Ирина Голубева
Картотека упражнений по работе над слоговой структурой слова с Детьми дошкольного возраста. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
57. Упражнение «ЧЕГО НЕТ?»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа
при употреблении имен существительных единственного числа родительного падежа. Развивать внимание и зрительную память.
Оборудование: предметные к-ки: венок,каток,уголь,огонь, бубен, камень.
Логопед раскладывает перед ребенком 6 картинок, предлагает внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные
на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку
Публикация «Картотека упражнений по работе над слоговой структурой слова с Детьми дошкольного возраста, Часть 3» размещена в разделах
и обращается к ребенку с вопросом: «Чего нет?»
Ребенок:Венка, катка, угля, огня, бубна, камня.
58. Упражнение «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: Учить составлять предложения по опорным словам.
Логопед предлагает ребенку составить предложения из отдельных слов.
Логопед:Ольги, у, тапки, туфли, и. Ольга, ели, Инга, и, вафли. Тополя,пух,ольхе, на. Илья, кидай, не, камни. Кегли, дайте, Ивану. Пальто, Толи, у, унты, и.
Ребенок:У Ольги тапки и туфли. Ольга и Инга ели вафли.
Пух тополя на ольхе. Илья, не кидай камни. Дайте Ивану кегли.
У Толи пальто
61. Упражнение «ЗАГАДКИ» Цель: Продолжить учить четко произносить слова слоговой структуры
5-го типа. Развивать слуховое внимание и логическое мышление. Логопед предлагает ребенку отгадать загадки. *Во дворе поставлен дом, На цепи хозяин в нем. Будка. * Плещет теплая волна в берега из чугуна: Угадайте, вспомните, что за море в комнате. Ванна. *Из железа тучка, а у тучки ручка. Эта тучка по порядку полила за грядкой грядку. Лейка *Черные птички на каждой страничке. Молчат, ожидают, кто их прочитает. Буквы ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 5-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ У дома ольха. Мальвы увяли. На Илье кепка. Дайте Илье кегли. На Татке новые тапки. На окне капли воды. Инга и Илья, пойте. Коля, не кидай камни. На майке моя метка. Ольга и Инга едят вафли. У Юльки на тумбе нитки. Пух тополя на ольхе и мальве. Ольга больна. Мама дает ей капли. У Коли коньки. Он давно на катке. 59. Упражнение «ПОДБЕРИ СЛОВА»
Цель: Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры
5-го типа при употреблении имен существительных вин. падежа. Активизировать словарный запас по темам «Одежда», «Обувь».
Оборудование: предметные картинки : пальто, юбка, кофта, майка, белье; тапки, туфли, кеды; чулки, гольфы, носки.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и спрашивает:
Логопед:Что можно шить? Что можно обуть?
Ребенок: Пальто, юбку, кофту, майку, белье. Тапки, туфли, кеды.
60. Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цель: Упражнять в употреблении несклоняемого сущ-го «пальто».
Логопед предлагает ребенку заканчивать предложения словом «пальто».
Логопед: Ребенок:
В прихожей на вешалке висит. пальто.
У мамы нет теплого зимнего. пальто.
Бабушка пришивает пуговицы к. пальто.
Брат пошел за. пальто.
Малыш вышел гулять в новом. пальто.
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ
(6-й тип слоговой структуры)
62. Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа
при образовании имен существительных с уменьш. -ласкательными суффиксами. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково» : бант – бантик, бинт, фант, куст, дождь, шарф, лист, зонт, мост, болт, холм.
63. Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных един. числа творит. падежа.
Оборудование: предметные картинки : метла, губка, игла, нитка, булка, халва, вилка, ложка, масле, бинт.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и спрашивает:
а) с окончанием – ОЙ: Двор метут чем? Моются чем? Шьют чем?
Угощают чем? Едят чем?
