РУШАНА ИРЕКОВНА
Комплекс сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Кого не хватает?».
Цель: развитие мотивации на взаимодействие, навыков групповой
работы.
Воспитатель просит детей сесть в круг и закрыть глаза. Пока никто не
видит, педагог тихо проходит по кругу и легонько касается плеча одного из
детей. Тот ребенок, которого выбрал воспитатель тихо выходит в соседнюю
комнату и ждет. Оставшиеся дети открывают глаза и отгадывают, кого не
хватает в комнате.
Игра «Банк».
Цель: формирование коммуникативной компетентности.
Задачи
1. Развивать умение получать необходимую информацию в общении,
Публикация «Комплекс сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
умение слушать другого человека, умение нормально общаться со взрослыми и
сверстниками, умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных
ситуациях, умение выбирать адекватную модель поведения в различных
жизненных ситуациях.
2. Воспитывать дружелюбие и умение соблюдать правила поведения в
общественных местах. Развивать умение детей распределять роли между собой,
понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
Предварительная работа
Просмотр видеороликов о деятельности банка и его сотрудников.
Беседы с детьми из личного опыта "как мы с мамой ходили в банк".
Дидактические игры"кому, что нужно для работы", "кто, где работает".
Игры:" мы пришли в банк","обслуживание клиентов".
Чтение художественной литературы: Л. Кларин" уроки экономики гнома
и экономики феи", И. Липсиц" удивительные приключения в стране
экономики", Ю. Корчак"мелкий бизнесмен".
Смотрите картинки и фотографии о банке.
Изготовление атрибутов: кассового аппарата, компьютера, форм,
предметов одежды.
46
Развивающая тема и игровая среда: фигуры, касса, компьютер, символика
банков, предметы одежды, банковские реквизиты, атрибут "банкомат",
телефон, сейф, денежные купюры.
Игра «Пиццерия».
Цель: формирование коммуникативной компетентности.
Задачи
1. Развивать умение понимать эмоциональное состояние сверстника,
взрослого, умение получать необходимую информацию в общении, умение
слушать другого человека, чтить его мнение, интересы, умение выслушивать
друг друга, не ссориться, умение спокойно реагировать в конфликтных
ситуациях.
2. Расширять у детей представления о работе персонала пиццерии;
закреплять умение соблюдать правила поведения в общественных местах.
Научитесь подбирать атрибуты для игры.
3. Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять
роли, выполнять игровые действия, действовать по правилам и общему плану
игры. Стимулировать творческую деятельность детей в игре.
Предварительная работа
Воспитатель проводит беседу на темы: "Что такое пиццерия?», «Кто
работает в пиццерии?», «Что такое меню?», «Как вести себя в пиццерии?».
На мольберте вывешены иллюстрации, рисунки из альбомов на тему:
"Профессии".
Так же педагог готовит дидактические игры: "в гости", "положить на
стол", "ласковые слова", "угощения для куклы Кати".
Составление меню, сборка салфеток, изготовление коробок для пиццы и
тортов.
Распределение ролей:
-официанты
-администратор
-гости
Контроль за работой официантов в пиццерии. Составление рассказа из
личного опыта, как сходили в пиццерию всей семьей.
Развивающая тематика и игровая среда: планшеты с надписями:
"администратор пиццерии"; униформа (фартуки и головные уборы) для
официантов; скатерти для столов; раздаточные материалы; полотенца, папки
меню с картинками; модуль "кухня"; куклы из пластика и пиццы, фрукты,
ягоды, мороженое, овощи и соленое тесто и т. д. ; игрушечная столовая и
кухонная утварь; бумажные и текстильные салфетки; небольшие вазы с
цветами для украшения столов; игрушечные телефоны; чехлы и фартуки для
повара; кошельки, сумки, деньги и чеки; ручки и блокноты для записи заказов;
метлы, совки, швабры, тряпки для чистки столов и полов; халаты для
уборщика; радио, рекламные листовки.
Игра «Кафе».
Закреплять ролевые действия работников кафе и показать, что их труд -
коллективный. От качества работы одного зависит результат всего коллектива.
Игровые действия: в группу в гости к детям приходит Мальвина. Она
знакомиться со всеми детьми. Мальвина решает пригасить своих новых друзей
в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их
обслуживают официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за
обслуживание.
Игра «Театр».
Цель: формирование коммуникативной компетентности.
Задачи
1. Развивать умение понимать эмоциональное состояние сверстника,
взрослого и говорить о нем, умение несложно общаться со взрослыми и
сверстниками, выбирать адекватную модель поведения в различных жизненных
ситуациях.
2. Расширять представления детей о театре, профессиях людей,
работающих в театре. Развивать умение детей разыгрывать пьесу по знакомой
48
сказке, передавать в речи образы сказочных героев, согласовывать свои
действия с другими художниками.
3. Воспитывать позитивные установки и культуру поведения в
общественных местах.
Предварительная работа
Просмотр мультфильмов:"Барбоскины"," Смешарики","Приключения
Буратино".
