Шатилова Светлана
Картотека сюжетно-ролевых игр для самых маленьких
▼ Скачать + Заказать документы
«Я иду к вам в гости с подарками.»
Цель: наладить доверительные отношения с каждым ребёнком, подарить минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду.
1-й вариант
Оборудование: сумка с коробками, фломастеры, листы бумаги.
Ход игры:
Воспитатель, обращая на себя внимания детей, говорит: «Сейчас положу в сумку подарки (достаёт из шкафа приготовленные по количеству детей коробочки) и пойду к ребятам в гости».
Идё т по группе и приговаривает: «Пойду в гости к Тане, Ване, и т. д
Публикация «Картотека сюжетно-ролевых игр для самых маленьких» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
покажу им подарки». В первую очередь называет детей, которых надо привлечь к общей игре. Затем подходит к месту, где больше всего детей, и говорит: «Здравствуйте, ребята, я к вам в гости пришла. Вам подарки принесла. Посмотрите ко мне в сумку: что в ней лежит?» Показывает коробки. Рассматривает с детьми, какие они красивые, рассказывает, как она старалась делала для ребят. На каждую коробочку наклеивала картинку, чтобы дети могли находить свою коробочки.
«Коробочку с самолётом подарю Васе, потому что у Васи на шкафчике самолёт нарисован и на стойке, где Вася вешает полотенце, тоже нарисован самолёт. И т. д. Предлагает всем детям посмотреть, что лежит в коробке. Дети достают фломастеры и листочки бумаги. Воспитатель показывает, как надо снимать колпачок надевать его на другой конец, как фломастер умеет рисовать. Каждому ребёнку рисует солнышко. Называя детей по именам, дарит рисунки детям: «Вот это красивое солнышко- Мариночке.
Воспитатель предлагает детям поставить коробочки и порисовать самим. Интересуется, что они нарисовали. Затем помогает детям найти свою коробочку по значку. Они кладут в неё фломастер и рисунок и несут в шкаф. Определяют место для хранения коробок. Договариваются, что в них будут складывать подарки, а вечером показывать папе и маме.
2-й вариант
Оборудование: жестяную банку, наполненную камушками или морской галькой, сачок, коробки для подарков.
Ход игры:
Начало игры будет всегда одинаковым. Такое ритуальное начало игры послужит детям своеобразным сигналом - сейчас будут минуты приятного общения с воспитателем.
Вы показываете детям жестяную банку, наполненную камушками или морской галькой. Не забывая выражать детям своё доброжелательное отношение, раздайте по два камешка и предлагаете ими поиграть.
Игровые действия с камешками могут быть разными. Покажите детям, как можно стучать камешками друг о друга; постучите своими камешками о камешки каждого ребёнка по очереди, приговаривая: «Тук-тук-тук. Это я с Ванечкой играю.»
Можно вновь предложить детям самим постучать камешками, а потом вы включаетесь в игру, весело постукивая по камешкам детей и припевая: «Ля-ля- ля, бум- бум- бум.» Так играете с детьми два- три раза.
В следующий раз можно продолжить игру с сачком, покажите детям, как надо забрасывать в него камешки. Вы будете по очереди подходить с сачком к каждому ребёнку. Дети будут кидать, а вы ловить сачком.
Покажите детям как много камешков набралось в сачке. Дайте детям ощутить их количество, пощупать руками, потеребить. Затем вновь раздайте их детям, приговаривая: «Два камешка - Ванечки,
Два камешка - Марине…»
Спросите детей, хотят ли они ещё раз поиграть так. Дети могут прятать камешки за спину, в кармашек вы будите их искать и отдавать их обратно детям.
После игр дети кладут камешки обратно на место - в коробки для подарков и убирают в свои шкафы.
3-й вариант
Оборудование: фантики, нитки.
Ход игры:
Начало игры как обычно. Затем вы предлагаете детям посмотреть, что вы приготовили им в подарок на этот раз. Показываете фантики. Вместе рассматриваете, какие они красивые. После этого дарите их детям, проявляя к каждому ребё нку внимание: «Вот теперь всем подарила фантики, никого не забыла. Один фантик остался мне».
Затем кладите фантик на свою ладонь и говорите, что он очень лёгкий, что его можно сдувать с ладони. Показываете, как надо дуть на фантик, чтобы он полетел, и предлагаете сделать тоже самое. Дети играют некоторое время. Потом вы говорите, что из фантиков, наверное, получаются очень хорошие бабочки.
