Татьяна Ковалева
Классный час по профилактике агрессивного поведения среди детей и подростков для учащихся 5–11 классов
Готов ли я отказаться от агрессивного поведения уже сейчас?
Цель: Формирование адекватного поведения подростка в сложных жизненных ситуациях.
Задачи:
- предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведе-ния подростков;
- формирование чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и пове-дение окружающих;
- обучение "ненаправленным" способам преодоления собственных от-рицательных эмоций, состояний и приемам регуляции психического равно-весия.
Публикация «Классный час по профилактике агрессивного поведения среди детей и подростков для учащихся 5–11 классов» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в старшей школе
- Классный час
- Средняя школа, 5 класс
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Форма проведения: беседа, групповая работа.
Продолжительность классного часа : 40 минут.
Ход классного часа
Человек обладает способностью любить,
и если он не может найти применения
своей способности любить,
он способен ненавидеть,
проявляя агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется
как бегством от собственной душевной боли…
Эрих Фромм.
1. Организационный момент
Для создания доброжелательной рабочей обстановки и для эмоцио-нального разогрева выполняем упражнение "Ток по кругу" Участники стоят в кругу, держаться за руки и легким пожатием руки «передают» соседу слева положительные чувства (радость, оптимизм, хорошее настроение).
2. Вводно-мотивационная часть
Разделитесь на 4 группы. За определенное время (10 минут) напишите 8 слов ассоциаций с темой агрессия. Затем объединяют слова, чтобы получи-лось 1 слово.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Затем обсуждаем, что получилось в каждой группе и записываем на доске.
Тема классного часа «Готов ли я отказаться от агрессивного поведе-ния уже сейчас?»
Слово «Агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия – это форма поведения, направленная на оскорбление или причинение вреда другому человеку.
Выделяют несколько видов агрессивных реакций :
• физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;
• вербальная агрессия – выражение негативных чувств через словесное содержание (угрозы, проклятия) и через форму (визг, крик);
• косвенная агрессия – агрессия ни на кого не направленная;
• раздражение – готовность, при малейшем возбуждении, к проявлению негативных чувств (вспыльчивость, грубость);
• обида – зависть и ненависть к окружающим за реальные или вымыш-ленные действия;
• подозрительность – недоверие или убеждать в том, что другие люди планируют и приносят вред;
• негативизм – открытое проявление недовольства чем-либо или кем-либо.
3. Основная часть
Упражнение «Конструктивная критика»
Цель: Создание условий для конструктивного самоутверждения, умения конструктивно реагировать на критику
Инструкция: «Разделитесь на группы по 3-4 человека. Вам необходимо переформулировать обидные высказывания, предложенные на карточке, в необидные, с использованием алгоритма «Я – высказывания» :
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:
Когда я вижу, что ты…
Когда это происходит…
2. Точное называние своего чувства:
Я чувствую (раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т. д.).
3. Называние причин:
Потому что…
В связи с тем, что…
4. Пожелание:
Мне бы хотелось…
Рефлексия: Какой опыт вы приобрели, выполняя это упражнение?
Каждому человеку приходится испытывать злость, гнев, раздражение. Иногда многие чувствуют, как душа переполняется отрицательной энергией. Как укротить эту энергию, чтобы она не натворила бед? Сейчас я вам приведу пример упражнений, с их помощью вы научитесь «безвредным» способом разрядки отрицательной энергии.
Психогимнастический этюд «Я не боюсь»
Напряглись, ладони сжали в кулаки, затаили дыхание, а теперь рассла-били все тело, руки, ноги и сказали поочередно. «Беги от меня страх, я ничего не боюсь!»
Снятие нервно-психологического напряжения (желательно, чтобы учащиеся вспомнили сами)
- спортивные занятия
- контрастный душ (баня)
- стирка белья
- скомкать газету и выбросить
- мытье посуды
- погулять на свежем воздухе
- послушать музыку
- посчитать зубы языком с внутренней стороны
- вдохнуть глубоко до 10 раз
- постараться переключиться на другую деятельность. Но если вы ви-дите, что в нервно-психологическом напряжении пребывает ваш друг или подруга, постарайтесь отвлечь его от мрачных мыслей, вовлеките его в ка-кую-нибудь деятельность и не выпускайте из поля зрения пока ситуация не изменится в лучшую сторону. Делать это нужно тактично, ненавязчиво.
Вариант 1. Если вы чувствуете, что сейчас вспылите кому-нибудь сде-лайте следующее: сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза, закройте глаза и медленно посчитайте до 10 и обратно.
Вариант 2. Если вы разговариваете с человеком, который вам не при-ятен, или этот человек делает то, что вас злит, или на вас кричат сделайте следующее: представьте, что в ход такого общения этот человек уменьшает-ся в росте, голос его становится слабее и слабее, неувереннее. Постарайтесь уменьшить этого человека до тех пор, пока он не покажется вам менее зна-чимым, и вы почувствуете, как изменится ваше состояние и вы почувствуете даже жалость к этому человеку.
Памятка.
1. Поговори с другом.
2. Поколоти подушку или выжми полотенце сухое или мокрое.
3. Прокричи любые звуки.
4. Займись спортом.
5. Погуляй по лесу. Созерцай движение реки или озера, вдыхай лесные запахи, слушай лесные звуки.
5. Подыши уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдоха.
6. Смейся и плачь.
4. Итоговая часть
На прощание я хочу рассказать вам еще одну притчу.
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух вол-ков.
Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на не-сколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!