Светлана Шаронова
Кейс «Музыкальный чемоданчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по использованию авторского музыкально-дидактического пособия - кейса
Цель:
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, приобщение к основам музыкального искусства, расширение музыкального кругозора.
Задачи:
Образовательные:
1. Знакомить детей с музыкальными инструментами, их звучанием, внешним видом;
Публикация «Кейс „Музыкальный чемоданчик“» размещена в разделах
2. Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и
свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность) учить уметь различать их в предлагаемых музыкальных произведениях);
3. Учить играть простые мелодии на металлофоне, треугольнике, ложках и др.
Развивающие:
5. Развивать музыкальные способности : музыкальный слух, чувство ритма, певческие умения;
6. Развивать сообразительность, быстроту реакции, любознательность;
Воспитательные:
7. Воспитывать интерес к самостоятельной музыкальной
деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской, дружеские взаимоотношения, умение радоваться успехам других.
Описание пособия и способ использования:
Кейс «Музыкальный чемоданчик» изготовлен из чемодана и имеет в своем наполнении различные игры, направленные на развитие познавательных, музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Внутренняя сторона крышки моего чемоданчика представляет собой игровое поле, которое легко превращается в театральную сцену с занавесом для разыгрывания сюжетов с персонажами пальчикового и варежкового театра. Наполнение чемоданчика легко меняется в зависимости от сезона, темы занятия, возраста детей.
Чемоданчик может использоваться в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе с детьми от 3 до 7 лет.
Содержание игр:
«Сказка о музыкальных инструментах» (варежковый театр)
Цель: Знакомство детей с музыкальными инструментами, их звучанием и историей. Развитие творческих способностей детей, музыкального кругозора.
Описание:
Представляет собой набор варежек с изображением музыкальных инструментов выполненных в технике фотопечати на фетре.
Варианты использования:
1. Расскажи об инструменте.
2. Найди инструмент по писанию
3. Узнай и найди инструмент по звучанию
4. Найди лишний инструмент.
«Расскажи о музыке» (Пальчиковый театр)
Цель: знакомство со средствами музыкальной выразительности, развитие образной речи.
Описание:
Представляет собой персонажей пальчикового театра. Персонажи подобраны так, чтобы с их помощью можно было бы описать музыкальное произведение (громкость, тембр, ритм и т. д.).
Варианты использования:
1. Дети слушают музыкальное произведение, опреляют его характер и размещают в окошечках замка феи музыки нужных персонажей. Музыка может звучать медленно (Улитка) или быстро (Лошадка, высокой по звучанию (Птичка) или низкой (Медвежонок, тихой (Мышонок) или громкой (Петушок) и т. п.
2. Дети старшего дошкольного возраста используют персонажей пальчикового театра для разыгрывания сценок, мини-спектаклей.
3. Дети младшего дошкольного возраста используют персонажей для звукоподражания.
«Музыкальное путешествие» (Игра-ходилка)
Цель: Развивать музыкальные способности, сообразительность, быстроту реакции, любознательность.
Описание:
Игра представляет собой игровое поле с белыми кружками и цветными нотками. В состав игры входит кубик и цветные скрипичные ключики-фишки. Игроки бросают кубик, перемещают фишки по игровому полю. Если фишка попадает на цветные нотки, то игрок выполняет задание соответствующее цвету нотки:
Желтая нотка - отгадай загадку про музыкальный инструмент и найди отгадку среди предложенных картинок, а потом с помощью кьюар- кода - проверь правильность ответа.
Синяя нотка – выбери карточку и проиграй заданный ритм на инструменте.
Красная нотка –сыграй мелодию с карточки на металлофоне
Зеленая нотка –послушай звук инструмента с помощью кьюар-кода и найди его изображение.
Варианты использования:
Игровое поле выполнено из специального материала кружки и нотки имеют липучки, варианты маршрута каждый раз могут выкладываться разные, количество шагов и заданий может варьироваться в зависимости от темы занятия, возраста детей. Все части игрового поля съемные и легко убираются в кармашек, на обратной стороне игрового поля.
Игровые задания:
«Отгадай загадку, найди отгадку»
Цель: Знакомить с музыкальными инструментами, развивать сообразительность, кругозор.
«Узнай инструмент по звучанию»
Цель: Развивать музыкальный слух, знакомить со звучанием музыкальных инструментов.
«Проиграй мелодию на металлофоне»
Цель: Развивать умение играть простые мелодии на металлофоне.
«Проиграй ритм на инструменте»
Цель: Развивать музыкальные способности, чувство ритма.
«Оркестр Феи Музыки»
Цель: Развивать музыкальные способности, музыкальный слух, чувство ритма.
Описание:
Мешочек с набором музыкальных инструментов. Набор больших и маленьких кружочков для выкладывания ритма. Голубая тканевая основа из которой выполнена внутренняя часть крышки чемоданчика, выполнена из специального материала и легко превращается в наборное полотно для выкладывания ритма или мелодии для проигрывания на металлофоне, треугольнике, ложках.
Внутри чемоданчика легко размещается целый набор музыкальных инструментов (металлофон, ложки, треугольник, погремушка, колокольчик, бубен).
Варианты использования:
1. Взрослый выкладывает ритм из цветных кружков разного размера, ребенок проигрывает ритм на музыкальном инструменте.
2. Ребенок или взрослый прохлопывает ритм, а ребенок выкладывает его из кружков.
3. Дети младшего дошкольного возраста узнают на каком инструменте играет Фея Музыки, спрятавшись за крышку чемодана.
Дополнительные варианты творческих заданий из «Музыкального чемоданчика» :
- прохлопай или потопай ритм заданный на карточке,
- подбери движение под музыку,
- прослушай музыкальное произведение и подбери картинки, которые подходят по характеру и настроению,
- спой знакомую песню, узнай композитора,
- изобрази персонажа пальчикового театра или изобрази музыканта, играющего на инструменте спрятанным за занавеской,
- послушай танцевальную мелодию и подбери картинку с изображением танца,
- выложи схему танца на крышке чемоданчика.
- придумай комбинацию танцевальных движений и выложи схему из предложенных элементов.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования существенно изменили подход к организации музыкальной деятельности дошкольников. Перед педагогом стоит задача воспитания активного и любознательного ребенка, решить которую возможно лишь с поиском нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками. Одним из универсальных способов реализации деятельностного подхода в музыкальном воспитании дошкольников является использование многофункционального игрового кейса «Музыкальный чемоданчик».