Ирина Павлова
Классификация детского аутизма
▼ Скачать + Заказать документы
Аутизм — это сложное расстройство, которое проявляется в нарушениях взаимодействия с окружающей средой, и дети с аутизмом могут варьироваться по уровню интеллекта и социальным навыкам. В своих исследованиях В. В. Лебединский и О. С. Никольская выделяли различные группы детей с аутистическими расстройствами.
Группа 1: Дети с отрешенностью от внешней среды.
Первую группу составляют дети, которые проявляют наиболее тяжелые нарушения психического тонуса и произвольной деятельности. Эти дети не имеют потребности в контактах и не развивают навыков социального поведения. У них отсутствуют стереотипные действия и стремление поддерживать постоянство окружающей среды. На ранних стадиях развития у таких детей наблюдаются следующие характеристики:
Темочки:
- Застывший взгляд и отсутствие ответа на улыбку матери.
- Отсутствие чувства голода, холода и реакции на боль.
- Полная беспомощность и отсутствие навыков самообслуживания.
Иногда невысокий уровень отклика на звуки и визуальные стимулы вызывает подозрения в глухоте или слепоте. При своевременной коррекции такие дети могут развить элементарные навыки, но социальная адаптация остается серьезной проблемой.
Группа 2: Дети с отвержением внешней среды.
Вторая группа детей отличается более активным поведением по сравнению с первой. Эти дети избирательно реагируют на окружающую среду и проявляют эмоции, как положительные, так и отрицательные. У них могут наблюдаться страхи перед изменениями, проявляющиеся в виде аффектов и протестов. Ключевые моменты для этой группы:
- Использование стереотипных действий (двигательных, речевых и сенсорных) для снижения тревожности.
- Задержка в формировании навыков самообслуживания и однообразие в игре.
- Примитивные эмоциональные связи с матерью, где важно ее постоянное присутствие.
С помощью длительной коррекции дети этой группы могут быть подготовлены для обучения в вспомогательных или массовых школах.
Группа 3: Дети с замещением внешней среды.
Третья группа включает детей, у которых сформировались более сложные формы защиты от переживаний. Их поведение может напоминать психопатологические расстройства. Основные характеристики данной группы:
- Монологическая речь, но неспособность к диалогу.
- Низкая способность к сопереживанию и эмоциональным связям.
- Возможны агрессивные вспышки для привлечения внимания.
Дети этой группы лучше адаптированы в быту и могут освоить навыки самообслуживания. При активной коррекции они также способны подготовиться к обучению в массовой школе.
Группа 4: Дети со сверхтормозимостью окружающей средой.
Четвертая группа включает детей, у которых наблюдается менее выраженный аутистический барьер, а также меньшая степень патологии в аффективной и сенсорной сферах. Такие дети часто проявляют неврозоподобные расстройства, включая:
- Тормозимость и робость.
- Пассивность и пугливость в контактах.
- Сверхосторожность.
Эти дети активно усваивают поведенческие штампы, что позволяет им формировать более правильные образцы социального поведения. Их игры, как правило, тихие и малоподвижные. Они особенно чувствительны к отрицательному отношению взрослых и могут реагировать на резкие замечания, что значительно влияет на их настроение и поведение.
Настроение детей этой группы сильно зависит от эмоционального состояния окружающих. Они могут уходить от контактов при изменении привычных стереотипов, что подчеркивает их потребность в стабильности и предсказуемости. В то же время, большинство из этих детей проявляют интерес к природе, нежной музыке и мелодичным стихам. Также стоит отметить, что многие из них обнаруживают парциальную одаренность в определенных областях.
Дети четвертой группы могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в некоторых случаях — даже обучаться в ней без предварительной специальной подготовки. Это открывает новые горизонты для их социальной интеграции и развития.
Необходимость дифференцированного подхода.
Существование различных клинико-педагогических картин, социальной адаптации и прогноза у детей с аутизмом требует дифференцированного коррекционного подхода. Это включает как лечебные, так и психолого-педагогические методы. Коррекционная работа должна основываться на тщательном и всестороннем изучении особенностей развития ребенка.
Основы коррекционной работы.
Использование клинического диагноза и данных психолого-педагогического исследования, таких как уровень познавательных процессов и личностные характеристики, позволяет создать индивидуальный план коррекции. Наиболее эффективной признается коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность, так как она может быть адаптирована к конкретным потребностям и особенностям ребенка.
Классификация детского аутизма, включая четвертую группу с менее выраженными аутистическими проявлениями, подчеркивает необходимость особого внимания и вариативности в подходах к коррекции. Понимание отличительных характеристик каждой группы способствует созданию подходящих методов психолого-педагогической коррекции и, в конечном итоге, улучшению качества жизни детей с аутизмом и их семей.