Елена Пономарева
Кинезиологические упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиологические упражнения позволяют перейти от движения к мысли. В этом состоит основная цель образовательной кинезиологии — через простые и доступные упражнения добиться улучшения успеваемости у детей, имеющих какие-либо проблемы с учебой.
Публикация «Кинезиологические упражнения» размещена в разделах
Эти техники могут использовать люди любого возраста. Но чаще всего их используют для развития детей дошкольного возраста. Это и понятно — именно в этом возрасте у детей наиболее пластичная и податливая психика. Следовательно, именно в детском саду закладывается фундамент для дальнейших успехов ребенка. Кинезиологические упражнения позволяют развивать и корректировать координационные нарушения. При их регулярном выполнении у детей происходят следующие изменения:
• улучшаются функции мелкой моторики;
• дети становятся более ритмичными;
• улучшается их ориентировка в пространстве.
Упражнения образовательной кинезиологии также проводятся для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата.
Теоретические основы кинезиологии
Как известно, мозг человека состоит из двух полушарий. Причем их функции не идентичны друг другу. Левое полушарие отвечает за логику и рациональное мышление. Правое — за наглядно-образное мышление. У гармонично развитой личности одинаково эффективно работают оба полушария. В этом случае так и говорится — полушария гармонизированы. Известно, что таких людей с гармонизировано работающими полушариями не так уж и много. Большинство из нас является «правополушарниками» или «левополушарниками» с соответствующим доминирующим типом мышления. Не являются исключением в этом плане и дети.
Как известно, все предметы в школе делятся на технические и гуманитарные. Детям с развитым левым полушарием проще даются технические предметы, с развитым правым — гуманитарные. В связи с этим часто при обучении в школе дети могут испытывать стресс и дискомфорт. Гуманитарии ничего не могут поделать с математикой, физикой и химией. Технарям трудно даются русский язык и литература. Ученики могут испытывать апатию, у них может появиться нежелание заниматься нелюбимыми предметами, развиться неверие в себя. Причина кроется в ассиметричной работе полушарий головного мозга. В раннем возрасте их просто не научили учиться, не подготовили к дальнейшим испытаниям.
Как известно, телесные движения напрямую влияют на деятельность головного мозга. Движение правой стороны тела заставляют работать левое полушарие, и наоборот — левая часть тела включает в работу правое полушарие. Занятия по образовательной кинезиологии, в первую очередь, направлены на гармонизацию работы головного мозга. Основная идея проста — научить полушария работать синхронно путем одновременного выполнения движений обеими половинами тела.
Кинезиология помогает решить и вторую проблему. При обучении человек и, соответственно, дети могут складывать полученные знания в пассивный багаж. Знания могут храниться у ребенка в голове, но он не умеет вытащить их оттуда и воспользоваться ими. Все дело в том, что для активного использования полученной информации человек должен задействовать передние лобные доли мозга. Но хранится информация в задних теменных областях. Кинезиология помогает включить механизмы интеграции мозга, научить детей переключаться из пассивного режима в активный. Такие упражнения в дальнейшем помогут ребенку избежать синдрома двоечника, не способного воспроизвести полученную им информацию.
Примеры упражнений
Разнообразных кинезиологических упражнений существует довольно большое количество. Есть и базовые упражнения, но педагоги дошкольных учреждений могут и сами придумывать свои собственные упражнения на основе данной методики.
Перекрестные шаги
Одно из самых известных базовых кинезиологических упражнений — перекрестные шаги (кросс-кролы). Его можно использовать в качестве разминочного, предваряющего основную программу упражнений.
Делается это упражнение довольно просто : одна нога сгибается в колене, локтем противоположной руки дети пытаются достать до колена согнутой ноги. Потом нога опускается и поднимается другая нога, дети снова пытаются достать локтем противоположной руки до согнутого колена.
В основе этого упражнения лежит принцип совместной работы обоих полушарий мозга. В этом упражнении согласуется работа обоих полушарий, заставляя их работать синхронно и одновременно. Таким образом, у детей укрепляются межполушарные связи в мозге.