б) с окончанием – ОМ: Хлеб намазывают чем? Рану бинтуют чем? 64. Упражнение «ЧЕГО (КОГО) НЕТ?»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных множественного числа родительного падежа. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки : винты, болты, банты, кусты, листы, зонты, волки, катки, куски, комки, узлы, козлы, дятлы, мосты.
Логопед, показывая ребенку картинку, называет предмет, изображенный на ней. Затем убирает картинку и просит ответить
на вопрос: «Чего (кого) нет?»
65. Упражнение «ОДИН — ПЯТЬ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при согласовании числительного «пять» с именами сущ-ми.
Развивать слуховое внимание.
Оборудование: мяч. Логопед говорит ребенку: «Я буду называть один предмет, а ты пять таких предметов».
а) с нулевым окончанием: одна комната, одна конфета, одна яблоня,
одно яблоко, одна котлета.
б) с окончанием – ЕЙ: один огонь, один уголь, один камень,
один ливень, один бивень, один парень, один корень.
66. Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа
при образовании имен прилагательных от имен существительных.
Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения
Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу. а) с суффиксом -Н- и окончанием – ЫЙ: котел из меди - медный котел, бульон из рыбы, костюм из ваты пузырь из мыла палас в пыли лоб в поту поток из воды запах дыма
б) с суффиксом -Н- и окончанием – ИЙ: день летом - летний день, день зимой - зимний день 67. Упражнение «КТО ЭТО?»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.
Упражнять в словообразовании. Расширять и активизировать словарь.
Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы.
Логопед: Ребенок:
Кто мелет муку? Мельник.
Кто кладет печи? Печник.
Кто ухаживает за лесом? Лесник.
Кто много шутит? Шутник.
Кто рубит и продает мясо? Мясник.
Как называется спортсмен, который катается на лыжах? Лыжник.
Кто пасет коней и коров? Пастух.
Кто кует цепь? Кузнец.
Кто много ленится? Лентяй.
Кто много болтает? Болтун.
Кто лечит больных? Доктор.
Кто управляет самолетом? Летчик.
(Лексический материал упражнения рекомендуется раз делить
на два занятия. Существительные с суффиксом -НИК- используются на первом занятии.)
68. Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа
при употреблении имен существительных множественного числа предложного падежа с предлогом «НА». Расширять и активизировать словарный запас. Развивать слуховое и зрительное внимание. Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения
Логопед, показывая ребенку сюжетные картинки, предлагает внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы.
Логопед: Ребенок:
На чем люди передвигаются по воде? На лодках, на яхтах.
На чем катаются дети зимой? На санках, на коньках.
На чем лежит снег зимой? На ветках, на кустах, на елках, на окнах, на холмах, на соснах, на шапках, на лавках.
69. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры б-го типа
при употреблении антонимов. Расширять и активизировать словарь.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения
Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.
а) подбор антонимов к именам прилагательным: толстый, высокий, здоровый, глупый, светлый, холодный, слабый, богатый, пустой, жидкий, глубокий, сладкий.
б) подбор антонимов к глаголам: бросить - поднять, проснуться – уснуть, отдохнуть – устать, опоздать – успеть, сохнуть - мокнуть
зажигать – гаснуть
(Лексический материал рекомендуется разделить на два занятия.)
70. Упражнение «УЗНАЙ СЛОВО»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.
Расширять и активизировать словарь. Развивать слуховое внимание. Оборудование: сюжетные и предметные картинки : хоккей, футбол, индюк, компас, магнит, павлин, дельфин, костюм, балкон, каблук, медведь, пастух.
Логопед раскладывает перед ребенком 5—6 картинок и говорит : «Я буду произносить часть слова. Догадайся, какое это слово, выбери подходящую картинку и назови предмет, который я загадала».
Логопед: (начало слова) хок-, фут-, ин-, ком-, маг-, пав-.
