Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Домашние животные»
Речевая игра «Узнай животное по описанию»
Задачи. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими внешний вид животных. Формировать умение детей узнавать домашних животных по описанию. Расширять знания детей о домашних животных.
Игра.
Публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет, Лексическая тема „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Игры, дидактические пособия
- Животные. В мире животных
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
— Дети, в игру играем, домашних животных по описанию угадаем.
Игровые правила:
• описание запоминаем, домашнее животное угадаем;
• рассказ не перебиваем, когда спросят – отвечаем.
Педагог контролирует, чтобы дети ожидали окончания рассказа, а затем отвечали. Дети отвечают хором.
Лексический материал.
1. Животные большие, рогатые, длиннохвостые, кормилицы и поилицы, дают людям молоко. (Коровы).
2. Животные большие, выносливые, длинноногие, пышногривые, красивые, грациозные, перевозят людей и грузы. (Лошади).
3. Животные огромные, длинноногие, короткогривые, двугорбые или одногорбые, густошёрстные, перевозят людей и грузы, дают людям молоко и шерсть. (Верблюды).
4. Животные небольшие, длинноухие, короткогривые, упрямые, перевозят людей и грузы, дают людям молоко. (Ослы).
5. Животные небольшие, густошёрстные, короткохвостые, дают людям шерсть. (Овцы).
6. Животные небольшие, рогатые, бородатые, густошёрстные, дают людям молоко и шерсть. (Козы).
7. Животные большие и маленькие, длинношерстные и короткошёрстные, добрые и злые, дом охраняют, людей защищают. (Собаки).
— Прелестно, дети! Домашних животных по описанию узнали, правильно назвали.
Ситуация общения с детьми 4 – 6 лет «Рассказ о кошке»
Задачи. Обогащать речь детей глаголами. Расширять знания детей о кошке.
Разговор.
Педагог читает стихотворение, выделяя голосом глаголы.
Серенькая кошечка
Села у окошечка,
Хвостиком виляла,
Деток созывала.
— Где мои ребятки,
Серые котятки?
Спать пора ребяткам,
Сереньким котяткам.
Нина Найдёнова
— Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать о кошке. Я начинаю, предложение, а вы подбираете нужное слово. Слова отвечает на вопрос: что кошка делает?
Дети отвечают хором. Если глагол сказали не все дети, педагог просит повторить: «Скажем все вместе, что делает кошка». При необходимости, педагог подсказывает слово, и просит детей, повторить его.
Лексический материал.
1. Кошка на окошке … (сидит,
2. на лежанке … (лежит,
3. глазки закрыла, … (спит).
4. Встала кошка, молоко … (лакает,
5. мясо кошка … (ест).
6. Мяу – мяу, кошка громко … (мяукает),
7. мур-мур-мур, кошка ласково … (мурлычет,
8. фыр-фыр, кошка сердито … (фырчит,
9. ш-ш-ш, кошка сердито … (шипит).
10. Мышка, кошка за мышкой … (бежит,
11. птичка, кошка на дерево … (залезает,
12. собака, кошка на забор прыг, … (прыгает).
— Замечательно, дети! О кошке рассказали, слова правильно подобрали.
Ситуация общения с детьми 4 – 6 лет «Рассказ о щенке»
Задачи. Обогащать речь детей глаголами. Расширять знания детей о собаке.
Разговор.
Вот собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Зубы острые,
Шёрстка пёстрая.
Гав! Гав!
— Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать о щенке, детёныше собаки. Я начинаю, предложение, а вы подбираете нужное слово. Слова отвечает на вопрос: что щенок делает?
Дети отвечают хором. Если глагол сказали не все дети, педагог просит повторить: «Скажем все вместе, что делает щенок». При необходимости, педагог подсказывает слово, и просит детей, повторить его.
Лексический материал.
1. Щенок на лежанке… (лежит,
2. щенок крепко … (спит).
3. Глазки открывает, в игры … (играет),
4. быстро … (бегает).
5. высоко … (прыгает).
6. Устал щенок, воду … (лакает,
7. Косточку … (грызёт).
8. Тяв-тяв-тяв, весело щенок … (тявкает,
9. гав-гав-гав, громко щенок … (лает).
10. р-р-р, сердито щенок … (рычит).
11. На охране щенок, он дом … (охраняет,
12. Защитник щенок, он хозяев … (защищает).
— Прекрасно, дети! О щенке рассказали, слова правильно подобрали.
Ситуация общения «Клички животных»
Задачи. Поощрять желание детей вслушиваться в слова поэтического текста и обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учётом содержания текста. Развивать слуховое внимание и восприятие детей, критичность мышления, умение соотносить усвоенные знания с воспринимаемым материалом. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к домашним животным.
Разговор.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребёнка.
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка.
А ещё – два козла:
Сивка да Бурка!
Юрий Черных.
— Дети, как вы думаете, правильно ли подобрали дед и бабка клички животным?
— Как вы считаете, что неправильно? Дети называют несоответствия.
При необходимости педагог читает стихотворение ещё раз.
— Дети, подберём клички животных правильно. Кошку рыжую назовём мы… (Мурка).
— А ещё у них была курица … (Хохлатка).
— Дети, жеребёнка назовём… (Сивка или Бурка).
— А ещё у них была собачонка … (Жучка).
— Дети, а корову как назовём? (Бурёнка).
— Здрово! Молодцы, дети! Клички правильно подобрали, всех животных мы назвали.
Интеллектуальная разминка «Домашние животные»
Задачи. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей о домашних животных.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
1. Овца, свинья, коза – это … (домашние животные).
2. У овцы – ягнёнок, у коровы –. (телёнок).
3. Пчела даёт мёд, а корова –. (молоко).
4. У коровы и лошади – ноги, а у кошки и собаки …. (лапы).
5. У свиньи – щетина, у кошки …. (шерсть).
6. Кошка рыбу ест, а молоко …. (лакает).
7. Мурлычет, шипит, фырчит, мяукает кто – …. (кошка).
8. Дом собаки называется …. (конура, будка).
9. Собака мясо ест, а кость …. (грызёт).
10. Дом коров называется …. (коровник).
11. Рычат, гавкают, тявкают, лают – …. (собаки).
12. Что есть у коровы и козы, но нет у лошади? …. (рога).
13. Овца блеет, а корова …. (мычит).
14. Дом овец называется …. (овчарня).
15. Лошадь ржёт, а свинья …. (хрюкает).
16. Дом коней и лошадей называется …. (конюшня).
17. У лошади жеребята, а у свиньи …. (поросята).
18. Дом свиней называется …. (свинарник).
19. За овощами ухаживает овощевод, а за домашними животными … (животновод).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу …
Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!