Елена Николаевна Волкова
Картотека речевых игр по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека речевых игр по лексическим темам
Игры для следующих лексических тем : "Грибы", "Овощи", "Фрукты", "Одежда", "Посуда", "Мебель"
Тема "Грибы"
Игра «Кто больше назовёт действий»
Цель: учить образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Публикация «Картотека речевых игр по лексическим темам» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Что можно сделать с грибами? (собрать, срезать, вырастить, почистить, сварить, высушить, вымыть, продать, купить, пожарить, замариновать, засолить, заморозить)
- Что делают с грибами?
(собирают, срезают, выращивают, чистят, варят, сушат, моют, продают, жарят, маринуют, солят, кушают, замораживают)
Игра «Чудесные грибы»
Цель: упражнять в подборе прилагательных.
- Грибы какие? (вкусные, полезные, вредные, питательные, съедобные, несъедобные, ядовитые, большие, маленькие, громадные, малюсенькие; варёные, жареные, замороженные, сушёные, солёные, маринованные).
Игра «Родственники»
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.
- Отгадайте загадку: «Одна нога и шапка, а головы нет» (гриб)
- Назовите гриб ласково (грибочек, грибок)
- Как называется человек, собирающий грибы? (грибник)
- Как называется дождь, способствующий росту грибов? (грибной дождь)
- Какие вы ещё знаете слова? (грибница, грибовар, грибоварня)
Игра «Люблю грибные блюда»
Цель: образование имён прилагательных.
1 вариант.
Какие грибные блюда можно приготовить?
Суп с грибами (грибной суп).
Пирог с грибами (грибной пирог).
Икра из грибов (грибная икра).
Рагу с грибами (грибное рагу).
Начинка из грибов (грибная начинка).
2 вариант.
Как можно приготовить грибы?
Грибы, сваренные в кастрюле (варёные грибы).
Грибы, пожаренные на сковороде (жареные грибы).
Грибы, находящиеся в морозильнике (замороженные грибы).
Грибы, которые сушили (сушёные грибы).
Грибы, которые засолили (солёные грибы).
Грибы, которые мариновали (маринованные грибы).
Игра «Ласковые слова»
Цель: образование имени существительного при помощи суффиксов.
гриб – грибочек
опёнок – опёночек
подберёзовик – подберёзовичек
боровик – боровичок
сыроежка – сыроежечка
Игра «Что лишнее?»
Гриб, грибник, грипп
Лисица, рыжик, лисичка
Волнение, волнушка, опёнок
Груздь, поганка, мухомор
Сыроежка, лисичка, волк
Подберёзовик, подосиновик, поганка
Свинушка, волнушка, поросёнок
Поганка, мухомор, боровик
Игра «Кто больше?»
-Назовите грибы (рыжик, моховик, боровик, груздь, шампиньон, подберёзовик, подосиновик и т. д.)
Игра «Слушай звук «р»
- Какие грибы имеют в своём названии «р»?
(боровики, грузди, рыжики, сыроежки, подберёзовики, чернушки и т. д.)
Игра «Умный словесник»
Цель: обогащение словаря
1. Ручная корзина из коры липы или прутьев (лукошко).
2. Короб из бересты или коры липы (кузов).
3. Сумка, небольшая корзинка (кошёлка).
4. Плетёное изделие, служащее для чего-либо (корзина).
5. Человек, собирающий грибы (грибник).
6. Особое растение, у которого нет корней, стеблей, листьев, цветов, семян (гриб).
7. Тёплый, летний дождик (грибной дождь).
8. Пункт по засолке и маринованию свежесобранных грибов (грибоварня).
9. Человек, который работает на грибоварне (грибовар).
Тема "Овощи"
Игра «Назови ласково»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование уменьшительной формы существительных).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом. Дети встают в круг, воспитатель бросает каждому по очереди мяч, называя какой-либо овощ. Ребёнок ловит мяч и называет овощ «ласково».
Например: морковь – морковка, морковочка.
Игра «Поварята»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование множественного числа родительного падежа существительных).
Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми муляжи или картинки с изображением овощей, говорит им, что сейчас дети будут поварятами, и предлагает «приготовить» блюда из этих овощей.
Например:
Какой суп получится из картофеля) – Картофельный.
Какой сок получится из томатов?
Какие котлеты получатся из капусты?
Какой салат получится из огурцов?
Какие котлеты получатся из моркови?
Как сок получится из свёклы?
Какой суп получится из лука?
Какое рагу получится из овощей?
Какая икра получится из кабачков?
Какая каша получится из тыквы?
Игра «Один – много»
Цель: образование от единственного числа существительных множественное число.