(конец слова) –фин, -тюм, -кон, -лук, -ведь, -тух
71. Упражнение «ПРЯТКИ» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении им. сущ-х ед. числа тв. падежа с предлогом «ЗА». Оборудование: настольный театр. Логопед говорит ребенку, что животные играют в прятки, а затем предлагает внимательно посмотреть и сказать, кто где спрятался. Ребенок:Зайчик за окном. Медведь за кустом. Индюк за углом. Павлин за елкой. Барбос за. будкой. 72. ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 6-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Тюльпан не пахнет. Не могу достать магнит. Павлик отнес бублик. Умный дельфин уплыл. Антон пойдет на балкон. За мостом темный ельник. За окном сильный дождик. Максим выпил мясной бульон. Антон достал билет на футбол. Максим должен отдать компас. Демьян поднял Костин альбом. Антон пойдет за маслом.
73. Упражнение «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа
в словосочетаниях. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: предметные картинки : ельник, костюм, дельфин, бублик, медведь.
Ход игрового упражнения
Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, одновременно проговаривая словосочетания : дальний ельник, модный костюм, умный дельфин, мягкий бублик, сильный медведь. Затем предлагает ребенку послушать прилагательные, вспомнить предметы, к которым они относились, подобрать соответствующие картинки и назвать словосочетания.
(Аналогично со словосочетаниями : теплый компот, тонкий каблук, пустой карман, низкий тюльпан, Костин альбом, мясной бульон.)
74. Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» Цель: учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа. Учить понимать семантическое значение приставочных глаголов и правильно употреблять их. Активизировать глагольный словарный запас.
Ход игрового упражнения ребенку закончить предложе
Логопед предлагает ние словом, подходящим по смыслу.
Логопед: Ребенок:
Пальто с пола нужно (поднять, отнять, занять). поднять
Мальчик стул из комнаты (занес, поднес, отнес). отнес
Антон маме букет (выдал, отдал, сдал). отдал
Павлик руки от грязи (умыл, замыл, отмыл). отмыл
Папа летом всю семью на дачу (подвез, отвез, завез). отвез
Вратарь из ворот мяч (забил, отбил, побил). отбил
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ
(7-й тип слоговой структуры)
75. Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа
при образовании имен существительных с уменьш. -ласкательными суффиксами. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: мяч
Ход игрового упражнения
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
а) с суффиксом -ИК-: пакет, халат, букет, канат, билет, завод, буфет, комод, салат
б) с суффиксом -ОК-: голос, коготь, локоть, узел, угол, обод, холод, волос, ноготь, колос, город, ветер, петух, пирог, сапог, берег, ремень
76. Упражнение «НАЗОВИ ДЕТЕНЫШЕЙ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки : кошка, корова, лосиха, лисица, ежиха, гусыня, утка; котенок, теленок, лосенок, лисенок, ежонок, гусенок, утенок.
Ход игрового упражнения
Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы, произносит начало предложения. Ребенок заканчивает предложение словом, подходящим
по смыслу и подбирает соответствующую картинку. Логопед: У кошки. Ребенок:котенок. Аналогично: У коровы. У лисицы. У ежихи У гусыни… У утки.
77. Упражнение «ОДИН - ПЯТЬ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа
при образовании имен сущ-ных множ. числа родительного падежа.
Оборудование: мяч.
Логопед говорит ребенку: «Я брошу тебе мяч и назову один предмет,
а ты, возвращая мяч, назовешь пять таких предметов».
а) с окончанием – ОВ: один кубик (лимон, петух, вагон, домик, паук, пион, банан, диван, букет, веник, пакет, гамак, батон, билет, буфет
б) с окончанием – ЕЙ: лебедь, метель, олень, тюлень, тополь, лошадь, окунь
78. Упражнение «В ДЕРЕВНЕ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа
при употреблении имен существительных множ. числа предлож. падежа
с предлогом «О» («ОБ»). Расширять и активизировать словарь.
Оборудование: сюжетная картинка.
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением деревенского хозяйства, просит перечислить предметы и животных
и сказать, о ком и о чем заботятся люди в деревне (о коровах,
о лошадях, о баранах, об утятах, об овощах и т. д.)
79. Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа. Расширять и активизировать глагольный словарный запас.
Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу.
Логопед: Ребенок:
Ворона каркает, а кукушка. кукует
Петух кукарекает, а гусь… гогочет
Корова мычит, а ласточка… щебечет
Собака лает, а филин. ухает
Змея ползает, а птица. летает
Курица клюет, а кошка. лакает
80. Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа
при употреблении имен существительных един. числа творительного падежа. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки : топор, лопата, утюг, веник, пирог, молоко, помада, машина.
Ход игрового упражнения
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и задает вопросы. Ребенок односложно отвечает на вопросы и находит соответствующие картинки.
-Чем рубят дрова? Топором.
Чем копают яму? Чем гладят белье? Чем подметают пол? Чем мама угощает детей? Чем Катя кормит кошку? Чем мама красит губы?
Чем доволен папа?
81. Упражнение «В ЗООПАРКЕ» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с предлогом «ЗА». Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки : тюлень, кабан, хомяк, олень, енот, удод, филин, лебедь, макака.
Ход игрового упражнения Логопед рассказывает, что в зоопарке живет много зверей и птиц. За ними ухаживают работники зоопарка. Затем логопед показывает картинки, называя предметы, изображенные на них, и просит ребенка ответить на вопрос: «За кем ухаживают работники зоопарка?» Логопед: Ребенок:
Это тюлень. За кем ухаживают работники зоопарка? За тюленем. Аналогично: кабан, хомяк, олень, енот, удод, филин, лебедь, макака.
82. Упражнение «НАЗОВИ И СДЕЛАЙ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа
при образовании приставочных глаголов. Учить понимать и различать лексическое значение приставочных глаголов. Расширять и активизировать глагольный словарный запас.
Ход игрового упражнения
Ребенок произносит приставку, а логопед договаривает слово. Затем ребенок называет слово полностью, выполняет действие или имитирует движение.
Ребенок: Логопед Ребенок
ЗА бегать забегать
Носить, ходить, водить, катить
У, ВЫ: бегать – убегать (выбегать, носить, ходить, водить, катить НА: ехать, мылить, сыпать,
(На одном занятии целесообразно отработать глаголы с одной приставкой и обобщить ее лексическое значение.)
83. Упражнение «НАЗОВИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать слуховое внимание и память
Оборудование: предметные картинки : самовар, шоколад, самолет, пулемет, сарафан, колобок, бегемот, молоток.
Ход игрового упражнения
Логопед показывает картинку, а затем медленно и четко произносит звукосочетания. Ребенок должен поднять руку, когда услышит правильное название предмета, изображенного на картинке,
и повторить слово.
- масовар, самовар, вамосар (самовар); расафан, сарафан, фасаран
(сарафан); шоколад, кошолад, лашокад, (шоколад); колобок, коболок, локобок, (колобок); мосалет, ломасет, самолет (самолет);
бегемот, гебемот, мегебот (бегемот); лепумет, пулемет, пумелет (пулемет); мотолок, лотомок, молоток (молоток)
84. Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВО»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа
при употреблении приставочных глаголов. Учить понимать и различать семантическое значение глаголов с разными приставками.
Оборудование: сюжетные картинки.
Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и предлагает закончить предложения словами, подходящими по смыслу.
Логопед Ребенок
Утята по поляне (что делают). ходят
Утята в речку (что делают). заходят. Утята из речки (что делают). выходят. Утята корм себе (что делают). находят. Утята вечером
с поляны (что делают). уходят. Саня в солонку соль (что сделал). насыпал. Дворник дорожки песком (что сделал). посыпал. Малыш
из ведра песок (что сделал). высыпал. Снег весь город зимой (что сделал). засыпал. Червей для рыбалки надо (что сделать). накопать. Буратино на Поле Чудес свои деньги (что сделал). закопал
Для посадки дерева надо яму (что сделать…выкопать
(Аналогичная работа проводится с глаголами «летать», «катать») 85. Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных с помощью различных суффиксов. Расширять и активизировать словарный запас. Ход игрового упражнения Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу. а) с суффиксом -ОВ- и окончанием – ЫЙ: мед из липы - липовый мед
Пол из дуба, лес из елей, жакет из пуха, напиток из меда, пирог из мака
б) с разными суффиксами и разными окончаниями: василек с поля, тулуп из меха, ботинок из кожи, домик изо льда, поток воды
86. Упражнение «ЧЕЙ ХВОСТ?»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа
при образовании притяжательных прилагательных.
