Азизова Сурия
Картотека игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Название: «Право на образование»
Игра «На одну букву».
Цель игры: закрепить умение находить предметы, которые начинаются на заданную букву. Выяснить, что знают это потому, что есть у детей право на образование, и они им пользуются.
Ход игры: Воспитатель просит детей оглядеть помещение в группе и назвать все предметы, которые начинаются на букву «К» (кубики, книги, краски, котёнок и т. д.)
Темочки:
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Права детей. Игры, дидактические пособия
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
Игра: «Ступеньки образования». Цель: Закрепить знания детей о том, чему учат на каждой ступени образования: в детском саду, в школе, в вузе и на предприятии.
Ход игры: Игра представляет собой набор карточек - кукол людей разных возрастов : ребенка, подростка, юноши и мужчины и 4 картинки ступеньки, на каждой из которой наклеено какое либо учреждение: детский сад, школа, вуз, предприятие. Детям предлагается каждой карточке – кукле найти нужную ступеньку.
Игра «Подбери рифму» Цель: напомнить детям, что каждый человек имеет право на образование и
выбор профессии.
Поезд водит …машинист
Пашет поле…. тракторист
Самолетом правит…. летчик
Клеит книги ….переплетчик
В школе учит нас …учитель
Строит здания ….строитель
Красит стены нам …маляр
Мебель делает …. столяр
Песни нам поет ….певец
Торговлей занят….продавец
На станке ткет ткани….ткач
От болезней лечит….врач
Лекарство выдает…аптекарь
Хлеб печет в пекарне…пекарь
Пишет красками…художник
Сапоги сошьет …. сапожник
В жаркой кузнице… ….кузнец
Кто всех знает…молодец!
Название «Право на отдых и досуг»
Игра «Назови виды спорта».
Цель игры: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.
Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь
Игра «Прогулка по ручью».
Цель игры: закрепить право детей на отдых, учиться совместному отдыху.
Ход игры: на полу изображён ручеёк – то извилистый, то широкий, то узкий. Все дети – туристы. Они становятся друг за другом в цепочку, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширине плеч впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где начинается их путь, и передвигаются дальше все вместе, меняя ширину ног и направление движения, ступая по берегам ручья. Оступившийся становится в конец цепочки.
Название: «Право жить и воспитываться в семье»
Игра «Я умею».
Цель игры: закрепить представление детей о праве на жизнь. Уточнить, что жизнь дана на добрые дела.
Ход игры: дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею…», называя те добрые дела, которые они совершают по отношению к близким.
Игра: Пирамида «Моя семья»» Ход игры: Попробуем представить род человеческий в виде пирамидки. Самое большое кольцо – это ваши прабабушки и прадедушки. Следующее по размеру кольцо – дедушки и бабушки. Кольца выше - это ваши мамы и папы. Остались самые маленькие. Как вы думаете, кого они обозначают? (Детей) По желанию предложить детям сложить пирамидку, проговаривая при этом представителей рода.
Игра: «Семейный паровозик» Цель: закрепить представления детей о семье; развивать представления о защите прав ребенка членами его семьи (все члены его семьи обязаны защищать своего ребенка).
Ход игры: воспитатель раскладывает по кругу рисунки детей с изображением семьи, дети становятся в круг, выбирается машинист. Под музыку паровозик бежит по кругу. Когда музыка останавливается, воспитатель берет рисунок, возле которого остановился машинист и подходит к ребенку, чья семья изображена на рисунке. Ребенок рассказывает о своей семье с помощью наводящих вопросов:
• Сколько человек в твоей семье?
• Кто самый старший?
• Кто самый веселый?
• А как тебя ласково называют родители?
• А кто тебе помогает, когда тебе трудно?
• А чем ты можешь помочь своей семье?
•
Игра «Кто я в семье». Ход игры: я буду передавать мяч, а вы отвечать на мой вопрос.
• для папы ты….? (сын, дочь)
• для дедушки ты…? (внук, внучка)
• для сестры ты? (брат, сестра)
• кому ты дочь, сын? (папе, маме)
• кому ты внук, внучка? (дедушке, бабушке)
• кому ты сестра, брат? (сестре, брату).
• кто тебе мамина МАМА? (бабушка)
• кто тебе папин ПАПА? (дедушка)
• кто тебе мамина СЕСТРА? (тетя)
Игра: «Обязанности в семье» Цель: Способствовать развитию логического мышления детей.
Ход игры: предложить детям выложить картинки членов семьи : мама, папа, бабушка, я; а затем перечислять обязанности каждого, выкладывая кружки за каждую обязанность. После всего предлагается детям проанализировать, у кого больше всего обязанностей в их семье? Как исправить ситуацию? (Перераспределить обязанности, например, мыть посуду может и ребенок, если ему 5-6 лет и т. д.)
Игра «Спасатели».
Цель игры: Закрепление права на жизнь. Дети должны спасти игрушки, которые оказались на льдине (на острове, в горящем доме). На линии старта дети получают задание и инструкции по способу его выполнения.
Ход игры:
1. Встать в позицию «паучок», добежать до обруча, взять игрушку, положить её себе на живот и вернуться назад.
2. Встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «льдины», взять игрушку, положить её на руки и вернуться назад.
3. Встать парами. Взявшись за руки, добежать до обруча, взять игрушку и принести её на линию финиша, удерживая головами.
4. Встать парами. Добежать до обруча. Один из спасателей упирается руками в пол, другой кладёт на спину партнёра игрушку, берёт его за ноги, дети возвращаются к финишу.
Игра может проводиться в виде эстафеты. В этом случае используются два обруча. Если все движения отработаны, можно предложить детям самостоятельно выбрать «способ спасения» игрушки.
Игра «Моих родителей зовут…»
Цель игры: Закрепляем знания имени и отчества родителей.
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
Игра - пантомима «Помогаю взрослым».
Цель игры: закрепить с детьми понятие обязанности в семье.
Ход игры: ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел рассказать их товарищ.
Игра «Я имею право. Ход игры: Дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право.». Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.
Игра: «Волшебный сундучок» Ход игры: Из сундучка достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить какое право означает каждый предмет: Свидетельство о рождении. Что это за документ и о каком праве он напоминает? (право на имя и фамилию). Игрушка солнышко – О каком праве напомнило вам солнышко? (право на отдых и досуг). Сердечко — Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь). Домик — Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество). Букварь — О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование). Игрушечные зайчиха и зайчонок — О ч м напоминают эти игрушки? (О праве реб нка быть вместе с мамой). Картинка семьи - Право реб нка на семейные связи.
Игра: «Цветик – семицветик». Цель: определение уровня нравственного - правового развития ребенка. Каждый ребёнок, сорвав лепесток, может загадать только одно желание, рассказать о нём можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет и вернётся к тому ребёнку, который загадывает желание. Предавая очередной лепесток по кругу, дети кружатся.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по – моему вели! Вели… (В. Катаев.)