Сидорова Яна Николаевна
Клубный час «Волшебный пластилин»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно – эстетическому
направлению развития детей»
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ
№22 «Журавушка»
___Н. П. Крупская
«___»___2020г
Воспитатели: Сидорова Я. Н.
Кригер Г. Г.
г. Шарыпово
2020-2021 учебный год
Перспективный план клуба
Публикация «Клубный час „Волшебный пластилин“» размещена в разделах
Цель: Развитие у детей индивидуальных творческих способностей, и мелкой моторики детей дошкольного возраста, интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
- Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
- Способствовать развитию познавательной активности, речи, развитию творческого мышления, воображения, фантазии, пространственного представления и цветового восприятия.
Развивающие:
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.
Воспитательные:
- расширять коммуникативные способности детей;
- способствовать созданию игровых ситуаций;
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Приемы и методы:
1. Наглядные - наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
2. Словесные - рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение.
3. Практические - самостоятельное и совместное выполнение поделки.
Материал:
плотный цветной картон, цветной пластилин, доска для лепки, салфетка для рук, игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия, обычный медицинский шприц, специальные наборы формочек, чеснокодавилка, зубочистки, простой карандаш, бросовый и природный материал, трафареты.
Структура проведения клубного часа :
1. Формирование положительной мотивации трудовой деятельности;
2. Рассматривание образцов, обсуждение;
3. Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);
4. Выбор материала;
5. Пальчиковая гимнастика;
6. Самостоятельная работа детей;
7. Физкультурная минутка.
8. Анализ готовой работы.
Перспективное планирование
Месяц
Октябрь
Тема: «Что такое пластилинография?» ознакомительное
Цель: ознакомление детей с техникой пластилинографией.
- развивать умение выполнять простейших налепы разной формы; рассказать детям о свойствах пластилина, закрепить приемы полученные на занятиях по лепке: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой.
- развивать ручную умелость; моторику пальцев, руки, глазомер; интерес к технике пластилинографии.
- воспитывать инициативность, творческие способности.
Материал: Картины, выполненные в технике пластилинографии, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки.
Тема: «Осенние листочки» (прямая, модульная пластилинография)
Цель: создание образа «Осенние листочки»
- развивать умение использовать основные приемы пластилинографии (скатывание, размазывание, раскатывание жгутиков);
- развивать умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка;
- развивать чувство цвета, композиции, мелкую моторику рук, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
-воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе; чувство взаимовыручки, умение работать в коллективе.
Материал: Осенние листья деревьев, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки.
Тема: «Зонтики» (прямая пластилинография)
Цель: создание образа «Зонтик» в техники прямая пластилинография.
- развивать умения создавать образ зонтиков используя прием прямая пластилинография; использовать в работе для украшения различный материал (бисер, бусины и т. д)
- развивать ручную умелость, мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, фантазию, интерес к технике пластилинографии.
- воспитывать инициативность, самостоятельность, аккуратность в работе. Материал: Картинки с изображением зонтиков, простой карандаш, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки, различный материал (бисер, бусины и т. д).
Тема: «Российский флаг»
(прямая пластилинография)
Цель: создание образа «Российский флаг»
- закреплять приемы работы в данной технике (отщипывание, раскатывание, примазывание, размазывание);
- развивать художественные навыки, глазомер, внимание, мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать уважение к флагу России, чувство патриотизма.
Материал: Изображения Российского флага, Российский флаг, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки.
Месяц
Ноябрь
Тема: «Гроздь рябины» (прямая пластилинография, полуобъем)
Цель: создание образа ветки рябины
- закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, разрезать стеком половину шара; учить размазывать пластилин в ограниченном пространстве, изображая сложный листик рябины.
- развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, фантазию, глазомер; развивать композиционные умения.
- воспитывать любовь к природе, желание сделать работу аккуратно и красиво, инициативность.
Материал: Гроздь рябины, картинки с изображением грозди рябины, картон, карандаш, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки.
