Анна Романенко
Кинезиология в роботе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
КИНЕЗИОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.
Аннотация
В данной статье представлен новый и, довольно активно развивающийся вид здоровьесберегающей технологии - Кинезиология или «гимнастика мозга»– наука о развитии головного мозга посредством движения, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Публикация «Кинезиология в роботе с дошкольниками» размещена в разделах
Ключевые слова: Кинезиология, здоровьесберегающие технологии, дошкольное воспитание, физическое развитие, коррекционно-развивающая работа с дошкольниками.
Работая в дошкольном учреждении, надо понимать, что в наших руках находится самое главное в жизни каждого – дети. В дошкольном возрасте очень важно научить детей гармоничному взаимодействию с окружающими, основанному, в первую очередь, на внутренней гармонии.
На родительских занятиях можно задать вопрос родителям: «Вспомните девочку Женю из сказки “Цветик-семицветик”. Представьте, что у вас в руках оказался такой волшебный цветок. Подумайте, какими вы хотели бы увидеть своих детей в конце года, в подготовительной группе?» Большинство родителей считают, что, если сад научит детей считать, писать и читать до школы, то это будет залогом успешной учебы. Однако, готовность к школе - это, прежде всего, зрелость ребенка. А зрелый ребенок должен владеть определенным уровнем мыслительных операций, т. е. уметь принимать адекватные решения и быстро реагировать на изменения ситуации, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, контролировать свое поведение и проявлять волевые усилия для выполнения поставленных задач.
Когда начинать готовить ребенка к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Пожалуй, такие вопросы слышат педагоги подготовительных к школе групп чаще всего.
Наверное, у каждого из нас в педагогической практике были моменты, когда мы удивлялись: «Я же для всех одинаково объясняю, почему одни дети сразу понимают, а другие нет?». Маши, Вани, Ярославы, Максимы и Аленки. Милые и непослушные, радующие и огорчающие, открытые и замкнутые, добрые и жестокие, бесстрашные и трусихи, схватывающие всё «налету» и с трудом запоминающие стихотворения. Рождённые, приблизительно в одно время, растущие в приблизительно равных условиях, но такие разные и, порой, такие непонятные. Это они! Это наши Дети! Очевидно, что разные дети требуют разного подхода и одинаково бережного отношения с учётом особенностей детской психики. Они призваны жить в совсем другом ритме! Они – субъекты других «вибраций»! Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». А ведь мозг ребенка дошкольника получает питание и кислород, именно тогда когда ребенок двигается. Их мозг имеет «другую скорость» обработки информации и другую «карту памяти». Они мыслят другими категориями! Поэтому нужно найти такие забавные, интересные двигательные упражнения и действия, которые способствуют их общему развитию.
Задумываясь о том, как распорядок дня загружен у ребят: ежедневные занятия в детском саду, а еще – кружки, студии, секции. Бывают и домашние задания. Помимо детского сада заботливые родители водят ребят к дефектологу, в бассейн, в музыкальную или художественную школы. А как же детство? Игра? Всем известно, что игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Только игры создают атмосферу радости и потому делают развитие наиболее эффективным. А также осуществляют комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Нужно искать новые подходы и использовать новые методы, методики и формы в воспитательном процессе.
Не так давно педагоги столкнулись с понятием кинезиологические упражнения. Кинезиология -один из новых и, довольно активно развивающихся, методов в современном мире психологии и педагогики. Трудно, даже невозможно объяснить механизмы ее влияния, а самое важное - удивительные и стойкие результаты.
Кинезиология или «гимнастика мозга»– наука о развитии головного мозга посредством движения, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.
Для результативности коррекционно – развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
-систематичность занятий;
- упражнения необходимо проводить ежедневно;
- сначала детей раннего возраста следует учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному;
- занятия проводятся утром по 10 – 15 минут;
- занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
- длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Виды кинезиологических упражнений :
1. Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
2. Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
3. Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
4. Телесные упражнения. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
5. Упражнения для релаксации - способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Кинезиологические упражнения – это забавные, интересные двигательные упражнения и действия, которые способствуют общему развитию ребенка. Они образуют сердцевину образовательной кинезиологии.
Сначала мы совместно рисуем «двуручные» рисунки на больших листах бумаги, потом переходим к работе за столом на меньших листах. Дети садятся по центру своей рисовальной поверхности и одновременно двумя руками рисуют одинаковые изображения вправо и влево (с зеркальным отражением). Следят глазами за тем, чтобы одновременно делают справа и слева.
Мы делаем одновременные движения правой рукой и левой ногой, левой рукой и правой ногой. И так мы ходим, подпрыгиваем или танцуем под музыку. Мы двигаемся вперед, назад, в стороны, мы маршируем на месте. Главное, чтобы эти движения пересекали среднюю линию твоего тела. Хорошо, когда прикасаешься рукой противоположного колена. Представляете, когда работают оба полушария детского мозга, им легче, проще узнать что-то новое!
Выполняя подобные упражнения, дети чувствуют себя так, как будто у них «включился еще один мотор», и все дается им намного легче.
Эффективность предлагаемых игр и упражнений по кинезиологии подтверждена на практике, многими педагогами и психологами. Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень развития умственных способностей у детей. Данная методика помогает педагогам и психологам подготовить будущих первоклассников к школьному обучению, повысить уровень развития их психосоциальной зрелости, укрепить предрасположенность к овладению навыками письма, повысить уровень развития мелкой моторики, координации движений руки и пространственной ориентации. Дети, занимающиеся по данной методике, умеют слушать и выполнять задания по образцу, обладают достаточно развитым мышлением и произвольностью психической деятельности.
Только познав и поняв, как развивается, растет, мыслит и чувствует себя ребенок, педагог сможет помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить все те прекрасные возможности, которые именно ему даны природой, компенсировать то, чем природа, увы, его не одарила. А это значит – сделать так, чтобы его детство было по-настоящему счастливым!