Делая бабочку, вы подробно комментируете все свои действия: «Сожму фантик вот здесь, посередине, вот так. А теперь перевяжу это место ниткой. Кусочек нитки оставлю. За эту нитку я буду держать бабочку. Посмотрите, бабочка получилась». Воспитатель показывает, как она летает, спрашивает, понравилась ли детям бабочка, интересуется, кто хочет иметь такую бабочку. Делает бабочек всем желающим. Дети бегают с ними по группе, играют. Постарайтесь, чтобы после игры бабочки не были брошены. Тем, кто наигрался с бабочкой, предложите посадить её на платьице или рубашку. Помогите закрепить нитку пуговицу или к поясу. («Бабочка устала летать, пусть она отдохнёт») Можно бабочек положить спать в карман или в свою коробку.
Перед уходом детей из д / с напомните о бабочке. Вместе с детьми покажите её родителям, расскажите, как с ней можно поиграть дома.
«Загляни ко мне в окошко»
Оборудование: ширма, ленты, яблоки или печенье, подарки.
Ход игры:
Эти игры можно организовывать в любое время дня. Удачно можно предусмотрены яблоки, печенье или что- то другое.
Игра заключается в следующем. Вы из небольшой ширмы, предназначенной для кукольного театра, или любой другой сооружайте на столе что-то в виде окна с занавесками и говорите, что сейчас вы откроете окошко, раздвинете занавески (на каждую завязываете бант) и пригласите детей заглянуть к фее в окошко. (Вот сейчас раздвину занавески, украшу их лентами, а тут и ребятки ко мне придут. Ванечка заглянет ко мне в окошко, а его яблочком вкусным угощу. Дашенька заглянет, я и Дашеньку угощу сладким вкусным яблоком. Яблок много-всем детям хватит. Приходите ко мне за яблочками!»)
Ребёнок заглядывает в окно, а вы угощаете его яблоком, желаете приятного аппетита. Побуждайте детей благодарить вас за угощение. («Как приятно! Вика мне сказала спасибо. Умничка!»)
Можно предложить книжки для рассматривания и таким образом устроить своеобразный читальный зал. Вы садитесь возле окна, выглядываете в него и говорите, что у вас есть много интересных книжек: про лисичку, про петушка, про зайку. Предлагаете желающим приходить за книжками. («Кто это ко мне в окошко заглядывает? Здравствуй Ванечка! Рада тебя видеть. Ты ко мне за книжкой пришел? Вот тебе книжка интересная про лисичку. Как посмотришь книжку, приходи ко мне снова. Заглянешь в окошко, я тебе ещё одну книжку дам. До свидания, Ванечка. Приходи ещё.»)
Можно показывать игрушку- забаву или давать секретики.
Ребёнок заглянет в окно, а вы попросите его протянуть ладошку.
Пообещайте положить на ладошку маленький подарок - секретик. Положите в руку ребёнка какие-нибудь маленькие предметы. Например, девочкам вырезанные из открыток цветочки, мальчикам звёздочки и др.
«Шли- шли. Что такое мы нашли?»
1 вариант.
Оборудование: зонтик, сумка.
Ход игры:
Воспитатель гуляя с детьми по группе, находит разные предметы, которые специально подбирает и раскладывает заранее, чтобы, используя их, организовать необходимое игровое общение. («Буду гулять по группе и искать что-нибудь интересное. Приглашу с собой на прогулку Танечку, Васю и Машу не забуду. Вот теперь кажется всех пригласила.»)
Воспитатель идё т впереди и приговаривает: «Мы шли- шли, шли-шли. Что такое мы нашли? (Показывает зонтик и ждёт ответа детей.) Давайте посмотрим, какой это зонтик. Сейчас я нажму кнопку, и зонтик откроется. Какой красивый зонт, весь в цветочках! И ручка есть. За неё подержали? Сейчас закрою зонт, положу его в сумку. Пойдём гулять дальше. Топ –топ. Топают ножки по дорожке. Ой, кажется, дождик капает. (Вытягивает руку, проверяет, идёт ли дождь.) Дождь пошел. Надо скорее зонтик открыть, своих ребяток спрятать от дождя.
Зонтик, открывается быстрее. Открылся! Скорее, скорее бегите ко мне под зонт! Все, все, все ко мне! И Танечку прячу, и Петю, и Олю спрячу… Вот как хорошо! Все спрятались под зонт. (Воспитатель обнимает детей) Лейся, лейся дождик. Мы тебя не боимся.
Сё дождик кончился. Можно теперь побегать по лужам. Шлёп-шлёп, шлёп –шлёп. Как хорошо мы бегаем по лужам! А Алёша прыгнул и прямо в лужу попал. Всё побегали! Кажется,опять дождик начинается. Давайте вытянем руки. Идёт дождик? Скорее, скорее прячьтесь ко мне под зонтик. Все, все, все. Ишь какой дождик! Хочет замочить моих ребяток, а я их спрячу под зонтиком». Игра повторяется два- три раза. По окончании игры все садятся на ковёр или диван, и воспитатель рассказывает детям о каком-нибудь событии связанном с дождём, например, о том, как собачка попала под дождь.
2 вариант
Оборудование: грибочки муляж, корзинка, кухонная утварь (кастрюля, ложка, поварёшка, кубики, машинка, карандаши, листы бумаги.
Ход игры:
Воспитатель гуляя с детьми по группе находит другие предметы, например: грибы, кастрюлю.
«Мы шли-шли, шли-шли. Ой, что такое мы нашли? (Воспитатель останавливается около рассыпанных грибов.)
Правильно, грибочки нашли. Собирайте их и кладите ко мне в корзинку!» Дети кладут грибы в корзинку, а воспитатель приговаривает: «Машенька молодец, грибочки принесла. И Петя молодец, и Саша, и Оля… (Называет и хвалит каждого, кто кладет гриб в корзинку.) Полную корзинку набрали, хорошие ребята.
Пошли дальше. Мы шли-шли, шли- шли. Что такое мы нашли? (Показывает кастрюлю.) Сейчас будем в кастрюле суп с грибами варить.
Налью в кастрюлю воды (наливает из крана воду в кухонном уголке, положу грибов побольше, чтобы вкусный суп был. Теперь посолю. Все суп готов! Сейчас понарошку попробую. (Показывает как это делается.)
Суп вкусный. Сейчас буду угощать моих деток. Ложечку дам Косте, ложечку Полине… (Угощает супом всех детей по очереди.) Все. Суп поели. Понравился вам суп? Теперь пойдем дальше».
В конце игры вы находите такой предмет или предметы, которые помогут вам естественно перейти к другому виду деятельности, например к конструированию или рисованию.
Вы можете найти большую машину, доверху нагруженную кубиками. Вы раздаете кубики каждому ребенку в коробочку и приговариваете: «Вот кубики Роману. А теперь Сашеньке дам кубики. Детки мои будут строить».
Найденные листы бумаги и карандаши помогут вам организовать рисование с детьми; пирамидки вкладыши и т. п. - занятия с дидактическим материалом. Важно, чтобы это было преподнесено детям в качестве небольшого приятного подарка.
«Приходите ко мне в гости»
1 вариант.
Оборудование: скатерть, ваза с цветами, игрушки заменители
Ход игры: Игра начинается с того, что воспитатель показывает и походу рассказывает детям, как он с большим желанием готовится к встрече гостей.
Воспитатель говорит, что сейчас будет строить большой дом и пригласит к себе в гости всех детей. Строит и приговаривает: «Приглашу Танечку и Ванечку, Оленьку и Катеньку». (Называет в первую очередь имена тех детей, которые стоят рядом и наблюдают за его действиями.)
Дом можно строить из стульев, сиденьями внутрь, чтобы дети могли посидеть в нем. Воспитатель рассуждает в слух, где лучше поставить стол и почему на столе нужны скатерть и ваза с цветами, чем лучше угостить детей. Ставит на стол предметы – заместители и говорит: «Это у меня будет сок в бутылке. А это чашки. Все. Дом готов. Буду звать гостей».
Воспитатель зовет детей и говорит с ними: «Здравствуй Танечка. Здравствуйте Ванечка и Оленька. (Воспитатель берет детей за руки, заглядывает в глаза.) Проходите, пожалуйста. Очень хорошо, что в гости пришли. Очень рада вас видеть Спасибо, что пришли. Я вас ждала. Все в доме убрала.» Показывает большой стол и вазу с цветами. Интересуется, понравились ли детям цветы: «выбирала цветы разного цвета- красные, желтые, синие (показывает, хотела, чтобы они вам понравились, чтобы в доме красиво было». Дает детям понюхать цветы. Спрашивает, хорошо ли они пахнут.