Тема: «Снегирь» (мозаичная пластилинография)
Цель: создание образа снегиря, используя прием мозаичной пластилинографии.
- обобщать представления о зимующих птицах, побуждения детей точно передавать внешний вид объекта, подбирать цвет и сопоставлять размер; закреплять приемы (отщипывание, скатывание шариков пальцами, сплющивание, размазывание); учить применять вату в работе, смешивать цвета пластилина.
- развивать мелкую моторику пальцев рук, сенсорных навыков, творческое воображение.
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
Материал: Шаблон снегиря из картона, картинки с изображением снегиря, игрушка снегирь, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки.
Тема: «Золотая рыбка» («растяжка», использование чеснокодавилки)
Цель: создание сказочного образа «Золотой рыбки» по мотивам сказки А. С. Пушкина.
- закрепить прием «растяжки» налепа-создание чешуи; учить использовать в работе чеснокодавилку; закрепить умение работать в ограниченном пространстве, не выходя за контур.
- развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, фантазию, творческие способности.
- воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах, аккуратность в работе.
Материал: Книжка А. С. Пушкина «Золотая рыбка», картинки с изображением золотой рыбки, картон, набор пластилина, карандаш, салфетка для рук, стека, доска для лепки.
Тема: «Торт для Журавушки» (прямая пластилинография)
Цель: создание сказочного образа праздничного торта.
- развивать умение катать шарики, сплющивать их при помощи пальчиков и соединять между собой.
- развивать сюжетно-игровой замысел.
- развивать мелкую моторику рук,
- стимулировать желание своими руками приготовить угощение.
Материал: Пластилин разных цветов. Картонные тарелочки на каждого ребенка. Доска для работ с пластилином, демонстрационная картинка с изображением «Торт», салфетка.
Месяц
Декабрь
Тема: «Снежинка» (модульная пластилинография)
Цель: создание образа снежинки в технике модульной пластилинографии.
- развивать умение придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор снежинки, передавая её природные особенности посредством приема модульной пластилинографии : развивать умение раскатывать прямыми движениями рук-пальцами, жгутики; выкладывать по контурным линиям.
- развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер.
- воспитывать уверенность, самостоятельность.
Материал: Картинки с изображением снежинок, снежинки из пластика и из бумаги, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, карандаш, доска для лепки.
Тема: «Пингвины на льдинке»
(«растяжка», прямая пластилинография)
Цель: создание композиции «Пингвины на льдинке»
- развивать умение передавать характерное строение птицы, соблюдая относительную величину частей.
- закреплять усвоенные ранее приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.).
- развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.
Материал: Голубой картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, картинки с изображением пингвинов на льдине, игрушка пингвин, доска для лепки.
Тема: «Жирафик» (прямая пластилинография, использование чеснокодавилки) Цель: создание картинки «Жирафик»
- совершенствовать и закреплять прием прямой пластилинографии; закреплять умение использовать в работе чеснокодавилку; закрепить умение работать в ограниченном пространстве, не выходя за контур.
- развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, фантазию, творческие способности.
- воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах, аккуратность в работе.
Материал: Картинки с изображением жирафа, игрушка жираф, картон с контуром жирафа, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки, чеснокодавилка.
Тема: «Елка новогодняя»
(использование трафарета)
Цель: создание образа «Елка новогодняя»
- формировать у детей интерес к лепке,
- продолжать развивать умение раскатывать, комок пластилина между ладонями прямыми движениями – колбаску между ладонями,
- развивать умение соблюдать порядок на своем рабочем месте,
- развивать внимание, творческий интерес, мелкую моторику;
- воспитывать аккуратность.
Материал: Картинки с новогодней елочкой, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, трафарет «Елочка», простой карандаш, бросовый материал для украшений.
Тема: «Новогодние шары так прекрасны и важны»
(прямая, модульная пластилинография)
Цель: создание композиции «Новогодние шары»
- формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках: их истории, традициях, видах.
- развивать умение создавать всевозможные декорации, сюжетные изображения на плоскости аудиодиска.
