Вера Матвей
Консультация «Когда формируется характер?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Посеешь мысль - пожнешь действие, посеешь действие - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу» - истина, заключенная в этом древнем изречении, проверена временем. Но что влияет на становление характера? Влияет ли темперамент на развитие волевых качеств? И могут ли родители сформировать у ребенка те черты характера, которые им хотелось бы?
В плену идеалов
Темочки:
Все родители еще до рождения ребенка представляют его тем или иным образом. При этом они мечтают не только о том, родится у них мальчик или девочка, с голубыми или карими глазами, но и каким малыш вырастет. В этом истоки стремления к воспитанию тех или иных черт характера, а также основа последовательных шагов к их формированию. Как это происходит? Мама и папа обычно имеют представление о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном и необходимом, помогающем в жизни. На собственном опыте или опыте общения с друзьями, коллегами, знакомыми одна (или несколько) черт характера начинают казаться «самыми лучшими» в человеке, и в результате появляются ожидания, что ребенок обязательно должен будет наделен этим «особо ценным» качеством. Например, у каждого из нас есть некоторые стереотипы «идеального» представителя того или иного пола. Это вовсе не обязательно мы сами или наши супруги, но воплотить свои идеалы многие стремятся именно в своих детях. Что происходит дальше? Наши «старания» окупаются сторицей и на старости лет рядом с нами оказывается «идеальный» с нашей точки зрения человек - наш сын или дочь? Вовсе нет! Во-первых, потому что идеальных людей нет, а во-вторых, потому что у родителей, целенаправленно занимающихся воспитанием «идеального» характера своих детей, желаемое редко совпадает с реальными предпосылками. Причин тому есть несколько. Нужно помнить о том, что даже только родившийся ребенок - это не чистый белый лист, на котором можно «написать» любой характер. И родитель - это не третейский судья, чтобы определять, какие черты характера являются исключительно положительными, а какие - нежеланными для его ребенка. Ценностные представления родителей могут элементарно вступать в противоречие с возрастными особенностями детского развития, с индивидуальными чертами сына или дочери. Навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой есть, ребенок им не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического развития стиль отношения к нему.
В основе - темперамент
Воспитание, а особенно формирование характера - невероятно сложный процесс, требующий большой интуиции и доверия к своему малышу. Но прежде чем выстраивать свою педагогическую стратегию, нужно уяснить для себя очень непростой вопрос: а что это такое - характер? Над этим задумываются нечасто, еще реже могут дать вразумительный ответ. Часто под словом «характер» подразумевают совершенно иные понятия, такие, как личность, индивидуальность. Но, пожалуй, чаще всего «просвещенные» мамы и папы, отвечая на вопрос о характере ребенка, говорят о его темпераменте: «Он у нас сангвиник (или меланхолик, или холерик, или флегматик)». Почему это происходит? К сожалению, ни в науке, ни в житейской практике нет однозначного определения многих терминов. Вот и характер с темпераментом порой смешиваются и совсем не различаются меж собой. Однако, несмотря на множество определений того и другого, можно выделить несколько «опознавательных знаков», позволяющих отличить темперамент от характера. Под темпераментом всегда понимают некие динамические характеристики психики[1] человека : 1. Общая активность. В зависимости от ее выраженности ребенок может быть спокойным или активным, инициативным или инертным и т. д. 2. Моторная сфера. Имеются в виду темп, ритм, быстрота движений. Наверное, вам встречались и малыши «вечные двигатели», и этакие маленькие неторопливые «увальни». 3. Эмоциональность, т. е. впечатлительность, чувствительность и импульсивность. Если на одного какая-то ситуация может подействовать как серьезный раздражитель - малыш расстроится и расплачется, - то другой даже не заметит неприятности. Нервная система малыша от рождения может быть сильной или слабой (слабой - не значит «плохой», он может быть импульсивным или медлительным. Все эти характеристики имеют тем больший «вес», чем младше ребенок. Ведь малыш рождается исключительно с «багажом» своих физиологических свойств и особенностей, на которые будет «надстраиваться» все остальное, что сделает его настоящим маленьким человечком. Именно поэтому, чем младше ребенок, тем больше его поведение и черты характера будут определяться возрастными, а не личностными характеристиками. Сопоставив характер и темперамент, можно сказать, что темперамент - это один из элементов характера, его динамическая основа. И чем раньше родители поймут некоторые особенности темперамента своего малыша, тем больше выиграет от этого вся семья. Важно как можно раньше определиться с тем, на что в характере мы можем повлиять, на что мы должны повлиять, а что лучше принять как должное, не споря с природой.