Надежда Епифанова
Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника. Книжка-малышка «Наша пропажа»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника»
Главной особенностью современного общества является активное использование новых информационных технологий, сети Интернет. Все разработанные нововведения сделали жизнь человека намного проще и мобильнее. Вместе с тем в настоящее время значительно увеличился поток информации, которую воспринимают люди. Если взрослый человек в основном способен, проанализировав материал, выделить из него главное, то у ребенка в подобной ситуации возникают трудности.
Темочки:
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки своими руками
- Книжки - малышки
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что успешное вхождение детей в социум во многом зависит от реализации их творческого потенциала, от развития способности к восприятию и воспроизведению информации, а также от сформированности навыков коммуникации.
Важным вопросом теоретико-прикладного характера, требующего детального изучения, является вопрос о педагогических формах и методах целенаправленного формирования у младших школьников коммуникативных умений, которые позволили бы учащимся успешно решать возникающие перед нами социальные и практические задачи.
Процесс общения младших школьников часто протекает нелегко. Это во многом связано с неумением детей вставать на сторону другого, прислушиваться к его точке зрения, видеть в нем личность со своими взглядами, желаниями и потребностями.
Поэтому основной проблемой исследования является вопрос: какие формы и приемы работы способствуют эффективному формированию коммуникативных умений у младших школьников?
Объект исследования – процесс формирования коммуникативных умений младших школьников.
Предмет исследования – формы и приемы формирования коммуникативных умений у учащихся в начальной школе.
На основе выявленной проблемы ставились следующие задачи:
1. изучить понятие и выявить формы и приемы формирования коммуникативных умений;
2. проанализировать коммуникацию учащихся начальной школы;
3. разработать наиболее эффективную форму развития коммуникативных умений у учащихся младшего школьного возраста.
Коммуникация (лат. communicatio) – буквально означает «общее» или «разделяемое всеми». Главным условием коммуникации является взаимопонимание и обратная связь. Если человек не воспринял и не понял предлагаемую ему информацию, коммуникация не состоялась.
С. Л. Рубинштейн рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия; восприятие и понимание другого человека.
Особенности применения формы развития коммуникативных умений
Так как в гимназии я занимаю должность учителя-логопеда, то школьники, которые приняли участие в исследовании, имели проблемы в речевом развитии. Ниже приведены характерные для них коммуникативные проблемы.
Как показывает практика, младший школьник чаще всего мыслит конкретно и не всегда устанавливает внутреннюю взаимосвязь между словом и образом. Такое несоответствие образного и логического отрицательно сказывается на уровне речевого развития учащихся. Дети не могут в полном объеме высказывать свои впечатления и словесно оформлять возникающие у них образы и представления; для многих учеников младшего школьного звена характерна бедность словарного запаса, также отмечается не точность в понимании текстов, трудности пересказа. Современные школьники часто не умеют сотрудничать и сопереживать (взаимодействовать в коллективе, соперничают внутри групп.
Условия применения
- контингент: учащиеся 2-3 кл., имеющие особые образовательные потребности и посещающие логопедические занятия.
Реализация приема развития коммуникативных умений и выход
Изучив методическую литературу по данной теме и зная особенности речевого развития каждого из учащихся логопедической группы, мной был сделан выбор одной из форм совершенствования коммуникативных умений детей – коллективное создание книжки-малышки на заданную тему. Данная форма развития коммуникативных умений позволяет каждому ученику в ходе работы реализовать творческий потенциал, предложить свою точку зрения, пообщаться в детском коллективе, приобрести навыки взаимодействия в группе.
Работа по созданию текста и оформлению книжки велась в течение нескольких занятий. Форма работы была выбрана групповая. Изначально совместно с учащимися разрабатывался план деятельности.
План работы по созданию книжки-малышки :
1. Подбор канцелярского материала для изготовления книжки.
2. Совместный поиск темы рассказа.
3. Создание учителем-логопедом заданного начала текста. Название рассказа.
4. Составление плана рассказа.
5. Работа учащихся по составлению продолжения рассказа.
6. Оформление школьниками книжки-малышки «Наша пропажа» : запись полного текста в книжку, создание иллюстраций.
Таким образом, в ходе работы учащиеся смогли не только усвоить готовый учебный материал, но и высказать свое предположение по развитию текста, постараться аргументировать его, правильно используя грамматические конструкции родного языка. На выходе был получен готовый продукт – книжка-малышка «Наша пропажа». Подобные задания можно применять не только в рамках коррекционных занятий, но и, например, на уроках литературного чтения, при изучении рассказов или на уроках развития речи.
Считаю поставленные задачи полностью достигнутыми. Разработанный прием рекомендую в работе учителям начальной школы.
Использованная литература:
1. Александрова О. А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. — М. : Просвещение, 2005. — 26 с.
2. Васильева, А. Н. Основы культуры речи. [ Текст] / А. Н. Васильева -М., 2010.
3. Танкина К. В., Мамедова Л. В. Формирование коммуникативных умений младших школьников // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. I междунар. студ. Науч. -практ. конф. № 1: сайт. - URL : sibac.info/sites/default/files/files/06_12_12/06.12.2011.pdf ( дата обращения: 26.03.2018)
4. Формирование коммуникативных умений младших школьников в общеобразовательной организации [Электронный ресурс]. - https://docviewer.yandex.ru/view/0/, 2017.