Светлана Лабовская
Картотека театрализованных игр и упражнений для детей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №126» г. Саратова
Картотека
Театрализованных игр и упражнений
для детей логопедической
группы.
составитель:
воспитатель
Лабовская С. В.
,
Цель: создание условий для развития коммуникативных способностей детей, формирования культуры речевого общения и поведения; активизации творчества, позитивной социализации детей с ОНР.
задачи:
Публикация «Картотека театрализованных игр и упражнений для детей логопедической группы» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
• поддерживать у детей интерес к театрализованной игре, желание участвовать в действии и использовать для этого все окружающее пространство;
• стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр;
• развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание;
• воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения; побуждать детей к активному общению;
• развивать навыки диалогической и монологической речи, учить детей эмоционально проговаривать фразы;
• пополнять словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональное состояние человека;
• формировать умение сочетать речь и движения; использовать невербальные средства для передачи образа.
• посредством театрально-игровой деятельности помочь детям в освоении основных творческих позиций: позиции автора, исполнителя (актера, слушателя (зрителя).
Игра: «Веселый Старичок-Лесовичок»
Цель: учить пользоваться разными интонациями.
Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.
Воспитатель: Жил в лесу старичок маленького роста
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
Старичок-Лесовичок:
Ха-ха-ха да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи да бух-бух-бух
! Бу-бу-буда бе-бе-бе,
Динь-динь-динь да трюх-трюх!
Воспитатель:
Раз, увидя паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:
Старичок-Лесовичок:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!
fb-го-го да буль-буль-буль. '
Воспитатель:
А увидя стрекозу, страшно рассердился,
Но от смеха на траву так и повалился:
Старичок-Лесовичок:
Гы-гы-гы да гу-гу-гу,
fb-ro-ro да бах-бах-бах!
Ой, ребята, не могу!
Ой, ребята, ах-ах-ах!
(Д. Хармс)
Игра проводится несколько раз.
Игра: «Как варили суп» на имитацию движений
Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.
Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.
Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.
Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две
половинки.
Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.
Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.
Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.
Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.
Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой
рукою.
Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.
Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.
Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька
пыхтит.
— Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! (включается русская народная плисовая). Дети и взрослые воображаемыми половниками разлива-ют суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят».
— Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.
Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают руки.
Игра-пантомима «Сугроб»
Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Дети имитируют движения по тексту.
На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.
— Почему река исчезла в озере?
Игра-пантомима «Медвежата»
Цель: развивать пантомимические навыки
А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.
Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.
Весна: Скорее идите ко мне! Послушайте, о чем чирикают воробушки весной!
Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А. Апухтина.
Цель: побуждать к активному участию в инсценировке.
Ведущий: Выскочил кузнечик из травы на кочку.
Постучал кузнечик звонким молоточком.
Кузнечик: Молоточек тук да тук! Кто травинку клонит?
Лезет жук, лезет жук, охает и стонет!
Жук: Ох, кузнечик, выручай, хоть просить неловко!
Сам не знаю где и как лопнула подковка.
Без подковки мне не жить, так пекут мозоли.
Ни работать, ни ходить, хоть кричи от боли!
Кузнечик: Это дело не беда! Подними-ка ногу!
Молоточек тук да тук! Получай подковку, жук!
(Появляется комар.)
Комарик: Я, комар, несчастней всех, прямо сбился с толку!
Поломал я, как на грех, острую иголку!
Кузнечик: Пусть меня не просит тот, кто чужую кровь сосет!
Ты из кузницы моей убирайся поскорей!
(Комар улетает. Появляется сороконожка.)
Сороконожка: Ой, кузнечик, помоги! Ножка треснула немножко.
Я осталась без ноги, вот беда какая!
Кузнечик: Ножка ножкой, но какая?
Сороконожка: Кажется, сороковая.
Ведущий: Тук-тук, тук да тук! Это дело добрых рук.
Ножка целая опять.
Сороконожка: Можно больше не хромать
! Все дружно: Молоточек вновь играет, наковаленка поет!
Всем кузнечик помогает, быстро помощь подает!
По возможности разыгрывать сценку нужно обеим подгруппам детей. После инсценировки необходимо обсудить, что получилось, над чем нужно поработать.
Разыгрывание стихотворение Б. Заходера: «Плачет киска…»
Цель: развивать пантомимические способности, любовь к животным.
Плачет киска в коридоре:
У нее большое горе —
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.
Представьте себе, что вы киска, которая хочет стянуть сосиску со стола. Вы крутитесь возле стола, третесь спинкой о его ножку, встаете на задние лапы и с удовольствием вдыхаете приятный запах. Но вот хозяйка вышла из кухни. Вы тянетесь лапкой к сосиске, и вот она у вас в лапах. Но тут входит хозяйка. Киска бросает сосиску и прячется под диван.
Дети делятся на пары: хозяйка и киска. Каждая пара предлагает свой вариант ситуации.
Воспитатель предлагает немного переделать стихотворение. Слова «У нее большое горе» прочитать от первого лица: «У меня большое горе».
Эту ситуацию дети разыгрывают также парами.
— Ребята, вам жаль киску? Давайте пожалеем ее. Представьте, что левая ваша рука — это кошка, а правой вы ее гладите:
— Киска, кисонька, кисуля! —
Позвала котенка Юля.
— Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой. (Л. П. Савина)
Дружные звери.
(театрализованное упражнение)
Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры:
Дети распределяются на три группы — медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить свое движение. Например, медведи – топнуть ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать другие движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаясь только взглядом.
Игра с движением
«Художница-осень»
Цель: развивать воображение, пантомимические навыки; формировать умение произносить фразы с определённой интонацией и с разной силой голоса; поощрять творческую инициативу, умение импровизировать.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья –
Красный, жёлтый, золотой,
Как хорош ты, лист цветной!
Держа в руках воображаемую кисть, дети «красят» листья движениями вверх-вниз.
А ветер щёки толстые надул, надул, надул.
И на деревья пёстрые подул, подул, подул!
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно,
Листьев нет – лишь ветки видно.
Подняв руки вверх, дети качаются из стороны в сторону, постепенно приседая и опуская руки.
Игра в паре - мини-сценка «Ёж – чистюля»
Ц: развивать коммуникативные способности, просодическую сторону речи; формировать умение объединяться в пары, распределять роли.
Ребё нок: Ё ж пыхтит и морщится:
Ё жик: Что я вам, уборщица?
Лес никак не уберу!
Соблюдайте чистоту!
Дети разбиваются на пары и проигрывают мини-сценку, используя шапочки-маски.
Игра в паре (по стихотворению И. Жукова «Киса»)
Ц: развитие творческих способностей, эмоциональности в передаче образа.
Хозяин: Здравствуй, киса! Как дела?
Что же ты от нас ушла?
Киса: не могу я с вами жить, хвостик негде положить! Ходите – зеваете, на хвостик наступаете.
Игра «Расскажи стихи руками»
Сенокос
Ц: координация речи с движением, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование умения использовать невербальные средства в передаче образа.
Старый заяц сено косит, а лиса сгребает.
Муха сено к возу носит, а комар кидает
Довезли до сеновала. С воза муха закричала:
«На чердак я не пойду. Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю, буду я хромая!»
Слова мухи обязательно проговорить с определённой интонацией (в рамках контекста, по выбору ребёнка).
Игра – пантомима «Нос, умойся!»
Ц: формирование умения использовать невербальные средства, развивать выразительность движений, творческие способности детей.
Кран, откройся! Нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, ушки, мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся, грязь, смывайся!
Инсценировка стихотворения А. Тараскиной «Воробей»
Цель: развивать связную речь интонационную выразительность, умение действовать в паре.
Ребё нок: Воробей, чего ты ждёшь, крошек хлебных не клюёшь?
Воробей: Я давно заметил крошки, да боюсь сердитой кошки!
Игра-инсценировка «Вороны» (потешка)
Ц: формировать умение произносить с различной силой голоса и интонацией, сочетать движения и речь; развивать воображение, эмоциональную выразительность.
Вот под ёлочкой зелёной - Дети разбегаются по группе и машут руками, как крыльями.
Скачут весело вороны
Кар-кар-кар! (громко) - Дети подпрыгивают на месте и машут руками.
Целый день они кричали,
спать ребятам не давали.
Кар-кар-кар! (громко) -
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают.
Кар-кар-кар! (тихо)
Дети приседают, сложив руки за спиной.
Игра проводится 2-3 раза с уточнениями движений и силой голоса.
Используемая литература:
1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников. - М. : Просвещение, 2005.
2. Бочкарева, Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 2010.
3. Жуковская, Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду. - М., 2005.