО: учить рисовать цветы, растения, закрашивать их.
Работа с календарё м: повторить дни недели, времена года, части суток.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.
Вторая половина дня
Оздоровительная гимнастика.
Чтение: Чтение рассказа Ю. Лысакова «Кактус». Развивать интерес к чтению.
Самостоятельная работа в уголке физического воспитания. Цель: учить находить себе занятие и организовывать самостоятельно двигательную деятельность; развивать самостоятельность, творчество, поощрять инициативу.
Д/И «Собери из частей». Цель: закрепление умения составлять целое из частей.
Д/И "Угадай растение".
Цель: развитие умений узнавать растения по описанию.
Работа по заданию логопеда и психолога.
Вечерний круг.
Утренний круг. Приветствие, планирование на день.
Беседа: «Лекарства на окне». Цель: расширить представления детей о лекарственных комнатных растениях, воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Д/ И: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: закрепить представления детей о правильном поведении в природе.
Д/И «Подбери слово на заданный звук» - закрепить умение подбирать слова на заданный звук.
Пальчиковая и
артикуляционная гимнастики
Вторая половина дня.
Оздоровительная гимнастика.
Чтение сказки «Аленький цветочек» - (аудиозапись).
Цель: развивать умение внимательно слушать сказку, оценивая поступки героев и делая выводы.
Рисование по замыслу «Фантастические цветы».
Цель: вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений.
Работа по заданию логопеда и психолога.
СРИ «Семья» - сюжет «Уход за комнатными растениями». Вечерний круг, подведение итогов дня. Прогулка № 1. Наблюдение за ветром. Цель: обогащение представлений о явлении неживой природы – ветре; определение направления ветра, силы.
Труд: подмести веранду от снега. Цель: приучать детей трудиться, добиваться положительных успехов.
П/И «Карусели» - развивать умение двигаться по кругу с ускорением и замедлением; «Гори, гори ясно» - развивать скоростные качества, ловкость детей.
Развитие движений. «Ниточка – иголочка». Цель: упражнение воспитанников в ходьбе с изменением направления движения
Прогулка № 2.
Наблюдение за корой деревьев Цель: расширять представления детей о растительном мире
ПИ «Ровным кругом», «Море волнуется» - согласовывать свои движения с движениями товарищей.
Прогулка № 1.
Наблюдение за вороной.
Цель: Развивать наблюдательность. Знакомство с приметами: вороны дружно вьются в воздухе – перед снегом; вороны садятся на снег – к оттепели.
ПИ «Ловишки», «Веселые ребята». Цель: развивать двигательную активность детей.
Труд. Расчистить дорожки от влажного снега.
Индивидуальная работа по развитию движений: метание снежков в вертикальную цель - развивать ловкость
Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом.
Прогулка № 2
Наблюдение за птицами.
Цель: поощрять желание детей заботиться о птицах.
Рассказать, что нужно знать о птицах, чтобы суметь позаботиться о них в весеннее время.
Труд: кормление птиц.
ПИ «Мы веселые ребята», «Горелки».
Цель: учить детей правильно выполнять игровые действия, развивать ловкость, внимание.
Прогулка № 1.
Наблюдение за вороной и сорокой. Цель: учить сравнивать сороку и ворону, находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).
Труд: сбор льдинок для экспериментирования (как на солнце лед превращается в воду) ПИ: «Найди себе пару», «Воробышки и автомобиль».
Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; быстро действовать по сигналу воспитателя.
Индивид. работа: (Артем, Саша) Развитие движений. Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.
Прогулка № 2
Наблюдения за снегом
Цель: определение свойств снега
Труд. Очистка участка от снега.
Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.
П. И. «Карусели»
Цель: приучать детей согласовывать свои движения с произносимыми словами
П. И. «Кто дальше?». Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя.
Прогулка № 1
Наблюдение за льдом.
Цель: формировать у детей умение устанавливать связь между температурой воздуха и состоянием воды; актуализировать их знания о свойствах льда (прозрачный, хрупкий).
П. И. : «Третий лишний», «Бабка Ежка»- учить самостоятельно организовывать знакомые игры.
Труд: расчистить дорожки от рыхлого снега, льда - воспитывать любовь к труду. Индивид. работа по ОВД с Максимом, Кирой - упражнять в прыжках на одной ноге с продвижением вперёд.
Прогулка № 2
Наблюдения за погодой, сравнить утреннюю и вечернюю погоду.
Труд. Кормление птиц крошками хлеба – заботиться о птицах
П/И «Прятки», «Веселые ребята» - развивать скоростные качества детей, ловкость.