- развивать умение применять различные вспомогательные средства для выразительности и красочности образа (колпачки от фломастеров, зубочистки).
- развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика.
- воспитывать стремление внести свою лепту в подготовку праздничных интерьеров, украшений.
Материал: Аудиозаписи, картинки с изображением елочных шаров, елочные шары, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки, различные вспомогательные средства (колпачки от фломастеров, зубочистки, бросовый материал для украшений.
Месяц
Январь
Тема: «Петушок» (прямая, мозаичная пластилинография)
Цель: создание композиции «Петушок»
- развивать умение создавать образ петушка, используя приемы: прямая, мозаичная пластилинография, нанесения рельефного рисунка, использование гороха в работе.
- развивать мелкую моторику пальцев рук, фантазию, творческое мышление.
- воспитывать самостоятельность, инициативность.
Материал: Картинки с изображением петушка, игрушка петушок, картон с контуром петушка, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки.
Тема: «Снеговик-почтовик» (прямая пластилинография)
Цель: создание сюжетной картины по мотивам мультфильма «Снеговик-почтовик».
- развивать умение приему прямая пластилинография : отщипывать кусочек пластилина-раскатывать пальцами круговыми движеньями, шарик-придавливать на горизонтальной основе-размазывать в ограниченном пространстве; учить оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.
- развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины, мелкую моторику пальцев рук.
- воспитывать дружеские взаимоотношения, самостоятельность, аккуратность в работе.
Материал: Картинки с изображением снеговиков, игрушки снеговики, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки, карандаш, шаблон снеговик.
Тема: «Лиса» (прямая, модульная пластилинография)
Цель: создание композиции «Лиса»
- формировать реалистическое представление о диких животных; формировать умение действовать по образцу; показать новый прием нанесения налепа с «растяжкой»
- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
Материал: Картинки с изображением лисы, игрушка лиса, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки, карандаш, шаблон «лиса».
Месяц
Февраль
Тема: «Комнатные растения»
(прямая, модульная пластилинография)
Цель: создание образа «Комнатные растения».
- развивать умение работать с пластилином, моделировать пальцами рук, раскатывать шар, сплющивать в диск, вдавливать и сплющивать, вырезать стекой.
- развивать творческое воображение, чувство формы, мелкую моторику, воспитывать эстетический вкус.
- воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.
Материал: Картинки с изображением комнатных растений, комнатные растения, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки, простой карандаш.
Тема: «Валентинка» (использование трафарета)
Цель: создание открытки ко Дню Святого Валентина.
- совершенствовать навыки пользованием трафаретом.
- развивать образное мышление, творческое воображение.
- активизировать мелкую моторику рук.
- развивать умение работать с цветом; правильно выстраивать композицию рисунка.
Материал: Открытки валентинки, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки, трафарет «Валентинка», карандаш, различный материал для украшения.
Тема: «Открытка для дедушки» (прямая, модульная пластилинография)
Цель: создание открытки ко Дню защитников отечества.
- формировать представление о государственном празднике День защитника отечества; совершенствовать умения полученные ранее.
- развивать фантазию, творческие способности
- воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность в работе. Материал: Открытки с Днем защитника отечества, карандаш, различный материал для украшения, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки.
Тема: «Кораблик для папы» (прямая, модульная пластилинография)
Цель: изготовление подарков для близких ко Дню защитников отечества.
- развивать умение создавать на плоскости «кораблик», сочетая разные приемы техники пластилинографии по выбору детей;
- закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины; - закреплять знания о российской армии.
- развивать творческие способности, внимание, фантазию, мелкую моторику пальцев рук.
Материал: Картинки с изображением корабликов, игрушка кораблик, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки, карандаш, шаблон «кораблик».
Месяц
Март
Тема: «Веточка мимозы для мамы»
Цель: создание подарка для мам к Международному женскому дню 8 Марта.
- развивать умение у детей создавать точный образ цветов путем использования разнообразных приемов пластилинографии; использовать стеку для придания пышности цветку, делать надрезы на листочках, составлять красивую композицию с помощью пластилина.
