Екатерина Шапочанская
Консультация «Когда начинать занятия чтением?»
▼ Скачать + Заказать документы
Вечный вопрос — когда начинать занятия чтением с крохой?
Кубики Зайцева разработаны для малышей от 2 лет, методикой Гленна Домана можно пользоваться с 4 месяцев, а вот звуковой метод используют не раньше 4 лет.
А уместно ли раннее обучение чтению?
Известно, что возрастные задачи ребенка по мере его развития разные.
Так, для малыша первого года жизни самое важное — контакт с мамой, эмоциональное общение с ней.
Публикация «Консультация „Когда начинать занятия чтением?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
В 2 годика на первый план выступает сенсорная сфера во всем ее многообразии: детки с потрясающей концентрацией переливают и пересыпают, играют с крупами, пуговками, вставляют-вынимают все, что угодно, с удовольствием стирают белье и моют посуду.
И только в 3,5-4 года наступает время активной умственной работы. Именно в этом возрасте многие ребята просят научить их писать первые буквы, прочитать то или иное слово, возникает интерес к чтению, как к инструменту познания.
Какую бы методику обучения своего малыша вы ни выбрали, главное — это радость, которую она ему приносит. И первое прочитанное слово не заставит себя ждать — не так ли?
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ СЛИШКОМ РАНО
С самого своего рождения ребенок начинает познавать наш мир. Развитие способностей малыша происходит линейно, поэтапно, его нельзя видоизменить или ускорить. Дети младше пяти лет мыслят картинками, образами, им трудно воспринимать информацию в виде букв или знаков. Даже изучив алфавит, ребенок не сможет прочитать предложение, поняв его смысл. Он будет произносить каждый слог или слово, не запоминая сути.
Раннее начало таких занятий также ведет к проблемам со здоровьем, так как вызывает сильное умственное напряжение, при котором непропорционально усиливается приток крови к мозгу, что вредит другим органам малыша. К тому же необходимо учесть, что глаза ребенка не приспособлены к длительному зрительному напряжению, которое возникает при изучении букв и чтении текста. Последствием может стать ухудшение зрения (близорукость).
Так как полушария мозга отвечают за разные сферы умственной деятельности, несвоевременное начало занятий может привести к недостатку образного мышления у детей. Если начать обучение чтению слишком рано, то левое полушарие, отвечающее за логику, речь и анализ, будет развиваться быстро, но не рационально. Оно замедлит развитие наиболее важного в раннем детстве правого полушария, отвечающего за воображение, мечты, эмоции, музыкальный ритм и восприятие цвета.
Учитывая то, что дети познают в форме игры, стихи, сказки, мультфильмы не развлечение, а необходимые инструменты для изучения устройства мира. Через них малыш узнает о таких социальных понятиях, как добро и зло, сопереживание и сочувствие, дружба и любовь, честность и преданность. Слишком раннее смещение поля зрения детей с игры на умственную работу приводит к тому, что эмоциональное развитие притормаживается. Восполнить недостаток так называемого социального интеллекта редко представляется возможным в старшем возрасте, что может привести к:
отсутствию эмпатии (способности понимать эмоции других людей, сопереживать им);
сложности самопознания (трудности с верной трактовкой своих эмоций, узнаванием своих сильных и слабых сторон, определением личных принципов и жизненных ценностей);
взращиванию замкнутости и неуверенности в себе;
появлению различных комплексов на фоне трудности построения доверительных отношений с другими людьми;
потере мотивации и желания учиться.
История знает массу талантливых людей, многие из которых были развитыми с самого раннего возраста, но зачастую вундеркинды не могут похвастаться приспособленностью к окружающему миру и личным счастьем. По этой причине нужно стремиться вырастить из малыша социально приспособленную личность, а образование начинать своевременно.