Луковица – луковицы
Огурец – огурцы
Морковка – морковки
Свёкла – свёклы
Кабачок – кабачки
Перец – перцы
Кочан – кочаны
Горошина – горошины
Стручок – стручки
Игра «Угадай»
Цель: узнать овощ по его части.
Кочан, ботва, стручок, корень, долька, стебель, початок, зубчик, клубень, початок…
Игра «Определи действие»
Цель: упражнять в подборе словосочетаний.
Выкапывать…картошку
Вырывать…морковь
Срывать…огурцы
Собирать…урожай
Удобрять…землю
Готовить…суп, салат
Поливать…
Резать…
Варить…
Жарить…
Сажать…
Ухаживать…
Заготавливать…
Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить подбирать антонимы к словам.
Хорошая грядка – плохая грядка
Старый картофель – молодой картофель
Тяжёлый мешок – лёгкий мешок
Большой урожай – маленький урожай
Чистая морковка – грязная морковка
Спелый помидор – неспелый помидор
Игра «Что лишнее?»
Цель: учить выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.
Помидор, редька, лук, репа (помидор)
Картофель, морковь, яблоко, перец (яблоко)
Салат, редис, капуста, лук (лук)
Груша, чеснок, апельсин, финик (чеснок)
Клюква, малина, груша, рябина (груша)
Киви, банан, хурма, брусника (брусника)
Редька, лук, баклажан, облепиха (облепиха)
Гранат, груша, яблоко, дыня (дыня)
Тема "Фрукты"
«Угадай»
Цель: узнать фрукт по его части.
Долька (чего) мандарина, апельсина…
Косточка (чего) яблока, груши…
Гроздь (чего) винограда
Кожура (чего) яблока, груши, апельсина…
«Красивые слова»
Цель: упражнять в подборе прилагательных.
Яблоко (какое)
(вкусное, сладкое, душистое, нежное, сочное, наливное, румяное, кислое, сладкое, красное, жёлтое, золотистое, полосатое, спелое, мягкое, твёрдое, (не) большое, маленькое)
Яблоки (какие)
(крупные, сушёные, печёные, летние, осенние, зимние, поздние, южные, антоновские)
Груша (какая)
(сладкая, вкусная, ароматная, душистая, сочная, мягкая, твёрдая, жёлтая, зелёная, зелёно-коричневая)
«Определи действие»
Цель: упражнять в подборе словосочетаний существительных и глаголов.
Что можно сделать с фруктами?
(Собирать, срывать, мыть, есть, резать, варить, продавать, купить)
Что может сделать фруктовое дерево?
(Оно может зацвести, вырасти, подмёрзнуть, замёрзнуть, засохнуть, погибнуть)
Что можно сделать с фруктовым деревом?
(Его можно посадить, вырастить, полить, опрыскивать)
«Узнай блюдо»
Цель: обогащение словарного запаса.
Что можно приготовить из фруктов?
(Кисель, варенье, сухофрукты, джем, повидло, желе, компот, кисель, морс, сок, начинку для пирога, торта, салат)
- Что нужно сделать, чтобы приготовить компот?
«Что лишнее?»
Цель: учить выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.
Груша, яблоко, помидор, персик (помидор)
Гранат, апельсин, банан, яблоко (банан)
Капуста, тыква, киви, кабачок (киви)
Абрикос, лимон, банан, персик (лимон)
«Да и нет»
Цель: упражнять детей в распознавании овощей и фруктов.
Если дети согласны, то они должны сказать «да», если не согласны – «нет».
На огороде растут: картошка, капуста, яблоки, груши, свёкла, морковь.
В огороде сажают: морковь, огурцы, яблоки, петрушку.
В саду растут: груши, кабачки, картофель, булки, яблоки.
Тема "Одежда"
СИНОНИМЫ
ОДЕЖДА, платье, наряд, костюм
АККУРАТНЫЙ, опрятный, чистый
КРАСИВЫЙ, прекрасный, великолепный, роскошный, восхитительный
КРАСНЫЙ, румяный, алый, багряный, пурпурный
ЛИЛОВЫЙ, фиолетовый, сиреневый
ЗЕЛЁНЫЙ, изумрудный, малахитовый
ЖЁЛТЫЙ, золотой, лимонный, янтарный, соломенный
СТАРЫЙ, ветхий (о вещах, дряхлый
АНТОНИМЫ
Грязь – чистота
Аккуратный – неряшливый
Новый – старый
Завязать – развязать
Продавать – покупать
Застёгивать – расстёгивать
Надевать – снимать
Укорачивать – удлинять
Стирать – сушить
Гладить – мять
Одевать – раздевать
ИГРА «КАК НАЗВАТЬ ВЕЩЬ?»
Цель: упражнять в словообразовании отглагольных прилагательных по способу изготовления.
Кофту вязали (из шерсти) – вязаная кофта.
Блузку вышивали – вышитая блузка.
Платье сшили – сшитое платье.
Нитки пряли – пряденое полотно.
Ткали полотно – тканое полотно.
ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВА»
Цель: учить подбирать имена существительные к прилагательным.
Кожаный, -ая, -ое, -ые
Вязаный, -ая, -ое, -ые
Бархатный, -ая, -ое, -ые
Шерстяной, -ая, -ое, -ые
Ситцевый, -ая, -ое, -ые
Полотняный, -ая, -ое, -ые
Джинсовый, -ая, -ое, -ые
ИГРА «НОВЫЕ СЛОВА»
Цель: упражнять в словообразовании относительных прилагательных от существительных (по материалу).
Как называется шуба из меха? (меховая)
Как называется шапка из шерсти? (шерстяная)
Как называется рубашка из льна? (льняная)
Как называется платье из ситца? (ситцевое)
Как называются нитки, сделанные из шёлка? (шёлковые)
Как называется юбка, сшитая из бархата? (бархатная)
Как называется пальто, сшитое из драпа? (драповое)
Как называются ботинки, сшитые из кожи? (кожаные)
ИГРА «ОБРАЗУЙ НОВОЕ СЛОВО»
Цель: упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
пальто – пальтишко
свитер – свитерок
воротник – воротничок
карман – кармашек
платье – платьице
петля – петелька
пояс – поясок
плащ – плащик
брюки – брючки
трусы – трусики
рубашка – рубашечка
туфли – туфельки
сапоги – сапожки
ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Цель: тренировать в употреблении в речи антонимов.
Завязать – развязать
Продавать – покупать
Застёгивать – расстёгивать
Надевать – снимать
Укорачивать – удлинять
Стирать – сушить
Гладить – мять
Одевать – раздевать
ИГРА «ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА»
Цель: упражнять в образовании приставочных глаголов.
Шить, сшить – (платье, костюм)
Обшить – (всем членам семьи сшить одежду)
Ушить – (сделать одежду меньше)
Подшить – (низ у юбки, у брюк)
Перешить – (переделать, из старой одежды сшить новую)
Пришить – (пуговицу, подкладку к шубе, рукав к платью)
Зашить – разорванный карман, подкладку, швы, дырку)
Вышить – (цветок, веточку – сделать аппликацию на кофте)
ИГРА «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЁТ ДЕЙСТВИЙ»
Цель: активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы.
- Как появляется одежда? Что делают для этого? (ткут ткань, придумывают, моделируют, выкраивают, шьют; прядут пряжу, вяжут)
- Что делает портной? (портной кроит, намётывает, порет, гладит, примеряет, шьёт)
- Что можно сделать с одеждой? (выстирать, выгладить, надеть, зашить, запачкать, вычистить, посушить)
- Что могут сделать с одеждой дети? (испачкать, намочить, почистить, одеть, снять, потерять, расстегнуть)
ИГРА «ЧТО ЛИШНЕЕ?»
Цель: учить выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.
Пальто, платье, свитер, валенки (валенки)
Брюки, шорты, кофта, джинсы (кофта)
Ботинки, кроссовки, носки, туфли (носки)
Брюки, джинсы, шорты, рейтузы (рейтузы)
Шуба, пальто, майка, дублёнка (майка)
Фрак, смокинг, платье, пижама (пижама)
Кеды, туфли, кроссовки, чешки (туфли)
Панама, шляпа, шарф, кепка (шарф)
Тема "Посуда"
Антонимы
Грязь – чистота
Польза – вред
Горький – сладкий
Полезный – вредный
Глубокий – мелкий
Острый – тупой
Горячий – холодный
Сытый – голодный
Греть – охлаждать
Аккуратный – неопрятный
Утро – вечер
День – ночь
Полдень – полночь
Есть – нет
Зажигать – гасить, тушить
Можно – нельзя
Полный – пустой
Праздничный – будничный
Грязный – чистый
Синонимы
Вкусный, аппетитный, лакомый
Пища, кушанье, снедь, еда, яства
Гостеприимный, радушный, хлебосольный
Вкушать, есть, отведывать, пробовать
Горячий, жгучий, жаркий, знойный, палящий
"Назови ласково"
Кастрюля - кастрюлька
Чашка - чашечка
Блюдце - блюдечко
Ложка - ложечка и т. д.
"Один - много"
Ложка - ложки, вилка - вилки, чайник - чайники, тарелка - тарелки и т. д.
"Из чего сделано"
Из дерева - деревянная
Из железа - железная
Из пластмассы - пластмассовая
Из чугуна - чугунная
Из керамики - керамическая
Из фарфора - фарфоровая и т. д.
Тема "Мебель"
ИГРА «БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ»
Цели: развивать слуховое внимание, мышление, совершенствовать грамматический строй речи, учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов; обогащать словарный запас по теме «Мебель».
Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение С. А. Васильевой (из координации речи с движением по теме) и задаёт вопросы по нему.
По какой сказке написано это стихотворение?
Какая мебель была в доме трёх медведей?
Затем воспитатель предлагает детям назвать Мишуткину мебель. Например:
У Михаила Потапыча большая кровать, а у Мишутки маленькая.
У Михаила Потапыча большой стул, а у Мишутки…
У Михаила Потапыча большой стол, а у Мишутки…
Михаил Потапыч качается в большом кресле, а Мишутка…
У Михаила Потапыча большой шкаф, а у Мишутки…
У Михаила Потапыча большая полка, а у Мишутки…
ИГРА «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.
Я на кухне самый нужный для семьи большой и дружной!
Я готов служить всегда и стоит на мне еда!
Все тарелки, ложки, кружки –мои верные подружки,
Не посыпятся на пол,с ними вместе друг их (стол)
Про меня вы все забыли и не вытерли от пыли!
Я блестящий, я стеклянный, не похож на деревянный!
Я красивую посуду охраняю от простуды,
Чтоб она не простудилась и случайно не разбилась!
Охраняю я бокалы, и фужеры, и пиалы,
Вазы для цветов, конфет потому, что я -(буфет)
На меня вы посмотрите, дверки можете открыть вы,
А на полочках моих много нужного стоит!
Выше всех я, как жираф: я – большой, красивый (шкаф)
Я на стол чуть-чуть похожа, есть на кухне и в прихожей,
В спальне я бываю редко, а зовусь я (табуретка)
ИГРА «ПОДБЕРИ РИФМУ»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.
Ход игры. Воспитатель называет слово – название мебели, дети подбирают рифмующееся с ним слово.
Например:
Диван -…чемодан, сарафан.
ИГРА «ЧТО ЭТО?»
Цели: развивать слуховое внимание, мышление, обогащать словарный запас по теме «Мебель».
Ход игры. Воспитатель называет части какого-либо предмета мебели, не называя его, а дети должны отгадать, что это за мебель.
Например:
Ножки, крышка – стол.
Спинка, сиденье, ножка – стул.
Сиденье, ножки – табурет.
Дверцы, полки, ручки – шкаф.
Сиденье, ножки, спинка, подлокотники – кресло.
ИГРА «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ?»
Цели: совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке выполнить домашнее задание (образовать относительные прилагательные по образцу).
Например:
Тумбочка из дерева (какая) деревянная.
Стол из пластмассы (какой…
Кровать из железа (какая…
Диван из кожи (какой…
Полка из стекла (какая…
ИГРА «ОДИН-МНОГО»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить правильному употреблению родительного падежа существительных во множественном числе.
Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет предмет мебели в именительном падеже единственного числа. Ребёнок ловит мяч и кидает его обратно, употребив слово с наречием «много».
Например: Один стул. – Много стульев.
ИГРА «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить правильному употреблению предлогов в речи.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить предложения и назвать «маленькое» слово, которое они добавили.
Ваза стоит…столе.
Мяч закатился…диван.
Паша упал…кровати.
Папа сидит…кресле.
Мама поставила стаканы…сервант.
Бабушка достала конфеты…буфета.
ИГРА «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цели: развивать слуховое внимание, мышление, формировать грамматический строй речи (согласование слов в предложении).
Ход игры. Воспитатель называет слова в неопределённой форме, дети составляют из них предложение.
Например:
Стол, мальчик, сидеть, письменный, за. – Мальчик сидит за письменным столом.
Папа, стул, присесть, на, работа, после. – Папа присел на стул после работы.
ИГРА «ОТГАДАЙ, КАКОЕ СЛОВО ЗАДУМАНО»
Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление.
Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями предметов мебели. Воспитатель называет первый и последний звуки в слове, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображением задуманного. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.
Картинки : кровать, диван, стол, полка, буфет, шкаф, софа, стул, сервант, тумбочка.
В том случае, когда первый и последний звуки совпадают в нескольких словах (стол, стул, воспитатель добавляет какой-либо значительный элемент.
Например: первый звук [с], последний – л[]; на этом сидят.