- развивать воображение, мышление, интерес, глазомер, мелкую моторику рук.
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, инициативность. Материал: Картинки с изображением веточки мимозы, веточка мимозы из пластика, карандаш, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки.
Тема: «Цветок для бабушки» (витраж)
Цель: создание образа цветка в технике обратной пластилинографией (витражная).
- познакомить с техникой обратной пластилинографии (витражная) в работе; закреплять приемы прямой пластилинографии : отщипывать кусочек пластилина-раскатывать пальцами круговыми движеньями, шарик-придавливать на горизонтальной основе-размазывать в ограниченном пространстве.
- развивать глазомер, творческое воображение и творческие способности; вызвать интерес к процессу деятельности.
- воспитывать аккуратность, терпение в процессе работы.
Материал: Картинки с изображением цветов, цветы из пластика, карандаш, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки.
Тема: «Чайная посуда» гжель (коллективная работа)
Цель: создание композиции «Чайная посуда» по мотивам росписи гжель.
- закрепить представление о посуде; познакомить с народной росписью-Гжель; закрепить приемы: прямая пластилинография, налепы с «растяжкой»; учить располагать элементы узора на поверхности предмета
- развивать чувство композиции, цвета; мелкую моторику пальцев рук, пространственные представления.
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
Материал: Картинки с изображением чайной посуды расписанной народной росписью - Гжель, чайная посуда, предметы расписанные народной росписью - Гжель, карандаш, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки, шаблоны чайной посуды, различный материал для украшения.
Тема: «Поднос: жостовская роспись»
Цель: создание работы «Поднос» по мотивам жостовской росписи.
- закрепить представление о посуде; познакомить с жостовской росписью; закрепить приемы: прямая пластилинография, налеп-«растяжка»;
- развивать умение располагать элементы узора на поверхности предмета
- развивать чувство композиции, цвета; мелкую моторику пальцев рук, пространственные представления.
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
Материал: Картинки с изображением подноса расписанного жостовской росписью, картинки и предметы с изображением жостовской росписи, карандаш, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки, различный материал для украшения.
Тема: «Кухонная посуда» Хохлома (прямая, модульная пластилинография) Цель: создание композиции «Кухонная посуда» по мотивам росписи хохлама.
- закрепить представление о посуде; познакомить с народной росписью-Хохлома; закрепить приемы: прямая пластилинография; учить располагать элементы узора на поверхности предмета
- развивать чувство композиции, цвета; мелкую моторику пальцев рук, пространственные представления.
Материал: Картинки с изображением кухонной посуды расписанной народной росписью - Хохлома, кухонная посуда, предметы расписанные народной росписью - Хохлома, карандаш, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки, шаблоны кухонной посуды, различный материал для украшения.
Месяц
Апрель
Тема: «Подснежник»
(прямая пластилинография, использование чеснокодавилки) Цель: создание образа «Подснежник»
- продолжать знакомить детей с вариантами использования «пластилиновых продуктов» чеснокодавилки.
- развивать умение отражать природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков.
- продолжать развивать глазомер и цветовосприятие, композицию, а так же мелкую моторику руки.
- вызвать желание сделать подарок любимому человеку.
- воспитывать у детей доброжелательность, добрые, нежные отношения к близким (особенно у мальчиков).
- добиваться аккуратности в работе с пластилином.
Материал: Картинки с изображением подснежников, подснежники из бумаги, карандаш, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки, чеснокодавилка.
Тема: «Загадочный космос» (обратная пластилинография-витражная)
Цель: создание картинки «Загадочный космос» в технике обратной пластилинографией (витражная).
- закреплять технику обратной пластилинографии (витражная) в работе.
- развивать глазомер, творческое воображение и творческие способности; вызвать интерес к процессу деятельности.
- воспитывать аккуратность, терпение в процессе работы
Материал: Картинки, плакаты с изображением космоса, макет «Солнечная система», карандаш, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки.