Данное упражнение воспроизводит первые движения младенца — ползание. Ползание становится решающим фактором для развития у детей сенсорного восприятия и является триггером, запускающим в мозге процессы, ответственные за обучение. Различают два вида ползания — монолатеральное и билатеральное. Перекрестные шаги имитируют именно билатеральное ползание, когда у детей начинается процесс активного умственного и физиологического развития. Иногда встречается такое, что некоторые дети не способны делать перекрестные шаги. У них развито только монолатеральное движение — ребенок может двигать одновременно рукой и ногой только одной половины тела. Такие дети привыкли использовать в определенный момент только одно полушарие.
Такую ситуация важно вовремя исправить. Уже замечена корреляция между неумением делать согласованные движения конечностями обеих частей тела и плохой успеваемостью у детей в школе. Эти упражнения и вся кинезиология, в целом, направлены на то, чтобы научить оба полушария ребенка взаимодействовать между собой. В раннем возрасте сделать это проще, по сравнению с более поздним возрастом.
Упражнение «кулачки-ладошки»
Еще одно базовое упражнение, призванное согласовать работу обоих полушарий у детей. Помимо этого упражнение может также использоваться в логопедической практике при постановке у ребенка непроизносимых им звуков и автоматизации их произношения.
Ребенок сжимает обе руки в кулак и произносит какое-либо слово: например, рыба. Потом разжимает руки и произносит другое слово: например, ракета. При этом можно усложнять задания: можно произносить несколько слов подряд. Например: рыба — ракета — роса — ручка. На каждом новом слове руки ребенка принимают новое положение. Рыба — кулаки сжаты, ракета — кулаки разжаты и т. д. Можно вносить свои собственные элементы, например, еще больше усложнять задания, предлагая детям произносить несколько разных слов, при этом каждый раз их руки будут изображать новую фигуру. Рыба — руки сжаты в кулак, ракета — руки сжаты в кулак, но в стороны отводятся большие пальцы, роса — ладошка разжимаются, все пальцы плотно прижаты друг к другу, ручка — ладошка остается открытой, только в сторону отводятся большие пальцы рук.
Занятия можно делать наглядными, например, при помощи сделанных самостоятельно тренажеров. Ребенок встает перед стеной и доской, на которых помещают изображения сжатых в кулак правой и левой рук, правой и левой ладошек и т. д. При произнесении каждого слова он кладет руки на соответствующие изображения. Рыба — ладони сжаты в кулак, каждый кулак кладется на изображение сжатой в кулак ладони и т. д.
Упражнения с мячами
Можно придумать огромное количество самых разнообразных упражнений с мячами, которые помогут детям синхронизировать работу обоих полушарий. Мячи могут быть любого размера, и любого вида — начиная от обычных гладких и заканчивая массажными. Сами упражнения могут быть построены по-разному — все зависит от фантазии педагога. Можно на каждом занятии вносить в упражнения какие-то новые детали, внося в них элементы неожиданности и не позволяя детям заскучать на занятиях.
Основная идея — согласованные движения и координация движений ребенка и педагога. При выполнении упражнения педагог и ребенок сидят друг напротив друга и передают своему визави мячи. Мячи можно передавать напрямую, например из правой руки учителя в левую руку ребенка, крест-накрест — из правой руки в левую, передавать только после перекладывания мяча из одной руки в другую. Мячи можно передавать по одному и по два, можно перебрасывать мячи из рук в руки, постепенно увеличивая сложность упражнений.
Такие упражнения развивают отделы мозга, непосредственно отвечающие за речь и мышление. При этом начинает работать принцип кинезиологии — от движения к слову.
Тренажер «Забавные дорожки»
Этот тренажер развивает у детей межполушарные связи, поскольку при работе с ним ребенку потребуется синхронизировать одновременные движения сразу обеих рук. Помимо этого, у детей развивается мелкая моторика, а также этот тренажер помогает решить также ряд логопедических задач, например — закрепить непроизносимые звуки у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Одно из преимуществ данного метода — все материалы можно изготовить самостоятельно, не прикладывая больших усилий и без больших затрат. Вообще, кинезиология — довольно простая в освоении и не требующая особого дополнительного реквизита техника. Все тренажеры и упражнения потребуют от педагога и родителей ребенка минимум вложений, при этом принося максимум пользы.