Развитие движений. Закрепить умение ходить приставным шагом со сменой направления (привлечь всех детей). Самостоятельная деятельность детей.
Цель: формировать умение находить себе занятие по интересам, избегать конфликтов. В книжный уголок поместить альбом, предметные картинки по теме «Комнатные растения»
Работа в центре природы: осмотр комнатных растений.
Ц: отметить, какие произошли изменения (новые листья, бутоны, цветы). Связать изменения с потеплением, увеличением светового дня.
Внести атрибуты для СРИ «Семья» - формирование типичных соц. ролей.
Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин». Цель: побуждать детей использовать в игровой деятельности предметы заместители, учить разворачивать задуманный сюжет.
Внести книжки – раскраски – «Комнатные растения» - развивать умение ровной штриховки, не выходя за контур
Дидактические игры «Разрезные картинки», «Пазлы», «Найди отличия», настольно – печатные игры.
Цель: формирование желания действовать с разнообразными играми.
Предложить детям навести порядок в группе. Цель: соблюдение порядка в группе, вызывать желание помогать взрослым.
Рисование, лепка, конструирование по замыслу.
Внести атрибуты для
строительных игр (крупный строитель); мелкие игрушки – развивать умение создавать единые постройки.
Работа в центрах творчества: разыгрывание придуманных сказок и историй с игрушками кукольного театра.
Внести атрибуты для СРИ «Семья» - учить детей отражать в игре изученное по теме недели.
Обновление информации по теме недели в «Уголке для родителей»
Организация выставки рисунков на тему: «Мой любимый цветок»
Работа по проекту «Книги читаем-речь развиваем» - (см. план)
Консультация для родителей: «Одежда детей весной»
Индивидуальные консультации; напомнить родителям о необходимости выполнения домашнего задания логопеда в выходные дни.
Пятница
17.03 9.00 – 9.20 (1 подгр.)
9.30 – 9. 50 (2 подгр.)
Конструктивно-модельная/познавательно-исследовательская деятельность
Тема: «Комнатные растения» (Презентация)
Цель: расширить знания детей о комнатных растениях.
10.00 – 10.20 (Лепка (1, 2 н) / Аппликация (3, 4 н)
Аппликация
Тема: «Цветок – фиалка в горшке».
Цель: создать условия для закрепления знания о комнатном растении – «фиалка».
11.20 – 11.40 Физическая культура (на улице)
По плану специалиста
Итоговое мероприятие: Викторина «Угадай растение» - закрепить пройденный материал по теме недели. Утренний круг, планирование на день.
Работа с календарё м: повторить названия весенних месяцев, дней недели, части суток.
Чтение С. Каратов «Комнатные цветы» - развивать интерес к чтению.
Д / И «Назови лишнее», «Составь предложение» - развивать речь детей
Отгадывание загадок – развивать логическое мышление, память.
Д/И «Скажи наоборот» - учить подбирать противополож. по значению слова.
Артикуляционные и пальчиковая гимнастики.
Вторая половина дня.
Оздоровительная гимнастика.
Работа по заданию логопеда и психолога.
Чтение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик» - помочь детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Самостоятельная деятельность детей в центре ИЗО.
Рисование по замыслу. Цель: развивать движения руки в рисовании мазков, штрихов, вертикальных, горизонтальных и округлых линий.
Вечерний круг. Подведение итогов по пройденной теме недели. Прогулка 1.
Наблюдение за почками на березе.
Цель: продолжение знакомства с березой, ее особенностями в весеннее время года.
П. И. «Бездомный заяц», «Караси и щука».
Цель: развитие умений действовать по сигналу, соблюдая правила игр и правила безопасного поведения при проведении игр.
Работа по развитию движений с Аней, Евой - игровые упражнения «Пустое место». Цель: закрепление умения быстрого бега
Прогулка 2.
Наблюдение за погодой во вторую половину дня.
ПИ «Море волнуется» -обогащать двигательный опыт. Игры со снегом - повышать двигательную активность.
Индивидуальная работа с Аленой, Ксюшей. «Кто самый меткий?» -выполнять метание на дальность правой и левой рукой. Цель. Развивать глазомер, меткость. Предложить детям настольные игры.
Цель: учить детей соблюдать правила игр, воспитывать дружелюбие, культуру общения.
Внести оборудование для игровой деятельности по интересам детей.
Цель: формировать умение интересно и с пользой проводить досуг.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса, ориентирование на совместное с ребенком чтение художественных произведений