Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр с детьми 5–7 лет к теме «Зима». Часть 1
▼ Скачать +Заказ
Формирование словаря детей
Речевая ситуация «Зима пришла».
Задачи. Обогащать речь детей существительными. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Развивать память, внимание детей.
Разговор.
— Дети, составим рассказ о зиме. Я начну предложение, а вы продолжите. По одному слову скажите, о зиме расскажите.
Публикация «Картотека речевых игр с детьми 5–7 лет к теме „Зима“, Часть 1» размещена в разделах
- Зима
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали слова, не повторяли слова, названные другими детьми. После ответов детей, к каждому слову педагог называет существительные, которые назвали дети и добавляет свои.
Лексический материал.
Зима пришла, с собой привела…
(снежинки, снег, снегопады, сугробы, холод, мороз, стужу, позёмки, метели, вьюги, бураны)
Зимой люди надевают …
(шубы, пуховики, лыжные костюмы, варежки, шарфы, шапки–ушанки, шапки–шлемы, шали, капоры, валенки, бурки, унты, зимние сапоги, зимние ботинки)
Зимой можно кататься …
(на санках, ледянках, тюбингах, лыжах, коньках, снегоходах, с горки)
— Замечательно, дети! О зиме рассказали, много слов назвали.
Речевая ситуация «Красивые слова о зиме».
Задачи. Совершенствовать умение детей подбирать прилагательные к существительным. Обогащать речь детей прилагательными. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Развивать память, внимание детей.
Разговор.
— Дети, красивые слова называем, описание зимы составляем.
Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончания прилагательных, не повторяли слова, названные другими детьми. После ответов детей, к каждому слову педагог называет прилагательные, которые назвали дети и добавляет свои.
Лексический материал.
Зима какая?
(снежная, белоснежная, пушистая, серебристая, красивая, холодная, морозная, суровая, лютая, ветреная, вьюжная, студёная, долгая, сказочная, волшебная, русская, сибирская)
Снежинка какая?
(маленькая, красивая, кристальная, кружевная, изящная, хрупкая, лёгкая, невесомая, пушистая, белая, чистая, холодная).
Снег какой?
(белый, пушистый, мягкий, мокрый, сухой, лёгкий, искристый, блестящий, хрустящий, серебристый, сверкающий, падающий, холодный).
Лёд какой?
(твёрдый, холодный, гладкий, скользкий, толстый, крепкий, прочный, твёрдый, тонкий, хрупкий, опасный, прозрачный).
Мороз какой?
(сильный, крепкий, злой, трескучий, лютый, жестокий, русский).
— Прелестно, дети! Красивые слова назвали, о зиме интересно рассказали.
Речевая ситуация «Что делает зима?»
Задачи. Обогащать речь детей глаголами настоящего времени. Поддерживать интерес к зимним изменениям в природе. Развивать память, внимание детей.
Разговор.
— Дети, что делает зима расскажите, нужные слова подберите.
Педагог контролирует, чтобы дети не повторяли слова, названные другими детьми, называли глагол в настоящем времени, без дополнительных слов. При необходимости называет слово правильно и просит ребёнка повторить слово. После ответов детей, к каждому слову педагог называет глаголы, которые назвали дети и добавляет свои.
Лексический материал.
Что делает зима?
(идёт, приходит, гуляет, засыпает, строит, украшает, очаровывает, морозит, лютует, воет, вьюжит, метёт, колдует, уходит).
Что делает мороз?
(морозит, подмораживает, замораживает, трещит, щиплет, кусает, разукрашивает, разрисовывает, сковывает, крепчает, усиливается).
Что делает снег?
(идёт, летит, кружится, метёт, стелется, падает, засыпает, лежит, покрывает, хрустит, скрипит, сверкает, серебрится, искрится, блестит, переливается, тает).
Что делает зимняя метель?
(метёт, дует, кружит, засыпает, завывает, плачет, воет, стонет).
— Восхитительно, дети! Слова разные подобрали, что делают рассказали.
Речевая ситуация «Белая зима».
Задачи. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Обогащать словарь детей. Поддерживать интерес к зимним изменениям в природе. Развивать память, внимание детей.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Разговор.
— Дети, какое сейчас время года?
— Дети, в игру играем, слова называем. Например, белый – белый снег, белый зайчишка, белый узор.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя прилагательное, дети сочиняют словосочетание с названным прилагательным. Педагог контролирует, чтобы дети не повторяли слова, названные другими детьми, согласовывали существительные с прилагательным в роде и числе.
Лексический материал.
Зимний – …
Зимний … холод, ветер, день, вечер, месяц, пейзаж, праздник, наряд, комбинезон, узор.