Беседы о театре, об актерах, костюмах и постановках.
Дидактическая игра "играем в театр".
Обзор картин на тему "Театр".
Чтение и инсценировка различных сказок.
Изготовление атрибутов для игры: плакатов, программ, билетов,
персонажей, костюмов.
Развивающая тематика и игровая среда: костюмы, касса, билеты в театр,
плакаты, приглашения, образцы программ, ширма, цветы в вазах и корзинах,
посуда, продукты, мебель, сумки, кошельки, деньги.
Игра «Спасатели».
Цель: формирование коммуникативных навыков общения со
сверстниками.
Задачи
1. Развивать умение самостоятельно создавать игровую среду для
намечаемого сюжета, использовать заменяющие игрушки. Развитие
диалогической речи через размещение ролевых диалогов.
2. Познакомить с профессиональными действиями спасателей,
научить находить выход из проблемных ситуаций. Формирование позитивного
отношения к людям, работающим в "Службе спасения".
3. Расширить представление о работе людей, обслуживающих
специальное оборудование. Познакомить детей с парком" службы спасения" :
снегоходы, легковые автомобили, санитарные машины, пожарные машины.
Закрепление знаний о звонках на телефоны "01", " 02 " при необходимости,
49
«03».
Предварительная работа
Воспитатель проводит экскурсию в пожарную часть: осмотр обстановки и
оборудования, гаражей со специальным оборудованием, мест обучения
пожарных, объяснение назначения стендов, табличек, спецтехники, защитных
костюмов, наблюдение за персоналом пожарной части (спортзал, комнаты
отдыха, кабинеты, обращать внимание на гармонию в их работе. Рассказ о
работе и подготовке сотрудников пожарной охраны.
Интервью с родителями, которые работают с врачами скорой помощи в
МЧС, пожарной части и группе, чтобы показать, что медсестра оказывает
надлежащую медицинскую помощь.
Просмотр картинок на темы экстремальных ситуаций и составление
рассказов по ним, просмотр фотографий "пожарная часть", "спецтехника
спасательных служб".
Беседы с детьми:" что такое Служба спасения"," о работе взрослых в
спасательной службе"," где учат профессиям МЧС", " осторожно!
Огонь!, Если случится пожар.
Игра-занятие " если в доме пожар, звоните 01."
Составление творческих рассказов"маленькая спичка – большая беда".
Показ фильмов и мультфильмов о действиях спасательной службы в
чрезвычайных ситуациях (пожар, землетрясение, наводнение, взрыв).
Создание и разрешение проблемных ситуаций с детьми: "что бы вы
сделали, Что делать, если.
Педагог предлагает вспомнить с детьми правилам поведения и эвакуации
при пожаре, как и что нужно сделать, чтобы оказать первую медицинскую
помощь, напомнить правила обращения с мерами профилактики пожара (не
играть со спичками, газовыми и электрическими приборами) и другими
опасными предметами быта.
Повторить и выучить телефонные номера, по которым можно позвонить в
МЧС.
-01
-112
Эффективная деятельность: предложить рисование на тему "Огонь мой
друг и враг», «Огонь вред природе», «Опасные электроприборы», «Пожарный-
моя любимая профессия».
Чтение литературных произведений: С. Я. Маршак " огонь, л. Толстой
"огонь", В. Гальченко" приключения пожарного", т. A. Шорыгин" бумажный
самолетик", "Айболит" к. I. Чуковский, чтение из серии ОБЖ" как друзья
переходили дорогу", д. Ткач читает сказку из серии ОБЖ" доктор", "Тиль-Бом
сгорел кошачий домик", "как чуть не утонули друзья", отгадывает загадки про
спасателей, врачей, милиционеров, пожарных.
Дидактические игры:" горит-не горит"," что нужно пожарнику","
пожароопасные вещи"," кто должен работать"," чудесная сумка", " знаешь?».
Подвижные игры:" кто быстрее","быстро и ловко","помоги жертве".
Игровые упражнения: наложение повязки на рану, оказание первой
помощи.
Пошив униформы: пожарных, милиционеров, МЧС, врачей (халаты,
шапки).
Далее представлены формулировки рекомендаций для педагогов
дошкольной образовательной организации по успешной реализации
комплекса сюжетно-ролевых игр для формирования регулятивно-
коммуникативных умений у старших дошкольников выглядят следующим
образом:
- Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности детей в
процессе работы с ними.
- Содействуйте самостоятельности детей, поощряйте их стремление к
независимости.
- Предоставьте разнообразную и развивающую предметно-
пространственную среду для проведения сюжетно-ролевых игр.
- Убедитесь в соответствии условий дошкольной организации
активной, разнообразной и творческой сюжетно-ролевой игре.
Кроме того, важно обогащать содержание сюжетно-ролевых игр на
основе впечатлений детей о реальной жизни. Для этого можно
организовывать экскурсии, проводить тематические беседы и активно
участвовать в создании и реализации сюжетно-ролевых игр вместе с детьми.
Важно побуждать детей к активному участию и проявлению своей
творческой способности.