лариса матвеева
Клубный час для детей 6–7 лет «Рождение фортепиано»
▼ Скачать
Цель: познакомить детей с историей возникновения фортепиано; дать сравнительную характеристику всем клавишным инструментам; объяснить значение терминов «форте», «пиано», «рояль». Приобщать детей к истории музыкальной культуры.
Задачи:
Обучающие: расширять представления дошкольников о музыкальных инструментах (внешний вид, устройство, тембр звучания).
Развивающие: развивать музыкальное восприятие (память, внимание, мышление, воображение).
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам.
Публикация «Клубный час для детей 6–7 лет „Рождение фортепиано“» размещена в разделах
Возраст: 6-7 лет
Материалы и оборудование: картинки с музыкальными инструментами, пианино, синтезатор, аудиозапись, пазлы.
Содержание клубного часа.
1. Организационный момент.
-Приветствие детей.
-Беседа об истории рождения фортепиано.
2. Слушание: «Таинство звучания клавишных инструментов»
Дети стоят в кругу. Музыкальный руководитель сопровождает свой рассказ
прослушиванием аудиозаписи монохорда, клавикорда, клависина,
исполняет на пианино и синтезаторе отрывки из «Детского альбома»
П. И. Чайковского. Дети сравнивают звучание инструментов.
3. Динамическая пауза.
Дети самостоятельно извлекают звук на пианино и синтезаторе.
4. Рефлексия
- Игровая ситуация :
-С какими новыми клавишными инструментами вы познакомились.
«Собери музыкальный инструмент из пазлов»
- С кем и где вы бы поиграли в эту игру.
Прощание с детьми. Пожелание удачи в выполнении других заданий.
Конспект клубного часа «Рождение фортепиано»
МУЗ. РУК
Собрались все дети в круг!
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Влево, вправо повернись,
Другу своему ты улыбнись.
Дружбой надо дорожить,
С нею проще, легче жить!
(Звучит легкая музыка).
МУЗ. РУК.
Дети, сегодня вы узнаете, как в нашей жизни появилось фортепиано. А задумывались ли вы когда-нибудь, что это, за инструмент – фортепиано?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте отправимся в путешествие в далекое прошлое.
Когда- то, много- много лет назад (570 до н. э.) в Древней Греции жил учёный Пифагор. Он изучал свойства различных материалов. И вот он создал не то прибор, не то музыкальный инструмент: это был
прямoугольный ящик, на верху которого была нанесена шкала, и крепилась только одна струна. Пифагор назвал он это устройство монохорд. Перемещая подвижную подставку по разным точкам шкалы, он получал звуки различные по высоте. Монохорд и был «прадедушкой» фортепиано.
Его начали совершенствовать, размещая на поверхности всё больше струн.
Так появились гусли.
Струн становилось все больше и больше…
Затем придумали соединить клавиатуру и многострунный монохорд.
Так родился клавикорд.
Получился удивительный инструмент!
Играть на нем было легко – достаточно было легкого прикосновения, чтобы он зазвучал нежно, мягко.
Клавикорд- был удобным и легким.
Его можно было держать на коленях, или поставить на стол. Всем был хорош клавикорд…
Только вот его звучание было очень тихим, едва слышным в большом помещении.
И еще – невозможно было извлекать звуки разные по силе звучания.
Людям хотелось слышать, чтобы звучание музыкальных инструментов напоминало пение птиц, интонацию голоса.
Но клавикорд не мог подражать этому.
Тогда музыканты продолжали совершенствовать инструмент.
Так появился Клавесин - первый клавишно-струнный инструмент
Клавесин звучал немного громче клавикорда.
Мастера расписывали его красивыми узорами, резьбой, украшали инкрустацией. Внешний вид клавесина стал богатым
Клавесины были разными по форме, но основных форм было две:
у одной струны располагались горизонтально (прототип рояля, у другой – вертикально (прототип пианино).
Как и клавикорд, клавесин имел недостаток - звук был почти одинаковой громкости.
Невозможно было извлекать громкие и тихие звуки.
И вот, в самом начале 18 века, итальянский мастер и коллекционер клавесинов Бартоломео Кристофори, изобрел «клавесин с тихим и громким звуком» - так он сам назвал свой инструмент.
Он усовершенствовал механизм инструмента и обтянул молоточки кожей.
«Улучшенный клавесин» оценили все.
И вот новый клавесин дал жизнь новому «королевскому» инструменту – роялю…
На «трон» взошел рояль (что значит «королевский», а клавикорды и клавесины перестали изготавливать.
На рояле можно было играть тихо и громко.
Мастера стали улучшать звучание рояля.
Они делали струны, по которым ударяли молоточки, более толстыми и длинными, и еще больше натягивали их.
Но корпуса роялей ломались от сильного натяжения.
Когда люди научились использовать металл, они сделали чугунную раму, на которую и натянули струны.
Изменились и молоточки – их стали покрывать войлоком.
И рояль «запел» - звук стал громче, ярче.
Позже изобрели педали для продления звука.
Педаль делает звук еще ярче, выразительнее.
Рояль был замечательным инструментом, но очень… большим!
Он помещался в больших залах.
А в небольших помещениях его нельзя было использовать…
И тогда мастера принялись за создание фортепиано, удобного для домашнего музицирования – пианино.
Поэтому рояль и пианино – совсем близкие «родственники».
Их называют «фортепиано», потому, что сила звука может быть разной - от едва слышного (пиано) до очень громкого (форте)
Как вы знаете,на фортепиано можно исполнять и певучие мелодии, и многозвучные аккорды.
Чем отличается пианино от рояля? (ответы детей)
Можно предложить детям посмотреть видео, в котором пианист исполняет музыкальное произведение.
Музыкальный руководитель благодарит за внимание и прощается с детьми.
Список источников:
• Гельберквит М. Рождение фортепиано – М. : Детская литература, 1984 г.
• Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах – М. : Всесоюзное издательство советских композиторов, 1986 г.
• Об истории создания фортепиано – https://euro-piano.ru/reviews/
• История изобретения фортепиано (рояля, пианино)/ источник: nastroika.nm/ru.-www/dudkaland/ru/st19.html
• https://muzik.lenschool7.edusite.ru/p8aa1.html
• https://infourok.ru/beseda-dlya-detey-istoriya-sozdaniya-fortepiano-871120.html
• https://piano.ucoz.org/pianino2.jpg
• https://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/173/172519/img7.jpg