Оксана Огородник
Клуб по интересам «Природа и малыши «Экоша»
Клуб по интересам Природа и малыши
"ЭКОША "
Актуальность: Часто дети не видят, не замечают красоту родной природы. Недостаточно понимают, не знают, как правильно вести себя в природе, в общении с живыми существами; нет примера для подражания. И дети зачастую ломают деревья, кусты, без пользы рвут цветы и бросают, убивают насекомых, разоряют птичьи гнезда и муравейники. Экология, не только наука, это мировоззрение молодого поколения, ответственность за будущее общего для всех нас.
Публикация «Клуб по интересам „Природа и малыши „Экоша“» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Планета Земля такая красивая, токая большая и такая хрупкая. Любая помощь природе должна быть хорошо продумана. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в детских садах одним из видов познавательной деятельности введено экологическое воспитание дошкольников. «Необходимо начинать экологическое воспитание и обучение человека с его утробного развития. Детей надо учить, начиная даже не с грудного возраста, а намного раньше».
Благодаря научным исследованиям дошкольного воспитания Н. А. Рыжовой, С. Н. Николаевой, Т. И. Поповой, Н. А. Кондратьевой, О. А. Соломенниковой и др. мы имеем возможность воспитывать, экологическую культуру детей начиная, с раннего возраста. Раннее приобщение детей к экологическим объектам закладывается в первые семь лет.
Экологическое образование дошкольника способствует формированию основ экологического мировоззрения и развития ребенка в целом, готовности его к школе. Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления будет разработан и использован как комплекс форм, средств, приемов, способствующих формированию экологического представления на эмоционально-чувственной основе. Ребенок будет вовлечен в элементарную поисковую деятельность, в ходе которой формируется интерес к приобретению знания о природе и ее явлениях.
Цель - воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания, становление личности ребенка через экологическое воспитание, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, чтения
Задачи :
• Формирование представлений детей о взаимосвязи живой и неживой природы.
• Заложить первые представления и ориентиры в мире природы;
• Развитие интеллекта, расширение кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков детей.
• Развитие разных форм речи: диалога, описания, объяснения, рассказа.
• Развитие логического мышления, творческих способности детей.
• Расширять и углублять представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, о живой и не живой природе (обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений, свойствах воды, песка, глины и камня);
• Формировать у детей представления о правилах экологической культуры, поведения в природе.
• Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; овладения нормами и правилами поведения в окружающей природной среде.
• Воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
• Воспитывать желание сохранять окружающий мир природы.
Принципы существования клуба ЭКОША:
-общение взрослых с детьми должно быть выстроено так, чтобы малыши на живых примерах и образцах поведения активно приобретали опыт приобщения к основам экологической культуры;
-при ознакомлении ребенка с окружающим миром с самого раннего детства следует делать упор не только на знания о предметах и явлениях, но и на навыки бережного (неразрушающего) обращения с ними;
- каждому дошкольнику должны быть созданы условия для наиболее полного раскрытия его возрастных способностей и возможностей.
Клуб имеет свои атрибуты:
– девиз: «Мы природу бережем - наш красивый общий дом.»;
– эмблему в виде сказочного персонажа «ЭКОШИ»
Формы работы Клуба.
– организация творческих занятий для детей на основе знакомства с природными явлениями.
-обсуждения, анализа литературных произведений экологической тематики;
– организация книжно-иллюстрированных выставок по экологии;
– проведение экологических праздников, театрализованных представлений,
литературно-экологических игр;
– проведение конкурсов и выставок детского творчества экологической
Тематики.
Методическое сопровождение:
• сбор информации о природных объектах;
• подборка иллюстраций;
• подбор художественной литературы;
• дидактические игры;
• беседы;
• конспекты НОД;
• ИКТ.
Предполагаемый результат:
в работе -дать детям знания; привить любовь к родной природе; воспитать бережное отношение к природе родного края, и закрепить, творчески использовать это в игровой деятельности, учитывая дифференцированный подход.
• повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
• увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
• формирование навыков культурного поведения в природе родного края;
• формирование положительно-эмоционального и осознанного отношения к природе родного края: доброжелательность к живым существам;
• эмоциональная отзывчивость на их состояние;
• развитие познавательного интереса детей;
• вызвать желание и умение заботиться о живом;
Работа с детьми:
Формирование экологической культуры через игровую деятельность планируется строить в системе знаний о природе, о связях и о существующих в ней зависимостях. Ведь чтобы стать участником игры, ребенок должен усвоить определенные знания. В ходе работы выстраиваю технологию проведения экологической игры с опорой на программу «Наш — дом природа».
В своей работе по экологическому воспитанию детей через ИГРУ я планирую использовать Игровую Образовательную Ситуацию (ИОС) с использование сказочного персонажа «ЭКОШИ». Это выдуманный персонаж, который несет в себе особенную образовательную нагрузку. С помощью «ЭКОШИ», его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий будет решаться небольшая дидактическая задача. Основная цель этой игровой ситуации -создать мотивацию к познавательной деятельности, вызвать интерес и желание участвовать в коллективной игре, эмоционально настроить детей, активизировать их в процессе выполнения задания. Кроме этого персонаж «ЭКОША» выполняет активизирующую роль в процессе работы с родителями. В группе создан детско-родительский экоклуб «ЭКОША», где родители являются непосредственными участниками.
Дидактические игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных и явлениях неживой природы. Во второй младшей и средней группах имеют место быть предметные игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами, а также словесные игры с целью обобщения и систематизации знаний, развивая внимание, сообразительность, быстроту реакции связанную речь.
В работе с детьми планирую использовать большое количество игровых упражнений. Они помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. В творческих играх экологической направленности дети любят игры-превращения, на имитацию признаков и движений «Мы рыбки», «Мы камешки», «Большая и маленькая гора», «Я ручеек». Важное значение в игровой деятельности имеют игры на природе. В качестве подручного материала можно использовать использую все, что лежит под ногами. С помощью экологических игр дети приобретают навыки бережного и внимательного отношения к растительному и животному миру родного края
Работа с родителями:
Работа по воспитанию у детей экологического сознания, является по настоящему результативной если в процессе участвуют родители:
-Участие в экологических акциях
-Создании мини-музея природы родного края,
- Оформлении коллекций мха, камней, семян деревьев и др.
- Сборе природного материала для выполнения поделок.