Затем воспитатель предлагает детям угощения, показывает, как надо есть, пить понарошку: «Сначала попробую сладкий – сок или не сладкий, а потом своих деток буду угощать. (Пробует сок.) Сладкий! Можно наливать сок в стаканчики ( предметы- заместители: крупные пробки, вкладыши и пр., разливает сок каждому со словами: «Угощайся, Петенька. Теперь Ванечке налью сок. А сейчас Светочке…»
Дети пьют сок и ставят стаканчики на стол. Воспитатель говорит, что он хочет потанцевать с ребятами. Включает музыку. Все танцуют. Потом воспитатель прощается с каждым ребенком и приглашает еще приходить к нему в гости.
2- вариант.
Оборудование: собачка.
Ход игры:
После ритуала приветствия дети могут встретиться с собачкой, которая тоже прибежала в гости, чтобы познакомится и поиграть с детьми.
Воспитатель показывает на собачку, которая сидит под столом: «Выходи, Тишка. Будем здороваться с ребятами». Собака лает. Воспитатель поясняет, что так здороваются собаки, говорит, что собаку зовут Тишка. («Тишка сторожит дом. Он мой друг. Тишка очень любит косточки и конфеты».) Угощает собаку косточкой (предметом – заместителем) и говорит, что больше всего он любит играть.
Воспитатель предлагает детям посмотреть, как он играет с собачкой, как Тишка умеет прыгать через палочку, отгадывать, кто из детей где сидит: «Тишка, ну-ка найди, где Оленька сидит». Собачка нюхает, подбегает к Оле и лает или тычется носом в туфельку.
Игра «Шоферы»
Цель: Познакомить детей с профессией шофера. Формировать умение детей устанавливать взаимоотношения в игре.
Оборудование: Разнообразные машины, строительный материал, рули, светофор, фуражка регулировщика.
Ход игры:
Воспитатель начинает игру с прогулки по улице и наблюдений за машинами. В ходе наблюдений внимание детей обращает на разнообразие машин, на то, что перевозят машины.
После прогулки воспитатель задает вопросы: «Какие машины вы видели на улице? Что везли машины? Как называется человек, который управляет машиной? Как пешеходы переходят улицу?».
Воспитатель предлагает детям поиграть в шоферов, взяв на себя роль регулировщика. Дети рисуют на земле дорогу с перекрестками и проезжей частью. Мальчики — «шоферы» «едут по мостовой», придерживаясь правой стороны улицы. Девочки — «мамы» с колясками гуляют по тротуару. Переходить дорогу разрешается на перекрестках и на зеленый свет светофора.
Педагог знакомит детей с тем, что машины заправляются бензином.
При последующем проведении игры воспитатель предлогает послушать рассказ куклы-шофера: «В автопарке (гараже) работает много шоферов. Все они дружны между собой. Есть у них одно очень хорошее правило — никогда не оставлять товарища в беде, помогать всем и во всем: знакомым или незнакомым — любому шоферу. Вот едет, например, шофер и видит, что впереди на дороге стоит машина. Он обязательно остановится и спросит, что случилось, и непременно поможет: отольет из своей машины немножко бензина,
Игры с куклами
Игра-ситуация «Знакомство с куклами»
Цели: развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом; формировать умение детей пользоваться приобретёнными умениями при сооружении несложных построек; закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом; закреплять умение распределять роли; поощрять самостоятельность детей.
Оборудование: куклы, игрушечная посуда.
Ход игры:
Куклы сидят на диване. Воспитатель приносит еще одну куклу и говорит сидящим куклам, вызывал любопытство играющих рядом детей: «Здравствуйте, куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Вера. Вы хотите с ней познакомиться? «Кукла Вера знакомится со всеми куклами. Воспитатель предлагает подошедшим поближе детям познакомить своих кукол с Верой. Педагог дает детям разные поручения: предложить кукле Оле чай, пересадить куклу Катю поближе к окну, угостить куклу Настю пирогом. Таким образом, дети запоминают имена кукол и называют их в ходе игры, отвечая на вопросы педагога:» Кто сидит ближе к окну? Кто пьет чай? Кому дали пирог?»
