Получи документы

Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Ягоды»

Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы

Речевая игра с детьми 6-7 лет «Ягоды»

Задачи. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества ягод. Совершенствовать умение детей узнавать ягоды по описанию. Расширять знания детей о ягодах.

Материал к деятельности: Картина «Ягоды».

Игра.

Педагог показывает картину «Ягоды».

По тропинке ёжик шёл,

Ёжик ягодку нашёл.

Витаминов много в ней.

Ну-ка, съешь её скорей!

— Дети, назовите одним словом, что вы видите на картине. (Ответы детей).

Публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет, Лексическая тема „Ягоды“» размещена в разделах

— Ягоды – это растения. Дети, какие ягоды вы знаете? (Ответы детей).

— В игру «Ягоды» играем, правила игры не нарушаем.

Игровые правила:

описание запоминаем, ягоду угадаем;

рассказ не перебиваем, когда спросят – отвечаем.

Педагог контролирует, чтобы дети ожидали окончания рассказа, а затем отвечали. Дети отвечают хором.

Лексический материал.

•Ягоды садовые, крупные, гладкие, блестящие, сладкие, прозрачные. Что это? (виноград).

•Ягода нежная, лесная, сочная, блестящая, немного голубая. Что это? (голубика).

•Ягода садовая, крупная, красная, сочная, сладкая, ароматная, душистая. Что это? (виктория).

•Ягода лесная, красная, гладкая, блестящая, кислая. Что это? (клюква).

•Ягода садовая, полосатая, гладкая, блестящая, кисло-сладкая. Что это? (крыжовник).

•Ягода лесная, травянистая, красная, сочная, сладкая, ароматная. Что это? (клубника, земляника).

•Ягоды садовые, гладкие, блестящие, черные или красные, кисло-сладкие. Что это? (смородина).

•Ягода зернистая, пушистая, ароматная, сочная, сладкая. Что это? (малина).

•Ягода лесная, зернистая, чёрная, мягкая, сочная, кисло-сладкая. Что это? (ежевика).

— Прелестно, дети! Ягоды по описанию узнали, правильно назвали.

Игровая ситуация «Лес и сад»

Задачи. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Расширять знания детей о ягодах.

Игра.

Красны девицы да добры молодцы, подходите!

В круговорот со мной поиграть вы хотите?

Становитесь в круг смелей,

И игру начнём скорей.

— Дети, в путешествие приглашаю, дары природы собираем. На вопросы отвечайте, слова «лесной» или «садовый» говорить не забывайте.

Дети и педагог идут по кругу. После вопроса остановка, дети отвечают на вопрос. Движение продолжаем. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали прилагательные с существительными.

Лексический материал.

•Мы пойдём пойдём, пойдём, в лесную сказку попадём, лесные ягоды найдём. Что нашли? … (лесная земляника, лесная клубника и так далее).

•Мы пойдём пойдём, пойдём, в сады России попадём, садовые ягоды найдём. Что нашли? … (садовую землянику, садовый крыжовник и так далее).

— Прекрасно, дети! Слова правильно подобрали, о ягодах рассказали.

Речевая ситуация «Такие разные ягоды»

Задачи. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Поддерживать интерес детей к ягодам.

Разговор.

— Дети, я назову слово, а вы подберёте слово наоборот, противоположное по смыслу.

Дети отвечают хором.

Лексический материал.

• Клубника сладкая – клюква … кислая.

• Арбуз тяжёлый – крыжовник … лёгкий.

• Виктория крупная – земляника … мелкая.

• Крыжовник твёрдый – малина … мягкая.

• Бургеры вредные для здоровья – ягоды… полезные.

Если ответы разные, педагог повторяет словосочетание с правильным ответом, затем антонимы, например, сладкая – кислая.

— Великолепно, дети! Слова правильно подобрали, наоборот моему слову сказали.

Ситуация общения с детьми 6 – 7 лет «Красный цвет»

Задачи. Упражнять детей в подборе слов со сходным значением, в умении образовывать прилагательные от существительных. Обогащать речь детей прилагательными, обозначающими цвет. Развивать чувство цвета. Рассказать детям о влияние красного цвета на здоровье, эмоции человека. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Беседа.

Вот и лето подоспело –

Земляника покраснела:

Повернётся к солнцу боком –

Вся нальётся алым соком.

В поле – красная гвоздика,

Красный клевер. Погляди-ка:

И лесной шиповник летом

Весь осыпан красным цветом.

Видно, люди не напрасно

Называют лето красным.

Маргарита Ивенсен

— Дети, я хочу вас рассказать о красном цвете. Красный цвет – цвет красоты. Недаром на Руси всё красивое называли красным: красное лето, красная девица, Красная площадь. Красный цвет – это цвет опасности: красный цвет светофора, красный цвет мухомора. Красный цвет – это цвет здоровья, поэтому многие овощи, фрукты, ягоды красного цвета. Это сильный, тёплый, радостный цвет, он бодрит и греет. Дети, назовите, пожалуйста, съедобные ягоды красного цвета. (Ответы детей).

— Дети, как можно по-другому назвать красный цвет? (ответы детей).

— Я помогу вам. Я назову слово, а вы скажите какой цвет.

Дети отвечают хором.

Лексический материал.

• Барбарис – … (барбарисовый).