Зимняя – …
Зимняя … погода, стужа, ночь, одежда, обувь, шапка, прогулка, игра, сказка, песенка.
Зимнее – …
Зимнее … время, утро, небо, солнце, пальто, настроение, яблоко.
Снежный – …
Снежный … покров, сугроб, буран, шар, дворец, городок, человек, барс.
Снежная – …
Снежная … зима, погода, ночь, буря, королева, гора, долина.
Снежное – …
Снежное … поле, облако, покрывало.
— Прекрасно, дети! Много словосочетаний назвали, богатство словаря показали.
Ситуация общения «Похожие слова о ветре».
Задачи. Упражнять детей в подборе слов со сходным значением. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Развивать познавательный интерес детей. В
Разговор.
— Дети, как вы думаете, что такое ветер?
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Самуил Маршак
— Ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Ветры бывают разные. Позёмка – это сильный ветер, но летит он низко, по земле, передвигая снег с места на место. Если идёт снег и дует сильный ветер, то это метель С ветром дружат, быстро летают, с полей снег поднимают и в лес угоняют, засыпают снегом ели зимние метели. Есть у метели подруги. Кружат, завихряют, снег вздымают, метели подруги – пурга да вьюга. Метель, пурга, вьюга по полям и лесам гуляют, все дороги заметают, сугробы наметают. Ну, а если ветер ещё сильнее дует. Над землёю пролетают, снегом засыпают, ветром сбивают, словно таран, это зимний буран или буря.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Александр Пушкин
— Дети, ветер по-разному называем, похожие слова подбираем.
Дети называют похожие слова (синонимы) к слову ветер.
Варианты ответов.
Позёмка, метель, пурга, вьюга, буран, буря, ураган, шторм, торнадо.
— Прелестно дети! Похожие слова к слову ветер назвали, о ветре рассказали.
Педагог обобщает ответы детей, добавляя несколько своих слов.
— Ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Ветер по-разному называют. Позёмка, метель, пурга, вьюга, буран, буря, ураган, шторм, торнадо.
Речевая ситуация «Зима».
Задачи. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Развивать сообразительность, быстроту мышления. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе.
Разговор.
— Дети, какое сейчас время года?
Уж ты зимушка-зима,
Стужу люту привела.
Уж ты зимушка-зима,
Закружила, замела.
Все дорожки, все лужки
Не проехать, не пройти.
— Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать о зиме с помощью слов-наоборот.
Дети отвечают хором.
Лексический материал.
Осень ушла, зима … (пришла).
Зимой дни короткие, а ночи – … (длинные).
Зимой темнеет рано, а светает … (поздно).
Летом – жарко, а зимой –. (холодно).
Земля чёрная, а снег … (белый).
В начале зимы снега мало, а в конце – … (много).
Осенью лёд на реке тонкий, а зимой … (толстый).
Лёд твёрдый, а снег … (мягкий).
Если ответы разные, педагог повторяет словосочетание с правильным ответом, затем антонимы, например, ушла – пришла.
— Великолепно, дети! О зиме рассказали, слова правильно подобрали.
Пальчиковая игра «Зимушка-зима».
Задачи. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей, гибкость пальцев детей. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к зимним месяцам и зимним явлениям природы.
Игра.
— Дети, в пальчиковую игру играем, зимние явления вспоминаем. Движения, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривая названия зимних явлений.
Зимушка-зима в гости пришла,
Поочерёдно поднимаем и опускаем кисти рук.
Зимние месяцы с собой привела.
«Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке.
В декабре
Покажем ладонь правой руки с разжатыми пальцами.
Холод да ледостав, снегопад да сугробы.
На каждое слово – явление поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев правой руки, начиная с указательного пальца, к большому пальцу.
В январе
Покажем ладонь левой руки с разжатыми пальцами.
Стужа да мороз, иней да буран.
На каждое слово – явление поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев левой руки, начиная с указательного пальца, к большому пальцу.
В феврале
Ладони параллельно друг другу.
Вьюги да метели, оттепель, гололёд да гололедица.
Парное касание пальцев от мизинцев к большому пальцу.
Сурова русская зима, бела и хороша.
На каждое слово сжимаем пальцы обеих рук в кулачки и резко разжимаем.
— Молодцы, дети! Пальчиками играли, зимние явления назвали.
Словесная игра «Зимние загадки».
Задачи. Формировать умение детей узнавать зимние явления по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.
Игра.
— Дети, «Зимние загадки» отгадаем, зимние явления вспоминаем.
Правила игры:
внимательно слушаем загадку;
пока загадку читают, молчим;
хором отвечаем, ответ называем.
Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.
Осень ушла,
Тепло увела.
