Дина Фомина
Классный час «Артикуляционная гимнастика — логопедическая панацея»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час на тему «Артикуляционная гимнастика – логопедическая панацея»
Цель
• дать родителям знания о значении артикуляционной гимнастики при постановке звуков;
• заинтересовать проблемой;
• мотивировать на добросовестное выполнение логопедических заданий дома;
Публикация «Классный час „Артикуляционная гимнастика — логопедическая панацея“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Работа логопеда. Логопедия
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
• научить правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
• объяснить правила работы в индивидуальной тетради ребенка;
Форма проведения: лекция, практическая работа с участниками.
Ход собрания:
Приветствие. Введение:
Логопед: - Здравствуйте, уважаемые родители! Тема сегодняшней встречи – артикуляционная гимнастика. Это первый и самый важный этап в развитии речи, поэтому на него мы отведем целую встречу.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины, значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.
Речь – это невероятно сложный процесс. И несмотря на то, что у нас с вами «говорение» происходит на автоматизме и не кажется сложным, то у огромного количества людей бывают самые разнообразные речевые расстройства. Потому что это действительно сложно.
Чтобы правильно произнести звук, необходимо органы артикуляции – язык, губы, мягкое небо поставить определенным образом. Давайте все вместе попробуем произнести звук Ш. А теперь звук Л. Обратите внимание куда направлен кончик языка, во что упирается или наоборот не упирается, а образует смычку или щель. Обратите внимание какой формы язык – широкий или узкий. Он постоянно на одном месте или сменяет местоположение.
Если изменить хоть немножко положение языка или губ получится уже другой звук. Попробуйте А и У. Или оставить все как есть, но добавить голос – работу голосовых складок, снова получится новый звук – например глухой и звонкий В-Ф. Приложите руку к горлу и вы почувствуете вибрацию.
При нарушениях звукопроизношения ребенок по какой-то причине не может поставить органы артикуляции в нужное место, в правильные позиции. Наша задача, научить его этому.
(Работа с памяткой)
Логопед: - Откройте ваши памятки, прочтите тезисы собрания.
Родители по очереди читают по 1 тезису.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
3. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, четко и красиво.
Логопед: - У каждого упражнения свои цели. Например «вкуснее варенье» помогает ребенку научиться поднимать язык вверх и удерживать его там. Т. О. для каждого звука есть свой набор, комплекс упражнений. И нет смысла брать какие попало упражнения и проводить их. Хотя есть и универсальные, которые подходят для каждого.
Также очень важно выполнять упражнения правильно. Иначе в них нет смысла.
В первую очередь соблюдать гигиенические требования:
(Работа с памяткой)
Логопед предлагает родителям по очереди зачитывать гигиенические требования к артикуляционным упражнениям из памятки и обсуждать, зачем, по их мнению, необходимо каждое из условий.
• Помыть/обработать руки себе, ребенку. Поэтому одноразовые шпатели, палочки, платочки.
• Дозированность упражнений (ребенок не должен устать от занятий).
• Использовать зеркало и давать свой пример (зрительный контроль).
• Организация игрового мотива: картинки-символы, рассказы, маркеры.
Рекомендации к проведению
• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать.
• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
• Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение. Указано в методические указаниях
• Разбейте упражнение на несколько конкретных пошаговых инструкций. Для контроля правильности выполнения.
Практическая часть:
Логопед: - Попробуем выполнить некоторые упражнения.
(Выполнение упражнений вместе с родителями. Показ выполнения упражнений детьми)
• Качели.
• Фокус.
• Загнать мяч в ворота.
• Лопатка.
Логопед: - Еще хочу обратить ваше внимание на нетрадиционные способы арт. гимнастики. Любые упражнения полезны для языка и губ, а если они еще и такие интересные и веселые! Я в условиях сада не могу их проводить из-за сложности реализации гигиенических требований. Но вы дома могли бы попробовать. Например, всю неделю выполнять упражнения по тетради, а по выходным эти. Чтобы вас мотивировать, я дам вам по бусине для этих занятий.
Напоследок, каждый вытянет лепесток ромашки с тезисами сегодняшнего классного часа и зачитает их.
(Работа с логопедической ромашкой, зачитывание тезисов встречи)
Прощание. Раздача брошюр и памяток.
Логопед: Надеюсь, после сегодняшней встречи вы не будете забывать делать домашнее задание, гимнастику. И даже делать это с удовольствием!