Анастасия Анатольевна Змановская
Комплекс дидактических игр. Мозаика из крышек «Крышкин дом»
Комплекс дидактических игр
по нетрадиционному рисованию
«Крышкин дом»
Разработала: воспитатель по изо-деятельности
Змановская А. А. Ханты-Мансийск, 2017 г.
«Крышкин дом»
Актуальность
Публикация «Комплекс дидактических игр, Мозаика из крышек „Крышкин дом“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дом, дома на улице города. Аппликация
- Крышки. Игры из пластиковых крышечек
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2020
Разноцветные крышки от пластиковой тары стали повсеместно использоваться в качестве материалов для создания разнообразных поделок и игр. В настоящее время уже накоплен весьма солидный опыт подобного творчества у многих педагогов.
С помощью игры с крышками можно не только развивать мелкую моторику рук, но и формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях о классификации, развитие абстрактного воображения, образной и логической памяти, ассоциативного мышления по аналогии.
Дидактические игры с крышками – уникальный по своим дидактическим возможностям материал. «Почему именно крышки?» – спросите вы. Крышки легко брать руками, они не ломаются, поэтому их можно использовать долгое время. Играть крышками можно как за столом, так и расположиться в удобном месте.
Я использую дидактические игры с цветными крышками на занятиях по художественно – эстетической деятельности, в конструировании, в совместной, индивидуальной деятельности.
Не спешим выбрасывать пробки и крышки, а копим их - пригодятся!
Образовательная область: художественно - эстетическое развитие.
Возраст: 3 - 7 лет
Цель дидактической игры: развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие и художественный вкус по средствам игровой деятельности.
Задачи:
1. Развить интерес к различным видам изобразительной деятельности; совершенствовать умения в рисовании, прикладном творчестве.
2. Закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы
3. Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.
2. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
3. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Материалы: крышки разного размера и цвета, коробки для систематизации дидактического материала, банки, для крышек с предметными картинками (количество крышек можно увеличить при необходимости домиков, иллюстрации, мешок для лото, крышки с разными видами росписи.)
Младший дошкольный возраст:
Задания:
• «Укрась домик по цвету»;
• «Собери радугу»;
• «Засели домики крышками» и т. д.
Средние группы:
Задания:
• «Укрась елку»;
• «Собери ромашку»;
• «Животные»;
• «Собери пазл» и т. д.
Старшие и подготовительные группы:
Задания:
• «Составь натюрморт»;
• «Лото»;
• «ПДД» и т. д.
«Рисуем штампиками» - для средней, старшей, подготовительных групп.
ПРАВИЛА ИГРЫ
В играх из крышкиного дома принимают дети и педагог. Данную дидактическую игру можно использовать как часть ООД и для индивидуальной работы, игровой материал можно использовать и в самостоятельной деятельности обучающихся Задача играющих правильно соотносить крышки с условием игры.
Крышкин дом можно заселять разными играми и формировать в зависимости от образовательной деятельности.
Примеры нескольких игр.
Дидактическая игра «Найди по цвету», для детей младшего дошкольного возраста.
Программная задача: сенсорное развитие, формирование основных сенсорных эталонов. Развитие внимание и наблюдательности.
Ход игры: с помощью воспитателя ребёнку предлагается разложить в баночки крышки по цветам.
Дидактическая игра «Радуга», для детей младшего дошкольного возраста.
Программная задача: Закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках и объектов природы. Развитие внимание и наблюдательности.
Ход игры: с помощью воспитателя ребёнку предлагается разложить радугу по цветам.
Лото «Найди пару»
Цель: развитие умений детей соотносить фрагмента изображения с его аналогом.
Лото состоит из карточек, с изображением разных росписей Задача играющих заключается в том, чтобы подобрать к фрагменту изображения крышку с таким же изображением из мешка. Выигрывает тот игрок, кто первым закроет правильно все карточки. Если у детей возникают затруднения в процессе игры, то можно предварительно показать карточки и рассказать о элементах росписи.
Ожидаемый результат: развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие и художественный вкус по средствам игровой деятельности.
Дидактическая игра «Собери ромашку» (лепестки можно заменить другим цветом)
Цель: Продолжать знакомить детей с основными цветами, различать их. Развитие мелкой моторики рук.
Ход игры:
Детям предлагается собрать ромашку из крышек, правильно подобрав цвет: серединка желтая, лепестки белые, стебелек и листья – зеленые.
Дидактическая игра «Наряди елочку»
Цель: Продолжать знакомить детей с основными цветами, различать их. Развитие мелкой моторики рук, внимания и наблюдательности.
Варианты игры:
1. Детям предлагается рассмотреть елочку и украсить ее разноцветными пуговицами.
2. Взять елочку и украсить ее пуговицами одного цвета.
Дидактическая игра «Составь натюрморт»
Цель: Знакомить детей с жанром натюрморта. Развивать знания об особенностях его изображения, его составных элементах. Учить составлять композицию для натюрморта по собственному замыслу или заданному сюжету.
Ход игры: Дети выбирают предметы и красиво составляют натюрморт.
Аналогично составляется портрет, только с помощью крышек с картинками дети наряжают даму или девочку украшениями или цветами.
Пейзаж дополняется деталями: облака, дерево, цветы, ягоды и т. д. изображение которых составляется с помощью крышек.
Дидактическая игра «Подбери узор» Народная роспись
Цель: учить детей составлять узор на основе некоторых видов декоративно-прикладного искусства (народных игрушек, росписей гжелей и др.).Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству. Развивать мелкую моторику пальцев.
Ход игры:
Детям предлагаются игра в которой нужно составить узор. Воспитатель показывает детям образец и силуэт дымковской игрушки, гжельской посуды и т. д. Так же крышки с картинками элементов народной росписи. Если дети затрудняются выполнить задание, воспитатель помогает по просьбе детей. По ходу игры воспитатель задает наводящие вопросы. Куда эту деталь нужно положить? Почему ты сюда положила эту деталь? Какого цвета? Почему? и т. д.
Дидактическая игра «Наряди матрешку»
Цель: Развитие навыка у детей подбирать определенные цвета и узоры по показу воспитателя. Развивать умение различать и называть основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Развивать моторику рук через действия с предметами. Формировать навыки у детей самостоятельного выполнения игры.
Дидактическая игра «Животные»
Цель: учить детей закрашивать животных цветом в соответствии с их окрасом и особых примет (пятен, с помощью крышек. Развивать мелкую моторику рук.
Дидактическая игра «ПДД»
Цель: Формировать представление детей об элементарных правилах дорожного движения; дать представление о значении светофора, закрепить назначение красного, желтого, зеленого цвета их правильного расположения на светофоре. Развитие навыка у детей подбирать определенные цвета к машине и к деталям по показу воспитателя (Образцу) или самостоятельно. Развивать мелкую моторику рук.
В ходе игры детям важно объяснить, что для пешеходов светофор состоит из двух цветов, для транспорта из трёх цветов.
В данный комплекс можно поместить и штампики изготовленные на основе крышек для техники нетрадиционного рисовании «Штампование»
Так как маленькие детки всегда с удовольствием штампуют все, что можно, эта техника рисования им всегда нравится. При помощи изготовленного заранее штампа (крышка) наносятся отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно дополнить.
Пазлы
Цель:
• Развивать умение собирать целое изображение из отдельных кусочков.
• Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.
• Развивать усидчивость, аккуратность.
• Развивать воображение и фантазию.
Ожидаемый результат: развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие и художественный вкус по средствам игровой деятельности.