Итак, тренажер состоит из двух половин, на каждой из которых изображены симметричные узоры — дорожки. В качестве поля можно использовать лист ватмана или картонку, на которую можно наклеить узоры из цветной бумаги. Это могут быть зигзаги, волнистые линии, вертикально-горизонтальные линии. Размер тренажера также может варьироваться. Это может быть и большой лист, предназначенный для работы детей и педагога у доски, а также тренажеры и небольшого размера, предназначенные для индивидуальной работы.
Для выполнения этого задания детям будет необходимо пальцами двух рук одновременно проходить дорожки-линии. Они могут начинать от края листа, либо от его середины — задания можно менять, чтобы вносить в занятия элемент разнообразия. В первом случае — руки будут сближаться, во втором — расходиться. Проводя пальцем по узорам, ребенок может одновременно произносить слова или звуки, которые он плохо выговаривает. Упражнение можно делать непосредственно на тренажере, так и без него — дети в воздухе повторяют за педагогом или другим ребенком совершаемые ими движения.
Другой вариант данного упражнения — пальчиковое рисование одновременно двумя руками.
Рисовать можно и, обмакивая пальцы в специальные краски, и на заполненным цветным песком или крупами поле. Основное требование при этом — добиться от детей симметричности изображаемых узоров.
Упражнение «третий глаз»
Для того чтобы улучшить функции памяти у человека, мы должны соединить между собой задние и передние отделы полушарий. Для этого можно делать простое упражнение.
Одна рука нажимает на точку, находящуюся между двух бровей, вторая — массирует затылок. Воспитатель может в этот проговаривать рифмованный текст:
Открываем третий глаз — посмотри скорей на нас;
Лучше станет наша память — вы теперь проверьте сами.
После этого можно повторять несколько слов или чисел подряд. Дети должны повторить слова в том порядке, в котором их произнес педагог. Это упражнение можно выполнять в нескольких вариантах. Например, не произносить слова, а показывать картинку с изображением животных, игрушек и т. д. Со временем количество слов или предметов на картинке можно увеличивать.
Упражнение «каких животных видел ты?»
Для развития памяти и воображения можно играть в различные угадайки, придумки и т. д. Приведем один из примеров подобной игры.
Дети сидят кругом за столом вместе с педагогом. Педагог начинает игру — пальцами обеих рук перебирает по столу, передвигая руки по столу. Дети повторяют за воспитателем. Он проговаривает:
По деревне мы шагаем, видим будки (закрывает глаз ладонью) и сараи (дотрагивается до уха другой рукой с той стороны, где закрыт глаз).
Затем он начинает бить ребрами ладоней по столу, приговаривая:
Ты нам скорее расскажи, каких животных видел ты?
В это время меняются фигуры, изображаемые руками. На слове «каких» бьют открытыми ладонями. На слове «животных» — сжатыми кулаками. Видел — открытыми ладонями. Ты — кулаком и ладонью. По окончании вопроса все держат руки в том положении, в каком было произнесено последнее слово (кулак и раскрытая ладонь). Дети начинают произносить названия различных домашних животных, каждый раз при этом меняя положение ладоней. Например, гусь — руки меняются. Та, которая была сжата в кулак, кладется ладонью вниз на стол, а та, которая лежала ладонью вниз, — сжимается в кулак. Воспитатель придумывает, каким образом нужно изменить положение рук, и дети повторяют за ним (или пытаются повторять).
Темы игр можно менять. Например, можно играть в игры, где нужно называть животных экзотических стран (крокодил, зебра) :
В жарких странах оказались, очень долго удивлялись.
Животных леса (волк, лиса) :
Мы тихонько в лес зайдем, что же увидим в нем?
Жесты и положение рук можно выбирать произвольно. Главное — соблюдать принцип кинезиологии, движение должно сопровождать мыслительный процесс.
Учитель – логопед Пономарева Е. В.