Валентина Субарь
Классный час в начальной школе «Без труда ничего не даётся»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый классный час в во 2кл и 4кл
Субарь В. Ф.
Тема: «Без труда ничего не дается»
Цели:
1. Обобщить представления обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда. На примерах литературных произведений показать, что все в жизни достигается через труд.
2. Развивать умение младших школьников работать в группе, развивать память, мышление, творческие способности.
Публикация «Классный час в начальной школе „Без труда ничего не даётся“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Домоводство, СБО, труд
- Классный час
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3. Воспитывать уважение к людям труда, к результатам труда, трудолюбие и ответственность. Сформировать понятия «прилежный», «старательный», дать положительную оценку данным качествам.
Оборудование: ТСО (мультимедиа, флешка, карточки 4 цветов,
карточки с заданиями.
Оформление кабинета: выставка поделок технического творчества учащихся, выставка сочинений «Профессия моей мамы (бабушки)», книжная выставка (журналы, книги, энциклопедии о труде, о профессиях).
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели.
- Прослушайте выступление своих одноклассников и определите главную мысль стихотворения.
Нетрудно, ребята нам песенку спеть,
Нетрудно, а все-таки надо уметь.
За что ни возьмись, нужно мастером стать
И дело любое уметь выполнять.
Сломалась игрушка – умей починить,
А новую сам научись смастерить,
Недаром ребятам смекалка дана,
Во всем и везде помогает она.
Умей, если нужно, заштопать чулок,
Без помощи свой приготовить урок,
Будь первым в учебе, будь первым в труде,
У нас белоручек не любят нигде.
- О чем идет речь в стихотворении?
- Что советует читателям автор?
- Определите тему классного часа.
- Что вам необходимо понять?
- Почему я решила провести классный час на эту тему?
1 слайд
Классный час
Без труда ничего не дается
3. Тематическая беседа.
- Для чего каждому человеку необходимо трудиться?
- Каким бывает труд?
- Многие известные люди нашей страны писали о важной роли труда в жизни человека.
2 слайд
А. П. Чехов: «Без труда не может быть чистой и радостной жизни» (только трудом достигается благополучие, неважно каким умственным или физическим, главное чтобы то чем вы занимаетесь приносило радость вам и окружающим вас людям)
А. Т. Твардовский: «Труд делает человека красивым» (труд даёт людям радость, приносит уважение, на это высказывание можно ответить пословицей не одежда красит человека а его дела, поступки)
- Как вы понимаете эти высказывания?
- Кто согласен? Почему?
- Кто не согласен? Обоснуйте ответ.
К сожалению, сегодня с экранов то и дело слышится: «Выиграй миллион!», «О, счастливчик!», «Слабое звено» и т. д. То есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с голубой каемочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о своем желании. Увы, это не имеет ничего общего с настоящей жизнью
Чтение и анализ текстов из литературных произведений
Галка.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.
Л. Н. Толстой
- Благодаря чему птице удалось исполнить желание? (Дети отвечают.)
-Труду и терпению
- Народ создал множество пословиц и поговорок о труде. Вы выполняли задание – находили эти пословицы и поговорки. Давайте проверим, что у вас получилось.
Послушайте пословицы и объясните смысл каждой из них.
• Будешь трудиться, будешь кормиться.
• Знания не кошель: за плечами не носить.
• Дело мастера боится.
• Каков мастер, такова и работа.
• Труд кормит, а лень портит.
• Глаза страшатся, а руки делают.
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Корень учения горек, да плод его сладок.
• Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
Вопросы
- О чем эти пословицы?
- Нужно ли учиться? Зачем? Чему?
- Какое значение имеет учеба в жизни человека? (Дети отвечают.)
Учитель. Учение - это большой труд. От человека требуется
быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда все легко получается. Если математика дается вам без труда, то, наверное, чтобы каллиграфически выводить буквы, вам потребуется определенное время. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримете?
«Терпение и труд все перетрут», - гласит народная мудрость. Трудолюбие - это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми.
Великий полководец А. В. Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым.
Валентина Терешкова путем изнурительных тренировок и прилежной учебы стала известной всему миру первой женщиной-космонавтом.
- А какой смысл вы вкладываете в слова «старательный» и «прилежный»? (Дети отвечают.)
Если заглянем в словарь С. И. Ожегова, то найдем пояснение: старательный - делающий что-нибудь хорошо и добросовестно; прилежный - отличающийся усердием в труде, учении.
- Каким вы представляете прилежного, старательного человека? Опишите. (Дети отвечают.)
- Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся. Что это значит? (Значит, нужно выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил всем радость.)
Старательный человек бережет время свое и чужое. У него в жизни все четко распределено. Такие люди планируют свои дела на день, неделю. Когда человек придерживается в жизни определенного режима, то у него всегда хватает времени и на отдых.
- Давайте обратимся к выставке ваших поделок (некоторые продемонстрировать). Над каждым изделием вы хорошо потрудились, кто самостоятельно, кто в группе, кто вместе с родителями. Вы вложили в свою работу силы, средства и частицу души, поэтому изделия выглядят красиво, эстетично и привлекательно.
5. Физкультминутка.
Проводится зарядка для глаз и самомассаж лица.
6. Игровые упражнения.
- Игра «Алфавит». На букву алфавита найдите среди картинок название профессий. (Работа идет 3 минуты, затем проверка- 4 слайд)
Ведущий: Пока вы школьники, главный ваш труд – это учеба. Но кроме хорошей учебы, вы должны себя уметь обслужить, и помочь маме, брату, сестре. Давайте отгадаем загадки о профессиях.
Станет палочкой махать,
Станет музыка играть. (Дирижер)
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу. (Пограничник)
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка! (Слесарь)
Кто в дни болезни всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор)
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
Он учит детей читать и писать
Природу любить стариков уважать (учитель)
6. Работа по профориентации.
- Скоро вы, ребята, перейдете в 5 класс, незаметно пролетят школьные года и вам будет необходимо выбрать для себя профессию. Самое главное – не ошибиться, посмотреть на свои способности и интересы.
- Ваши родители, бабушки, дедушки, у кого-то уже старшие братья и сестры трудятся, приносят пользу себе, своей семье, своей Родине.
- Прослушаем некоторые сочинения о профессиях ваших мам и бабушек.
Ученики зачитывают свои сочинения.
- Что же необходимо делать каждому из вас сейчас, чтобы стать достойными тружениками и гражданами нашей родины?
- Можно ли сказать, что учеба – это тоже труд? Докажите.
- Дайте советы детям, которые хотят хорошо учиться.
Чтение и анализ стихотворения
О человеке и его часах
Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час.
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Успеет встать он за станок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
Хороший был денек!
Чтобы всё успевать надо делать всё во время!
Должно быть время и для труда и для отдыха!
Сценка И. А. Крылов «Стрекоза и муравей!»
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба-
Всё это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
7. Итог.
8. Рефлексия.
На классном часе я понял…
Я хотел бы посоветовать…
Я буду терпеливым и трудолюбивым, потому что.