Ходыкина Ольга Андреевна
Комплекс игр на формирование мотивации к школьному обучению у старших дошкольников и младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые взрослые, педагоги и родители! Предлагаю вашему вниманию комплекс игр со старшими дошкольниками и младшими школьниками, направленных на формирование мотивации учения в школе. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе - одна из важнейших задач взрослых в подготовке детей к школе. Проводя целенаправленную работу, можно развить мотивационную готовность к обучению в школе.
«Сокол и лиса»
Публикация «Комплекс игр на формирование мотивации к школьному обучению у старших дошкольников и младших школьников» размещена в разделах
Игра моделирует ситуацию обучения и служит развитию произвольности. Выбираются сокол и лиса. Остальные дети — соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он бегает в разных направлениях и одновременно делает разные движения руками (вверх, в стороны, вперёд и какие-либо более замысловатые). Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями, стараясь точно повторить их. В это время из норы вдруг выскакивает лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. (Лиса появляется по сигналу ведущего и ловит только тех, кто не присел.) «Пойманный» соколёнок выбывает из игры.
«Барыня прислала сто рублей»
Народная игра для воспитания сосредоточенности. Играть можно вдвоём, а можно целой группой. Ведущий обращается к ребё нку: «Барыня прислала сто рублей, что хотите, то купите. Чёрный, белый не берите. «Да» и «нет» не говорите!» После этого ведущий начинает вести с ребёнком беседу, провоцирующую использование запрещённых слов. Отвечать нужно быстро, все дети внимательно следят за выполнением правила. Ответы «Ага», «Угу», «Не-а» не принимаются. Беседа продолжается до тех пор, пока не проскользнёт запрещённое слово. Тогда участник отдаёт ведущему свой фант, для выкупа которого он должен выполнить отдельное задание. Беседа принимает примерно такой характер: «Ходил ли ты когда-нибудь в зоопарк? Однажды. А видел ли там медведя? Видел. Он был бурый или белый? Полярный». Если диалог длится три минуты с соблюдением правил, ребёнок выиграл.
«Птичка»
Познавательная игра для развития самоконтроля. Перед началом игры необходимо познакомить детей с различными породами деревьев, показать их на картинке, рассказать, где они растут. Перед игрой все подбирают для себя фант - любую мелкую вещь. Игроки усаживаются в круг и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и всем игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и др). Каждый должен запомнить своё название.
Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и т. д. Кто прозевает, отдаёт фант. В конце игры фанты отыгрываются. Необходимо внимательно следить за ходом игры и быстро отвечать. Подсказывать нельзя.
«Нарисуй пароход»
Упражнение для воспитания произвольности движения рук. Взрослый говорит: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй, пожалуйста, точно такую же картинку, какую ты видишь на образце. Не торопись, постарайся быть внимательным». При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание на соотношение размеров деталей; на присутствие всех деталей; на правильность изображения - нет ли зеркального отражения, не путает ли ребёнок верх и низ; на количество деталей и способ их изображения - считает ли ребёнок или рисует «на глазок»?
Если оказывается, что задание слишком трудно, придумайте сами более простые варианты и предлагайте их ребёнку почаще.
«Узоры»
Игра для развития сосредоточенности. Ребёнку даётся лист бумаги в клетку. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем рисовать узоры по клеточкам. Постарайся, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Каждую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Первый узор: одна клетка направо, одна клетка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вниз, одна налево, одна вниз, одна налево, одна вверх, одна налево, одна вверх. Что получилось? Правильно, крестик! Второй узор: две клетки направо, две клетки вверх, две направо, две вниз, две налево, две вниз, две налево, две вверх. Попали в начальную точку? А что получилось? Правильно, квадратики! И т. п.
«Палочки»
Игра-тест. Для этой увлекательной игры понадобятся счётные палочки или спички. Играть лучше вдвоём. Взрослый говорит: «Я покажу тебе фигурку, сложенную из палочек, и через 5 секунд накрою её листом бумаги. За это время ты должен запомнить фигурку и затем выложить такую же. Затем сравни свою фигуру с образцом, исправь и подсчитай свои ошибки. Если палочка пропущена или лежит неправильно - это считается ошибкой. Начали!» Фигурки: домик, звёздочка, снежинка, ёлочка и др. Затем можно усложнять игру, предлагая для запоминания несколько фигурок одновременно.
«Сосед, подними руку»
Игра воспитывает произвольность, привычку соблюдать правила и внимание к товарищам. Играющие образуют круг. Выбирают водящего, который встаёт внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается точно напротив любого из игроков и громко произносит: «Сосед, подними руку!» Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает просто стоять. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, а сосед слева - правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то ошибся, поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он только пытался поднять не ту руку.
«Первоклассник»
В игре закрепляются знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность. На столе лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расчёска и пр. После напоминания о том, что ребёнок скоро идёт в школу и будет сам собирать свои вещи, предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребёнок сложит все вещи и закроет портфель. Возможные модификации: если участвуют несколько детей, ввести элемент соревнования, если один ребёнок - считать до 5. Нужно обращать внимание на то, чтобы складывать вещи не только быстро, но и аккуратно.
«Тропинка»
Развивает дисциплинированность, организованность, сплочённость группы детей. Дети берутся за руки, образуя круг. По сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово-задание. Задания чередуются, можно менять темп. «Тропинка» - все дети встают друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. «Копна» - дети направляются к центру круга, вытянув руки вперёд. «Кочки» - дети приседают, положив руки на голову. Кто неправильно выполнит задание, выходит из игры. Победителем становится ребёнок, дольше всех не допускавший ошибок.
«Летает - не летает»
Дети встают в круг. Взрослый объясняет правила: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, рук поднимать не нужно. Пожалуйста, будьте внимательными». Затем взрослый начинает игру: «Голубь летает?» - и поднимает руки. Дети говорят: «Летает» - и тоже поднимают руки. «Автомобиль летает?» - спрашивает взрослый и поднимает руки. Дети, как правило, повторяют этот жест и проигрывают. Смысл игры заключается в том, что дети должны сохранять бдительность во время уловок взрослого и всегда различать зрительный сигнал и содержание вопроса.
«Скучно, скучно так сидеть»
Развиваем у детей раскованность, тренируем самоорганизацию. Вдоль противоположных стен зала расставлены стулья. Возле одной - по количеству детей, возле другой - на один стул меньше. Дети садятся на стулья вдоль стены. Взрослый читает стишок: «Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть. Не пора ли пробежаться и местами поменяться». Как только ведущий заканчивает читать, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру, каждый раз нужно убирать по одному стулу.
«Что я знаю о школе?»
Цель упражнения: уточнить знания детей о школе. Взрослый проводит блиц опрос детей:
- Как надо обращаться к учителю?
- Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
- Как узнать, что начинается урок?
- Что такое перемена?
- Для чего нужна перемена?
- Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
- Где пишет учитель, когда объясняет задание?
- Что такое отметка?
- Какие отметки хорошие, а какие плохие?
- Что такое школьный дневник?
- Что такое каникулы? И т. п.
Желаю вам успехов!