Получи документы

Картотека речевых игр с детьми 5–7 лет к теме «Зима». Часть 2

Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр с детьми 5–7 лет к теме «Зима». Часть 2
▼ Скачать +Заказ

Развитие грамматического строя речи

Речевая игра «Десять снежных сугробов».

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных и прилагательных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Поддерживать интерес детей к зимним явлениям.

Публикация «Картотека речевых игр с детьми 5–7 лет к теме „Зима“, Часть 2» размещена в разделах

Игровой материал: флажок.

Игра.

Дети, стоят по кругу.

— Дети, воображение включаем, мысленно по городу гуляем. Мы с вами играем в игру «Десять снежных сугробов». Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры:

число со словами называй, флажок товарищу передай;

счёт продолжай, следующее число называй;

когда «десять снежных сугробов» посчитаем, присели, отдыхаем.

— Дети, игру начинаем, снежные сугробы считаем.

Педагог начинает счёт: «Один снежный сугроб». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Два снежных сугроба», и так далее до слов «Десять снежных сугробов». Всё дети вместе с педагогом приседают, затем встают.

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.

— Чудесно, дети! Снежные сугробы считали, числа не пропускали.

Речевая игра «Десятая снежинка».

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с порядковыми числительными. Обогащать речь детей прилагательными. Развивать навык порядкового счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Поддерживать интерес детей к зимним явлениям.

Игровой материал: флажок.

Игра.

Дети, стоят по кругу.

Педагог читает стихотворение, выделяя голосом прилагательные.

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не ввысь лазурную,

На землю просится…

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

К. Д. Бальмонт

— Дети, воображение включаем, снегопад представляем. Мы с вами играем в игру «Десятая снежинка». Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры:

снежинку считай, какая она называй, флажок товарищу передай;

счёт продолжай, следующую снежинку называй;

когда «Десятая снежинка» посчитаем, прыжок, вверх взлетаем

— Дети, игру начинаем, снежинки по порядку считаем.

Педагог начинает счёт: «Первая снежинка хрустальная». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Вторая снежинка …» и называет определение, отвечающее на вопрос «Какая?». Педагог обращает внимание детей, что нужно называть разные слова. Деи продолжают счёт до слов «Десятая снежинка …». Всё дети вместе с педагогом прыгают вверх один раз.

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали все слова. При необходимости педагог подсказывает нужное слово.

— Прекрасно, дети! Снежинки правильно считали, числа не пропускали.

Речевая ситуация «Ласковые слова о зиме».

Задачи. Упражнять детей в словообразовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Поддерживать интерес детей к зимним явлениям. Развивать внимание детей.

Разговор.

— Как ласково поэтесса назвала зиму: зимушка-зима. Дети, ласковое слово подбираем, ласково называем.

Дети отвечают хором или поочерёдно. Педагог контролируют, чтобы дети чётко произносили слова.

Лексический материал.

Зима – … зимушка,

Солнце – … солнышко,

Мороз – … морозец,

Снег – … снежок,

Лёд – … ледок,

Ветер – … ветерок,

Холод – … холодок,

Сугроб – … сугробик,

Санки – … саночки,

Звёзды – … звёздочки,

Метель – … метелица.

— Волшебно, дети! По-другому сказали, ласково о зиме рассказали.

Речевая ситуация «Измени зимнее слово».

Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Обогащать речь детей прилагательными. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Развивать внимание детей.

Игра.

— Дети, зимние слова изменяем, новые слова сочиняем. Например, нежность – нежный.

Дети отвечают хором или поочерёдно. При необходимости педагог подсказывает слово, дети повторяют слово правильно. Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончания прилагательных.

Лексический материал:

зима – … зимний;

сказка – … сказочный;

холод – … холодный;

мороз – … морозный;

снег – … снежный;

лёд – … ледяной;

декабрь – … декабрьский;

январь – … январский;

февраль – … февральский;

ветер – … ветреный.

— Обворожительно, дети! Слова изменяли, новые слова сочиняли.

Речевая ситуация «Зимняя погода».

Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от наречий. Обогащать речь детей наречиями и прилагательными. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Развивать внимание детей.

Разговор.

— Дети, о зимней погоде расскажите, какая бывает погода, уточните. Хором отвечаем, слово изменяем, на вопрос «какая?» отвечаем.

При необходимости педагог подсказывает слово, дети повторяют слово правильно. Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончания прилагательных.

Лексический материал:

холодно –… холодная,

морозно – … морозная,

пасмурно – … пасмурная,

хмуро – … хмурая,

снежно – … снежная,

плохо – … плохая,

грустно – … грустная,

туманно – … туманная,

ветрено – … ветреная,

студёно – … студёная,

люто – … лютая,

солнечно – … солнечная,

чудесно – … чудесная,

волшебно – … волшебная,

сказочно – … сказочная.

— Восхитительно, дети! Слова изменяли, какая зимняя погода рассказали.