Замёрзла лужа,
На улице … Стужа
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки. Зимы
По дорогам идёт дед,
А за ним идут вслед,
Для зверей голод,
Для всех … Холод
Подышал он на окно –
Вмиг покрылось льдом оно.
Даже веточки берёз
Инеем укрыл. Мороз
Зима взбивала перину,
Чтобы укрыть долину,
Вниз посыпались пушинки
Серебристые… Снежинки
Вниз летят пушинки,
Белые снежинки.
То не дождь, то не град,
Это зимний … Снегопад
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек –
Их укрыл пушистый. Снег
Зима месила тесто,
Наутро повсеместно
Из пушистой сдобы
Выросли… Сугробы
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая… Позёмка
Кружит, завихряет,
Снег вздымает,
Метели подруга:
Снежная … Вьюга, пурга
С ветром дружит,
Быстро летает,
С полей снег поднимает,
В лес угоняет.
Засыпает снегом ель.
Зимняя … Метель
Над землёю пролетает,
Снегом засыпает,
Ветром сбивает,
Словно таран,
Зимний … Буран
В зимний день на пруд легло
Очень скользкое стекло.
Нас в хоккей играть зовёт
Синий крепкий гладкий … Лёд
То морозы, то тепло,
Вся дорога как стекло.
Что за странная нелепица –
Это скользкая … Гололедица
Все деревья и кусты
Небывалой красоты.
Не колючий, бело-синий
На берёзе видим … Иней
— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, зимние явления назвали.
Интеллектуальная разминка «Зима».
Задачи. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Развивать слуховое внимание, сообразительность, логическое мышление детей.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.
Вопросы.
После осени наступает … (зима).
Первый месяц зимы? … (декабрь).
Что воду в лёд превращает? (холод).
Сильный холод, но не мороз? (стужа).
Не огонь, а жжётся … (мороз).
Снег падает, значит это … (снегопад).
Скатерть бела всю землю одела … (снег).
Лёд встал на реки – это … (ледостав).
Капельки дождя зимой –… (снежинки).
Художник, рисующий узоры на окне … (мороз).
Стекло на реке зимой – … (лёд).
Бел, да не сахар, ног нет, а идёт? (снег).
Зимой дни короткие, а ночи – … (длинные).
Сам не бежит, и стоять не велит… (мороз).
Снежные тучи в небе плывут то высоко, то … (низко).
Летом – жарко, а зимой –. (холодно).
Какую часть лица чаще всего щиплет мороз? (нос).
Осень ушла, зима … (пришла).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу …
Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!
[Беседа «Время года – зима».
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Развивать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не уклоняясь от темы. Воспитывать культуру речевого общения. Закреплять умение детей пользоваться в речи словами-понятиями: сейчас, после, раньше, позже. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности месяцев, времён года. Поощрять любознательность детей.
Беседа.
— Дети, какое сейчас время года?
— Сейчас – зима. Что бы вы хотели узнать об этом времени года? (вопросы детей).
Педагог отвечает на вопросы детей, если они по теме. Предлагает другим детям ответить на вопросы детей. Если вопрос или ответ не по теме, педагог вежливо останавливает ребёнка, предлагает поговорить об этом в другой раз.
— Дети, какие времена года вы знаете?
— Всего четыре времени года: осень, зима, весна, лето. Дети, какое время года было раньше зимы?
— Перед зимой была осень. Дети, какое время года будет после зимы?
— После зимы придёт весна. Дети, как вы думаете, после зимы может наступить лето?
— Осень, зима, весна, лето друг за другом идут, друг друга не обгоняют, очерёдность соблюдают. Дети, в каждом времени года три месяца, всего двенадцать месяцев. Назовите, пожалуйста, зимние месяцы.
— Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.
Педагог выделяет голосом слова-понятия, контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением, правильно использовали временные понятия.
— Дети, о зимних месяцах расскажем, кто, за кем и перед кем идёт словом покажем. Например, декабрь идёт за ноябрём, перед … (январём).
— Январь?
— Январь идёт за декабрём, перед февралём. Февраль?
— Февраль идёт за январём, перед мартом.
При необходимости педагог подсказывает название месяца.
— Дети, какой сейчас зимний месяц?
— Сейчас декабрь. Какой месяц после декабря?
— После декабря январь. Какой месяц будет после января?
— После января февраль. Какой месяц перед февралём?
— Перед февралём январь. Какой месяц перед январём?
— Перед январём декабрь. Дети, какой зимний месяц наступит позже января?
— Позже января февраль. Дети, какой зимний месяц наступает раньше января?
— Правильно, дети, раньше января декабрь.
— Потрясающе! Времена года вспоминали, зимние месяцы посчитали.