• Брусника – … (брусничный).

• Земляника – … (земляничный).

• Клубника – … (клубничный).

• Калина – … (калиновый).

• Клюква – … (клюквенный).

• Малина – … (малиновый).

• Рябина – … (рябиновый).

• Вишня – … (вишнёвый).

• Гранат – … (гранатовый).

• Пурпур – … (пурпурный).

• Рубин – … (рубиновый).

• Огонь – … (огненный).

• Пламя – … (пламенный).

При необходимости педагог подсказывает слово и просит детей повторить его.

— Дети, я с вами согласна, красный цвет – это цвет алый, барбарисовый, брусничный, земляничный, клубничный, калиновый, клюквенный, малиновый, рябиновой, вишнёвый, гранатовый. Красный цвет – это цвет багряный, пунцовый, пурпурный, рубиновый, огненный, пламенный. Повторим все слова, которые мы подобрали. Цвет красный – это цвет … (ответы детей).

— Очаровательно, дети! Слова похожие назвали, красный цвет описали. Дети, красный цвет энергией нас заряжает, силой наполняет.

Ситуация общения с детьми 6 – 7 лет «Волшебный русский язык». «Зелёный»

Задачи. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать детскую любознательность.

Беседа.

— Дети, богат и разнообразен волшебный русский язык. Например, слово «зелёный», что означает? (ответы детей).

— Слово: «зелёный» поясняет цвет чего-либо. Например, мы говорим: «Зелёная трава», это значит, что трава какого цвета … (ответы детей).

— «На взгляд-то виноград хорош, да зелен, ягодки нет зрелой». Если вы услышали фразу «зелёный виноград», то возможно говорят не о цвете ягод. Зелёный виноград, значит – неспелый. Иногда мы слышим фразу: «Сынок, ты ещё зелень, чтобы спорить со мной». Как вы думаете, что это означает? (предположения детей).

— Зелёный, не спелый, не вырос ещё. Зелёная ягода – не спелая ягода, сладости не набрала, не съедобна она. Зелёный человек – молодой человек, который ещё не вырос, не набрался ума-разума, жизненного опыта. Дети, смысл фразы угадайте, значение слова «зелёный» объясняйте: цвет, спелость или молодость.

Педагог читает предложение. Дети объясняют, что означает та или иная фраза.

Лексический материал.

• Мы посадили зелёный крыжовник.

• Мама не разрешила мне собирать и кушать крыжовник, потому что он зелёный.

• Папа сказал: «Зелёный ты ещё, сынок, чтобы не слушаться бабушку».

— Дети, писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Богатство русского языка собирайте, красиво и образно говорить не забывайте.

Интеллектуальная разминка с детьми 6 – 7 лет «Ягоды»

Задачи. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей о ягодах.

Беседа.

— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем, на вопросы отвечаем.

• Клюква, земляника, малина, калина – это … (ягоды).

• Ягоды, которые растут в лесу какие? — … (лесные).

• Ягоды, растущие в саду? — … (садовые).

• Шиповник – полезный, бересклет – … (ядовитый).

• Крыжовник твёрдый – малина … (мягкая).

• Брусника – кустарничек, клубника – … (трава).

• Малина – кустарник, рябина – … (дерево).

• Клубника сладкая – клюква … (кислая).

• Черёмуха растёт высоко, а черника – … (низко).

• Арбуз тяжёлый – крыжовник … (лёгкий).

• Виктория крупная – земляника … (мелкая).

• Виктория растёт в саду, а брусника – … (в лесу).

• Малина – красная, ежевика – … (чёрная).

• Зелёные ягоды не срываем, ветки деревьев – … (не ломаем).

• Ежевика – ягода, ежиха – … (животное).

• Варенье из земляники … (земляничное).

• Цвет, похожий на малину, – … (малиновый).

• Чипсы вредные для здоровья – ягоды… (полезные).

• Чего больше в лесу: ягод или земляники? … (ягод).

— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.

— За игру вас, дети, благодарю!

Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.

Публикации по теме:

Фотоотчет по дистанционному обучению в средней группе. Тема недели «Ягоды»Фотоотчет по дистанционному обучению в средней группе. Тема недели «Ягоды» Тема прошедшей недели в средней группе с 18.05 по 22.05 «Ягоды». Родителям были даны рекомендации по дистанционному обучениюздесь Перед.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возрастаКартотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возраста "Как вырасти здоровым" Цель:Упражнять в правильном использовании обощающих слов,воспитывать сообразительность,быстроту реакции. Играют.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (1 и 3 периоды, 19 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (2 период, 12 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 1 и 2 периодов по 23 лексическим темам,.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы (3 период 11 тем) Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 3 периода по 11 лексическим темам, изучаемым.

Картотека речевых игр с музыкальными инструментамиКартотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.

Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы»Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы» Цель. Формировать представления о звуках. Задачи 1. Коррекционно – обучающие: - уточнить словарь по теме «Лес,грибы»; - учить детей точно.

ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи»ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи» Сегодня предлагаю вашему вниманию разработанный конспект открытого мероприятия. Большинство идей я почерпнула на нашем родном и любимом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Ягоды»
Опубликовано: 9 сентября 2020 в 05:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Ягоды»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Александровна Волкова (УИ 415294) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД