галина рыбалко
Казачий быт, посуда на Дону.
Цель: познакомить детей с жизнью и бытом казаков, с декоративной посудой. Привить любовь к родному краю, труду, традициям казачьего народа.
Задачи: 1. Учить изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи.
2. Творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки.
3. Воспитывать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей.
Оборудование и материалы: слайды с изображением декоративной посуды, пластилин, стека, доска для лепки, диски с казачьими песнями.
Публикация «Казачий быт, посуда на Дону,» размещена в разделах
Предварительная работа: лепка посуды разными способами, рассматривание декоративной посуды, беседы о видах посуды на занятиях по развитию речи.
Ход занятия:
ИГРАЕТ КАЗАЧЬЯ МУЗЫКА.
воспитатель: здравствуйте ребята, сегодня мы с вами познакомимся с бытом казаков и с декоративной посудой. Встаньте удобно, закройте глаза и представьте, что мы перенеслись в древний мир. Представили?
дети: да!
Воспитатель: А теперь послушайте мой рассказ. Люди с древних времен лепили глиняную посуду. Сначала они хранили в ней разные продукты: овощи, фрукты, зерно. Но однажды один горшок крепким, легким, звонким, но главное он не размокал от воды. Так глиняная посуда вошла в быт первых людей. Постепенно при лепке посуды люди стали изменять форму изделий, делали кувшины с длинным, узким горлышком для воды и широкие, массивные сосуды с крепки ми для других продуктов. Вскоре стали отбирать наиболее удачные и красивые изделия, а потом и сами стали украшать посуду разными способами. Вот, например древнегреческая ваза была украшена глиной разных цветов. Со временем посуда стала настоящим украшением стола, а потом и жилища человека. Появились причудливые изящные вазы, кувшины разнообразных форм и размеров, т. е. появилась декоративная посуда. Что значит слово «декоративная»? (ответы детей).
Воспитатель: А теперь, ребята, я хочу вам показать Семикаракорскую роспись, которой расписывают посуду на Дону и по сей день. (показ посуды расписной Семикаракорской росписью).
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте посмотрим слайды с изображением посуды которую изготавливали в старину, да и сейчас донские казаки ее изготавливают (демонстрация слайдов).
Воспитатель: Итак, сегодня мы будем с вами создавать декоративную посуду сами. Рассаживайтесь за столы, берите в руки пластилин, разомните его, а пока разминаете, подумайте какую бы вы посуду хотели вылепить. Подумали? Приступайте к изготовлению казачьей посуды, а затем разместите ее на выставке. (Дети лепят посуду под казачью музыку)