Тема: «Подводное царство» коллективная работа (использование трафарета)
Цель: продолжение развития умения у детей работать в коллективе, создавать коллективную работу «Подводное царство»
- познакомить новый вид работы - трафаретом, выбирать и удачно использовать изобразительные материалы, совершенствовать приемы декорирования на готовой основе изображаемого объекта.
- развивать эстетическое и образное мышление, воображение, творческую активность, самостоятельность в работе.
- воспитывать аккуратность, терпеливость, усидчивость, сотрудничество. Материал: Картинки и плакаты с изображением морских обитателей, карандаш, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки, трафарет, различный материал для украшения.
Тема: «Ракета» (мозаичная пластилинография)
Цель: создание образа ракеты в технике мозаичная пластилинография.
- формировать умение создавать предмет на плоскости в технике мозаичная пластилинография.
- развивать мелкую моторику пальцев рук; побуждать желание дополнять свою работу отдельными деталями (звезды, каметы и т. д) для дополнения задуманной композиции.
- воспитывать у детей проявления индивидуальности, фантазии, воображения. Материал: Картинки с изображением ракеты, игрушка ракета, макет ракеты, карандаш, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки, различный материал для украшения.
Месяц
Май
Тема: «Бабочка» (коллективная)
Цель: создание коллективной работы используя знакомые приемы платилинографии.
- настроить детей на создание коллективной работы, побуждать желание использовать в работе знакомые приемы усвоенные ранее на занятиях по пластилинографии.
- развивать творческие способности, фантазию, воображение, мелкую моторику рук, глазомер.
- воспитывать, самостоятельность, инициативность, аккуратность в работе. Материал: Картинки с изображением бабочек, бабочки из бумаги, карандаш, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки, шаблоны бабочек.
Тема: «Одуванчики – цветы, словно солнышко желты»
Цель: создание композиции «Одуванчики»
- развивать умение детей создавать образы полевых растений нашего края;
- закреплять умения детей использовать нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином;
- воспитывать доброту, любовь и бережное отношение к природе родного края. Материал: Плотный картон белого цвета;
иллюстрации с изображением полевых цветов;
салфетки влажные для рук;
пластилин желтого и зеленого цвета;
стека на каждого ребенка.
Тема: «Божья коровка, улети на небо» (контурная пластилинография)
Цель: создание композиции «Божья коровка»
- развивать творческие способности, фантазию, воображение, мелкую моторику рук, глазомер.
- воспитывать, самостоятельность, инициативность, аккуратность в работе.
- содействовать воспитанию интереса к созданию композиции.
Материал: Картинки с изображением Божьей коровки, игрушка Божья коровка, карандаш, картон, набор пластилина, салфетка для рук, стека, доска для лепки, шаблоны Божьих коровок.
Тема: Подготовка к выставке, отчету в детском саду
Цель: организация выставки – отчет по кружковой работе.
- показать результаты кружковой работы
- развивать интерес к нетрадиционным способам лепки и способствовать широкому применению их в детском саду.
Материал: Работы детей, выполненные в технике пластилинография.
Список использованной литературы.
1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография», 2003 – 96с
2. Тихомирова О. Ю., Лебедева Г. А. «Пластилиновая картина : Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Москва, «Мозаика – Синтез», 2011. — 64 с
3. Комарова Т. С., Савенков А. И. «Коллективное творчество дошкольников».- М. : Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
4. Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.
5. ДороноваТ. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей рисованию, лепке, аппликация в игре – М. : Просвещение, 1992.- 143с.
6. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду – М. : Просвещение, 1991.- 96с.
7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : 2007.-128с.
8. Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. - М. : Айрис-Пресс, 2012.- 128с.
9. 10. Майорова Ю. А. Поделки из солёного теста и пластилина. – Н. Новгород: ООО Издательство. Доброе слово, 2011. -128с.
Интернет – ресурсы:
1. https://stranamasterov.ru/node/41388
2. сайты: mam/ru, infouroc.ru? kladras?ru и тд