Вариант игры (для детей старше 2,5 лет). Дети сами могут придумывать имена куклам.
Игра: «Куклы на прогулке»
Цели: продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом; развивать стремление детей устанавливать взаимоотношения в игре, обогащать словарный запас; воспитывать интерес и уважение к друг другу, желание соблюдать нормы поведения; закреплять умение распределять роли; поощрять самостоятельность детей.
Оборудование: набор крупного строительного материала: кирпичики, кубики, призмы, пластины, куклы разных размеров, машины разной величины, образные игрушки: матрёшки, зайцы, мишки.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что куклы хотят гулять.
-Давай оденем их на прогулку. А наших мальчиков попросим построить для дочек дорожки, поезд, машину, горку, чтобы всем было весело и интересно на прогулке.
Дети одевают кукол.
Воспитатель спрашивает, кто и что будет сооружать для кукол. В ходе строительства закрепляет названия деталей конструктора, их величину, цвет, поощряет самостоятельность детей, дружную игру. При необходимости помогает одевать кукол на прогулку.
Когда куклы одеты и постройки готовы, можно предложить детям погулять с куклами по дорожкам.
При повторении игры вводится строительство одной - двух новых, более сложных построек. Воспитатель даёт образец их обыгрывания не только с куклами, но и с другими образными игрушками, (если на кеглю одеть юбку и косынку, то получится матрёшка).
В ходе таких игр педагог постепенно подводит детей к совместной игровой деятельности.
Игра: «Купание куклы»
Цели: развивать умение объединять игры единым сюжетом : сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложить спать, правильно называть предметы и их назначение; закреплять разнообразные игровые действия; развивать игровые умения и навыки; обогащать словарный запас; воспитывать уважительное отношение к друг другу и бережное отношение к игрушкам.
Оборудование: ванночка, мыло (кирпичик, мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах); кукла Катя (у неё «испачканы» руки).
Ход игры:
Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Затем говорит детям.
-Кукла Катя испачкалась. Надо её выкупать. Что нам для этого нужно?
Когда мытьё куклы закончено, воспитатель предлагает Эле вытереть её полотенцем.
-Кукла стала чистой.
Затем куклу одевают и укладывают спать.
Игру можно повторить 2-3 раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков.
2-й вариант. «Подбери посуду для кукол»
Цель: Закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению.
Оборудование: Куклы, игрушечная посуда, картинки с изображением элементов картины «Игра с куклой».
Ход игры:
Воспитатель ставит на стол три куклы: повар стоит у плиты, кукла-няня в халате готовит к обеду посуду, за столом сидит кукла-девочка. Воспитатель с детьми рассматривает кукол, беседует о том, что они делают, какая им нужна посуда. На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, воспитатель говорит, как он называется. Потом спрашивает об этом предмете у детей. Для поддержания интереса можно спрашивать так: «А эта посуда, наверное, никому не нужна?». Половник, чайник, ложка нужны и повару, и няне.
После этого педагог спрашивает каждого из детей, кем бы он хотел сейчас быть: поваром, няней или девочкой, собирающейся обедать. Предлагает детям самим поиграть.
Игра «Уложим кукол спать»
Цели: закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте приемом приложения друг к другу, воспитывать доброжелательность.
Оборудование: 2 куклы, разные по росту, 2 кроватки разной длины, 2 стула разной высоты, 2 простыни разной длины, 2 одеяла разной ширины.
Ход игры:
В гости к детям приходят две куклы. Дети знакомятся с ними, играют, угощают их вкусным печеньем, чаем. Дети и не заметили, как пришла пора отдохнуть куклам. Их надо уложить в кроватку. Так как эти куклы разные по росту, им надо правильно подобрать кроватку и постель. Дети с помощью воспитателя выполняют это задание. Из коробочки они достают простыни, одеяло, сравнивают их и застилают постель, правильно укладывают кукол спать. Воспитатель следит за речью детей, акцентируя внимание на то, чтобы они правильно употребляли слова результата сравнения: «выше – ниже»; «шире – уже»; «длиннее – короче».
Игра «День рождения Степашки»
Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда; закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь; расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».
Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы –тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол в процессе игры.