Оборудование: картинки.
Ход игрового упражнения
Логопед, показывая ребенку картинку, произносит предложение
и задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные.
Логопед: Ребенок:
Это хвост зайца. Он чей? Заячий.
Это хвост собаки. Он чей? (хвост овцы, хвост белки, хвост кошки, след лося, клюв вороны, хвост мыши, клюв гуся, клюв утки)
(Материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.
87. Упражнение «ЧТО КАК ЕДИМ?»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа
при образовании отглагольных прилагательных. Расширять
и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения
Логопед произносит словосочетание и дает образец образования отглагольного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу: Кабачок жарили-жареный кабачок (патиссон тушили, огурец солили, кабачок пекли, патиссон парили, кабачок вялили, помидор варили)
88. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа
при подборе антонимов к разным частям речи. Расширять
и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения
Логопед предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением.
а) подбор антонимов к именам прилагательным
Легкий чемодан - тяжелый чемодан, дешевый подарок, грустный человек, сырой помидор, близкий путь, низкий дом, трудолюбивый человек.
б) подбор антонимов к глаголам
Помогают – мешают, выздоровел, насыпать, выкопать, найти, терять, молчать, входить, вспоминать, взять
(Упражнение можно проводить в виде игры с мячом. Материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.)
89. Упражнение «СЛОЖНЫЕ СЛОВА»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа
Упражнять в образовании сложных слов путем сложения основ
по аналогии. Расширять и активизировать словарный запас
Ход игрового упражнения
Логопед дает образец правильного ответа, затем предлагает ребенку закончить предложения.
Логопед: Ребенок:
Воду носит. водонос.
Воду возит. водовоз. С высоты вода падает… водопад.
Работает под водой. водолаз. Место, куда животные приходят пить,. водопой. Сказочное существо, которое живет в воде,. водяной.
Воду льет. водолей. Сам катит. самокат. Сам летит. самолет.
Сам варит. самовар. Сам ходит. самоход. Лес разводит. лесовод.
Лес возит. лесовоз. Лес рубит. лесоруб.
(Материал упражнения рекомендуется разделить на три занятия.)
90. Упражнение «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Цель: Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры
7-го типа. Упражнять в словообразовании имен существительных путем сложения основ по аналогии. Расширять
и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки : самолет, пылесос, самовар, луноход, самокат, пароход, паровоз, пулемет, полотер.
Ход игрового упражнения
Логопед, показывая ребенку картинку, обращает внимание
на действие, которое выполняет предмет, изображенный на ней. Затем обращается к ребенку с вопросом: «Как называется этот предмет?»
Логопед: Ребенок: Сам летает. Как называется этот предмет? Самолет. (Пыль сосет. Сам варит. По Луне ходит. Сам катит. Ходит при помощи пара. Возит при помощи пара. Пули мечет. Пол трет. 91. Упражнение «ПРОФЕССИИ» Цель: Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при словообразовании имен существительных, обозначающих профессии людей по их занятиям. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки по теме «Профессии».
Ход игрового упражнения
Логопед, показывая ребенку картинки, называет занятия людей и просит ребенка назвать их профессии Логопед: Ребенок: Рыбу ловит. Рыболов Лес рубит. Лесоруб Лес разводит Лесовод Водит машину. Водитель Учит детей. Учитель Пишет книги. Писатель Командует кораблем. Капитан