Речевая ситуация «Зимние родственные слова».

Задачи. Упражнять детей в образовании однокоренных слов. Развивать фонематический слух. Поддерживать интерес к зимним изменениям в природе.

Разговор.

— Дети, вы помните, что в мире слов есть родственные слова. Родственные слова звучат похоже и рассказывают про одно и то же. Родственные слова подбираем, словарь свой обогащаем.

После ответов детей, к каждому слову педагог называет родственные слова, которые назвали дети и добавляет свои.

Лексический материал.

Зима – …

(зимушка, зимний, зимовать, зимовье, предзимье, первозимье).

Снег – …

(снежинка, снежок, снежки, снежный, заснеженный, снегопад, снеговик, Снегурочка, подснежник, снегирь).

Холод – …

(холодно, холодное, похолодание, холодок, холодина, охлаждение холодильник, холодец).

Мороз – …

(морозец, Морозко, морозный, морозит, заморозки, замораживать, подмораживать, морозилка, мороженое).

Лёд – …

(ледок, ледник, льдина, льдинка, ледышка, ледоход, ледостав, обледенение, ледянка, ледяной, наледь, ледоруб, ледокол, гололёд, гололедица, ледовый, Ледовитый).

— Восхитительно, дети! О зиме вспоминали, родственные слова подобрали.

Речевая ситуация «Рассказ о зиме».

Задачи. Помогать детям правильно строить сложноподчинённые предложения, используя различные языковые средства для соединения их частей. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Развивать мышление детей.

Разговор.

— Дети, рассказ о зиме составляем, предложение продолжаем. Предложения разные составляем, своё мнение выражаем.

Педагог выслушивает варианты всех детей, участвующих в беседе. Контролирует, чтобы дети произносили обе части сложноподчинённого предложения, не повторяли предложения товарищей.

Лексический материал.

Снег падает, потому что…

Девочка надела тёплую шубу, чтобы…

Если зимой будет очень сильный мороз, то …

На улице мороз, поэтому…

Когда на улице снег, мы…

Слушая музыку и стихи поэтов о зиме, я …

— Прелестно, дети! Мы составили удивительный рассказ о зиме.

Публикации по теме:

Физкультурные минутки. Картотека (часть 2). Тема «Зима-весна!» Уважаемые, коллеги! Сегодня я предлагаю вашему вниманию 2 часть моей картотеки. Это физкультурные минутки под общей тематикой "Зима-весна!".

Фотозарисовка «Зимушка-зима. Зима в Адыгее». Часть перваяФотозарисовка «Зимушка-зима. Зима в Адыгее». Часть первая Зима в этом году порадовала нас, жителей юга, снегом. Снегопады шли достаточно долгое время и даже поднадоели. Сейчас уже за окошком середина.

Картотека физкультминуток «Зима» для детей младшего возраста. 2 частьКартотека физкультминуток «Зима» для детей младшего возраста. 2 часть «Ёлочка» Воспитатель читает детям стихотворение, а они выполняют движения. У маленьких детишек ёлочка большая, (Поднимают руки вверх.).

Картотека прогулок «Зима» (1 часть). Первая младшая группа Прогулка №1- Наблюдение "Что изменилось на улице?" Цель: формировать элементарные представления о зимних изменениях в природе. - Худ. слово.

Картотека прогулок «Зима» (2 часть). Первая младшая группа Прогулка №21- Наблюдение "Морозный солнечный денёк". Цель: развивать у детей интерес к окружающему, формировать представления о зиме..

Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возрастаКартотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; упражнять в составлении предложений; упражнять в подборе прилагательных.

Картотека речевых игр с музыкальными инструментамиКартотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.

Картотека стихов на тему «Зима» для детей 4–5 лет. 2 частьКартотека стихов на тему «Зима» для детей 4–5 лет. 2 часть 1. Снегопад Снегопад, снегопад! Засыпает снегом сад, И болота, и луга, и речные берега, И тропинки горные, и поля просторные. Все кругом.

Картотека зимних забав с детьми старшего дошкольного возраста. Часть 2Картотека зимних забав с детьми старшего дошкольного возраста. Часть 2 Во время прогулок желательно использовать не только подвижные игры, но и более спокойные созидательные, например ВЕСЕЛОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Лепить.

Картотека зимних забав с детьми старшего дошкольного возраста. Часть 3Картотека зимних забав с детьми старшего дошкольного возраста. Часть 3 ХУДОЖНИК Снежные просторы можно сделать разноцветными. Для рисования на снегу понадобится несколько пластиковых бутылок с водой, подкрашенной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр с детьми 5–7 лет к теме «Зима». Часть 2
Опубликовано: 4 декабря 2023 в 08:19
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека речевых игр с детьми 5–7 лет к теме «Зима». Часть 2» (включая файлы) размещена пользователем Нина Александровна Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД