МААМ-картинки

Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Осень»

Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы

Речевая ситуация «Осень какая

Задачи. Совершенствовать умение детей подбирать прилагательные к существительным. Обогащать речь детей прилагательными. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Разговор.

Если на деревьях

листья пожелтели,

Если в край далёкий

птицы улетели,

Если небо хмурое,

если дождик льётся,

Это время года

осенью зовётся.

Майя Ходякова

Публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет, Лексическая тема „Осень“» размещена в разделах

— Дети, красивые слова называем, описание осени составляем.

Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончания прилагательных. После ответов детей, к каждому слову называет прилагательные, которые назвали дети и добавляет свои.

Лексический материал.

•Листья осенью какие? (большие, маленькие, осенние, красные, жёлтые, золотые, яркие, зелёные, коричневые, разноцветные, опавшие, сухие, лёгкие, невесомые).

•Небо какое? (чистое, голубое, тёплое, серое, низкое, хмурое, облачное, пасмурное).

•Ветер какой? (слабый, сильный, порывистый, южный, тёплый, ласковый, северный, злой, холодный).

•Солнце поздней осенью какое? (осеннее, холодное, неласковое, грустное).

•Дождь осенью какой? (мелкий, холодный, моросящий, сильный, ливневый, затяжной, ледяной).

•Осень какая? (ранняя, тёплая, солнечная, золотая, яркая, цветистая, разноцветная, поздняя, глубокая, дождливая, холодная, переменчивая, непостоянная).

— Прелестно, дети! Красивые слова вы назвали, об осени интересно рассказали.

Речевая ситуация «Осенние»

Задачи. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Поддерживать интерес к осенним изменениям в природе.

Разговор.

— Дети, какое сейчас время года? (ответы детей).

— Волшебное слово «осенний». Как много всего осеннего вокруг нас! Например, осенний марафон, осенний плащ. Дети словосочетание со словом «осенний» скажите, словарь свой обогатите. Дети поочерёдно называют словосочетания.

Педагог контролирует, чтобы дети называли словосочетания только со словом «осенний», не повторяли названные словосочетания, правильно сочетали окончания слов в словосочетании. Педагог называет несколько своих словосочетаний.

Лексический материал. Осенний … день, дождь, листопад, лист, лес, букет, вальс, месяц, праздник, урожай, пейзаж.

— Дети словосочетание со словом «осенняя» скажите, словарь свой обогатите. Дети поочерёдно называют словосочетания. Педагог называет несколько своих словосочетаний.

Лексический материал. Осенняя … погода, куртка, обувь, одежда, сказка, песенка.

— Дети словосочетание со словом «осеннее» скажите, словарь свой обогатите. Дети поочерёдно называют словосочетания. Педагог называет несколько своих словосочетаний.

Лексический материал. Осеннее … пальто, настроение, яблоко.

— Дети словосочетание со словом «осенние» скажите, словарь свой обогатите. Дети поочерёдно называют словосочетания. Педагог называет несколько своих словосочетаний.

Лексический материал. Осенние … листья, цветы, грибы, ягоды, сапоги, заморозки.

— Прекрасно! Молодцы, дети! Много слов осенних назвали, богатство словаря показали.

Речевая ситуация «Листопад»

Задачи. Обогащать речь детей глаголами настоящего времени. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес к осенним изменениям в природе.

Разговор.

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Маргарита Ивенсен

— Дети, по осеннему лесу мысленно гуляем, за осенним листопадом наблюдаем. Что листья умеют делать, расскажите, нужные слова подберите.

При необходимости педагог сам отвечает на вопрос и просит детей повторить ответ хором или по одному.

Лексический материал.

•Осенью листья меняют цвет. Как они меняют цвет, что делают? (желтеют, краснеют)

•Во время листопада листья что делают? (падают).

•Ветер листочки с дерева что делает? (срывает).

•Дует ветер, и листья что делают? (летят, кружатся, танцуют).

•Мы идём по опавшим листьям, и листья что делают? (шелестят, шуршат).

— Восхитительно, дети! Слова разные подобрали, что делают листья, рассказали.

Речевая ситуация «Переменчивая осень»

Задачи. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Разговор.

— Дети, какое сейчас время года? (ответы детей).

— Осень переменчива и непостоянна: то порадует нас тёплым солнышком, то расстроит холодным ветром и промозглым дождём. Дети, помогите мне рассказать об осени с помощью слов-наоборот. Вы готовы? (ответы детей).

Дети отвечают хором.

Лексический материал.

• Лето ушло, осень … (пришла).

• Осенью дни становятся короче, а ночи … (длиннее).

• Погода осенью то хорошая, то … (плохая).

• То тёплая, то … (холодная).

• То солнечная, то … (пасмурная).

• На улице то сухо, то … (сыро).

• Тучи в небе плывут то высоко, то … (низко).

• Ветер гоняет листья то вверх, то … (вниз).

• Настроение осенью то грустное, то … (радостное).

• Урожай осенью не бедный, а … (богатый).

• Некогда лениться, нужно … (трудиться).

Если ответы разные, педагог повторяет словосочетание с правильным ответом, затем антонимы, например, короче-длиннее.

— Великолепно, дети! О переменчивой осени рассказали, слова правильно подобрали.

Ситуация общения с детьми 6 – 7 лет «Жёлтый цвет»

Задачи. Упражнять детей в подборе слов со сходным значением, в умении образовывать прилагательные от существительных. Обогащать речь детей прилагательными, обозначающими цвет. Развивать чувство цвета. Рассказать детям о влияние жёлтого цвета на здоровье, эмоции человека. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Беседа.

— Дети, какое сейчас время года? (ответы детей).

В золотой карете,

Что с конём игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Всё переиначила,

Ярко-жёлтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется,

Всё кругом искрится,

Всё переливается.

Юлия Капустина

— Дети, я хочу вас рассказать о жёлтом цвете. Жёлтый цвет – это цвет солнца, чистый, ясный, несущий свет, тепло и энергию. Но это последний тёплый цвет в радуге. Добрая волшебница Осень в холодные грустные дни даёт нам возможность насладится солнечным цветом. Она окрашивает траву, листья деревьев в жёлтый цвет. Дети, как можно по-другому назвать жёлтый цвет? (предположения детей).

— Я помогу вам. Я назову слово, а вы скажите какой цвет. Например, желток – жёлтый.

Лексический материал.

• Солнце – … (солнечный).

• Золото – … (золотой).

• Янтарь – … (янтарный).

• Пшеница – … (пшеничный).

• Мёд – … (медовый).

• Лимон – … (лимонный).

• Банан – … (банановый).

• Солома – … (соломенный).

• Песок – … (песочный).

• Канарейка – … (канареечный).

— Я с вами согласна, жёлтый цвет – это цвет солнечный, золотой, янтарный, пшеничный, медовый, лимонный, банановый, соломенный, песочный, канареечный. Повторим все слова, которые мы подобрали. Жёлтый цвет – это цвет … (ответы детей).

— Очаровательно, дети! Слова похожие назвали, жёлтый цвет описали. Дети, Жёлтый цвет радостью нас наполняет, здоровье укрепляет.

Словесная игра с детьми 6 – 7 лет «Да или нет, осенняя»

Задачи. Поощрять желание детей вслушиваться в слова и обнаруживать смысловые несоответствия. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать сообразительность детей.

Игра.

— Дети, в осеннюю игру играем, «Да или нет» быстро отвечаем.

Игровое правило.

Если вы согласны с высказыванием, скажите «Да-да-да»,

если нет – «Нет-нет-нет».

— Дети, игра начинается! Слушайте, решайте, дружно хором отвечайте!

Лексический материал.

• Осенью листопад, листья падают, летят. (Да-да-да.)

• Осенью на речку пойдём, и купальник мы возьмём. (Нет-нет-нет.)

• Поздние цветы собираем, букеты составляем. (Да-да-да.)

• Ёлочку украшаем, праздник ожидаем. (Нет-нет-нет.)

• Листья осенью желтеют. (Да-да-да. )

• Осень наступила, потому что листья пожелтели. (Нет-нет-нет. )

• Дождь на улице пошёл, потому что я с зонтом. (Нет-нет-нет.)

• Зонт с собой берём, потому что дождик ждём. (Да-да-да.)

• Дождик только осенью бывает. (Нет-нет-нет.)

• Листопад только осенью бывает. (Да-да-да.)

Если ответы разные. Педагог останавливается на предложение и выясняет, почему тот или иной ответ верный или неверный.

— Чудесно! Молодцы, дети! Сообразительность проявили, хитрости осенние уловили.

Интеллектуальная разминка «Осень»

Задачи. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей об осенних изменениях в природе.

Беседа.

— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем, на вопросы отвечаем.

• После лето наступает … (осень).

• Первый месяц осени? … (сентябрь).

• Последний месяц осени? … (ноябрь).

• Второй месяц осени? … (октябрь).

• Листья падают, значит это … (листопад).

• Вода, льющаяся из тучи – это … (дождь).

• Вода в ямке на тротуаре – это … (лужа).

• Осенью дни становятся короче, а ночи … (длиннее).

• Погода осенью то хорошая, то … (плохая).

• Тучи в небе плывут то высоко, то … (низко).

• Урожай осенью не бедный, а … (богатый).

• Жара – лето, дождь – … (осень).

• Солнце – лучи, дождь – … (капли).

• Лето ушло, осень … (пришла).

— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.

— За игру вас, дети, благодарю!

Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.

Публикации по теме:

Физкультурные минутки. Картотека (часть 1). Тема «Осень»Физкультурные минутки. Картотека (часть 1). Тема «Осень» Любая непосредственная образовательная деятельность, которая не связана с движением, является тяжелой нагрузкой на организм ребенка-дошкольника.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возрастаКартотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возраста "Как вырасти здоровым" Цель:Упражнять в правильном использовании обощающих слов,воспитывать сообразительность,быстроту реакции. Играют.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (1 и 3 периоды, 19 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (2 период, 12 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 1 и 2 периодов по 23 лексическим темам,.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы (3 период 11 тем) Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 3 периода по 11 лексическим темам, изучаемым.

Картотека речевых игр с музыкальными инструментамиКартотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.

Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы»Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы» Цель. Формировать представления о звуках. Задачи 1. Коррекционно – обучающие: - уточнить словарь по теме «Лес,грибы»; - учить детей точно.

ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи»ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи» Сегодня предлагаю вашему вниманию разработанный конспект открытого мероприятия. Большинство идей я почерпнула на нашем родном и любимом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Осень»
Опубликовано: 22 сентября 2020 в 13:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Осень»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Александровна Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД