Приложение МААМ

Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника. Книжка-малышка «Наша пропажа»

Надежда Епифанова
Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника. Книжка-малышка «Наша пропажа»
▼ Скачать + Заказать документы

«Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника»

Главной особенностью современного общества является активное использование новых информационных технологий, сети Интернет. Все разработанные нововведения сделали жизнь человека намного проще и мобильнее. Вместе с тем в настоящее время значительно увеличился поток информации, которую воспринимают люди. Если взрослый человек в основном способен, проанализировав материал, выделить из него главное, то у ребенка в подобной ситуации возникают трудности.

Темочки:

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что успешное вхождение детей в социум во многом зависит от реализации их творческого потенциала, от развития способности к восприятию и воспроизведению информации, а также от сформированности навыков коммуникации.

Важным вопросом теоретико-прикладного характера, требующего детального изучения, является вопрос о педагогических формах и методах целенаправленного формирования у младших школьников коммуникативных умений, которые позволили бы учащимся успешно решать возникающие перед нами социальные и практические задачи.

Процесс общения младших школьников часто протекает нелегко. Это во многом связано с неумением детей вставать на сторону другого, прислушиваться к его точке зрения, видеть в нем личность со своими взглядами, желаниями и потребностями.

Поэтому основной проблемой исследования является вопрос: какие формы и приемы работы способствуют эффективному формированию коммуникативных умений у младших школьников?

Объект исследования – процесс формирования коммуникативных умений младших школьников.

Предмет исследования – формы и приемы формирования коммуникативных умений у учащихся в начальной школе.

На основе выявленной проблемы ставились следующие задачи:

1. изучить понятие и выявить формы и приемы формирования коммуникативных умений;

2. проанализировать коммуникацию учащихся начальной школы;

3. разработать наиболее эффективную форму развития коммуникативных умений у учащихся младшего школьного возраста.

Коммуникация (лат. communicatio) – буквально означает «общее» или «разделяемое всеми». Главным условием коммуникации является взаимопонимание и обратная связь. Если человек не воспринял и не понял предлагаемую ему информацию, коммуникация не состоялась.

С. Л. Рубинштейн рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия; восприятие и понимание другого человека.

Особенности применения формы развития коммуникативных умений

Так как в гимназии я занимаю должность учителя-логопеда, то школьники, которые приняли участие в исследовании, имели проблемы в речевом развитии. Ниже приведены характерные для них коммуникативные проблемы.

Как показывает практика, младший школьник чаще всего мыслит конкретно и не всегда устанавливает внутреннюю взаимосвязь между словом и образом. Такое несоответствие образного и логического отрицательно сказывается на уровне речевого развития учащихся. Дети не могут в полном объеме высказывать свои впечатления и словесно оформлять возникающие у них образы и представления; для многих учеников младшего школьного звена характерна бедность словарного запаса, также отмечается не точность в понимании текстов, трудности пересказа. Современные школьники часто не умеют сотрудничать и сопереживать (взаимодействовать в коллективе, соперничают внутри групп.

Условия применения

- контингент: учащиеся 2-3 кл., имеющие особые образовательные потребности и посещающие логопедические занятия.

Реализация приема развития коммуникативных умений и выход

Изучив методическую литературу по данной теме и зная особенности речевого развития каждого из учащихся логопедической группы, мной был сделан выбор одной из форм совершенствования коммуникативных умений детей – коллективное создание книжки-малышки на заданную тему. Данная форма развития коммуникативных умений позволяет каждому ученику в ходе работы реализовать творческий потенциал, предложить свою точку зрения, пообщаться в детском коллективе, приобрести навыки взаимодействия в группе.

Работа по созданию текста и оформлению книжки велась в течение нескольких занятий. Форма работы была выбрана групповая. Изначально совместно с учащимися разрабатывался план деятельности.

План работы по созданию книжки-малышки :

1. Подбор канцелярского материала для изготовления книжки.

2. Совместный поиск темы рассказа.

3. Создание учителем-логопедом заданного начала текста. Название рассказа.

4. Составление плана рассказа.

5. Работа учащихся по составлению продолжения рассказа.

6. Оформление школьниками книжки-малышки «Наша пропажа» : запись полного текста в книжку, создание иллюстраций.

Таким образом, в ходе работы учащиеся смогли не только усвоить готовый учебный материал, но и высказать свое предположение по развитию текста, постараться аргументировать его, правильно используя грамматические конструкции родного языка. На выходе был получен готовый продукт – книжка-малышка «Наша пропажа». Подобные задания можно применять не только в рамках коррекционных занятий, но и, например, на уроках литературного чтения, при изучении рассказов или на уроках развития речи.

Считаю поставленные задачи полностью достигнутыми. Разработанный прием рекомендую в работе учителям начальной школы.

Использованная литература:

1. Александрова О. А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. — М. : Просвещение, 2005. — 26 с.

2. Васильева, А. Н. Основы культуры речи. [ Текст] / А. Н. Васильева -М., 2010.

3. Танкина К. В., Мамедова Л. В. Формирование коммуникативных умений младших школьников // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. I междунар. студ. Науч. -практ. конф. № 1: сайт. - URL : sibac.info/sites/default/files/files/06_12_12/06.12.2011.pdf ( дата обращения: 26.03.2018)

4. Формирование коммуникативных умений младших школьников в общеобразовательной организации [Электронный ресурс]. - https://docviewer.yandex.ru/view/0/, 2017.

Публикации по теме:

Книжка-малышка «Загадки»Книжка-малышка «Загадки» Цель изготовления книжек-малышек: развивать у воспитанников ДОУ устойчивый интерес к книге, а так же бережному отношению к ним. В.

Книжка-малышка «Профессии»Книжка-малышка «Профессии» В рамках работы по «Читаем вместе», в нашей группе проходит реализация мини – проекта «Книжки малышки своими руками». Цель проекта: Создания.

Книжка-малышка «Учим цвета»Книжка-малышка «Учим цвета» Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге начиная с младшего дошкольного возраста. Ведь.

Книжка-малышка «Три поросёнка»Книжка-малышка «Три поросёнка» В сказке "Три поросёнка" четыре персонажа - волк и Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Книга изготовлена своими руками для малышей. Цель: развивать.

Книжка-малышка «Инженер, кто он?»Книжка-малышка «Инженер, кто он?» Совсем недавно мне предложили поучаствовать в городском конкурсе. И в процессе участия родилась идея создания такой книжки-малышки. К сожалению,.

Книжка-малышка по ПДДКнижка-малышка по ПДД Для усвоения знаний по Правилам Дорожного Движения, мы с детьми старшей группы решили создать свою "книжку- малышку". В процессе изготовления.

Книжка-малышка с пословицами и поговорками «О труде» для детей младшего дошкольного возраста Приемы организации и руководства посильным трудом: Трудовое воспитание – организованный, целенаправленный процесс детского труда с использованием.

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста» Актуальность. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни.

Отчет о конкурсе «Книжка — малышка»Отчет о конкурсе «Книжка — малышка» В детском саду «Солнышко» в рамках Акции «Детям Хакасии – безопасные дороги!» прошел необычный конкурс под названием «Книжка для малышки».

Книжка-малышка «Сказка про ежика»Книжка-малышка «Сказка про ежика» Совместная деятельность с ребенком, на тему: "Книжка-малышка" собственного сочинения. Сказка про ежика. В одной чудесной сказочной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника. Книжка-малышка «Наша пропажа»
Опубликовано: 18 августа 2019 в 21:39
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника. Книжка-малышка «Наша пропажа»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Епифанова (УИ 753427) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД