Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая игра «Узнай животное по описанию»
Задачи. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими внешний вид животных. Формировать умение детей узнавать домашних животных по описанию. Расширять знания детей о домашних животных.
Игра.
Публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет, Лексическая тема „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Игры, дидактические пособия
- Животные. В мире животных
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
— Дети, в игру играем, домашних животных по описанию угадаем.
Игровые правила:
• описание запоминаем, домашнее животное угадаем;
• рассказ не перебиваем, когда спросят – отвечаем.
Педагог контролирует, чтобы дети ожидали окончания рассказа, а затем отвечали. Дети отвечают хором.
Лексический материал.
1. Животные большие, рогатые, длиннохвостые, кормилицы и поилицы, дают людям молоко. (Коровы).
2. Животные большие, выносливые, длинноногие, пышногривые, красивые, грациозные, перевозят людей и грузы. (Лошади).
3. Животные огромные, длинноногие, короткогривые, двугорбые или одногорбые, густошёрстные, перевозят людей и грузы, дают людям молоко и шерсть. (Верблюды).
4. Животные небольшие, длинноухие, короткогривые, упрямые, перевозят людей и грузы, дают людям молоко. (Ослы).
5. Животные небольшие, густошёрстные, короткохвостые, дают людям шерсть. (Овцы).
6. Животные небольшие, рогатые, бородатые, густошёрстные, дают людям молоко и шерсть. (Козы).
7. Животные большие и маленькие, длинношерстные и короткошёрстные, добрые и злые, дом охраняют, людей защищают. (Собаки).
— Прелестно, дети! Домашних животных по описанию узнали, правильно назвали.
Ситуация общения с детьми 4 – 6 лет «Рассказ о кошке»
Задачи. Обогащать речь детей глаголами. Расширять знания детей о кошке.
Разговор.
Педагог читает стихотворение, выделяя голосом глаголы.
Серенькая кошечка
Села у окошечка,
Хвостиком виляла,
Деток созывала.
— Где мои ребятки,
Серые котятки?
Спать пора ребяткам,
Сереньким котяткам.
Нина Найдёнова
— Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать о кошке. Я начинаю, предложение, а вы подбираете нужное слово. Слова отвечает на вопрос: что кошка делает?
Дети отвечают хором. Если глагол сказали не все дети, педагог просит повторить: «Скажем все вместе, что делает кошка». При необходимости, педагог подсказывает слово, и просит детей, повторить его.
Лексический материал.
1. Кошка на окошке … (сидит,
2. на лежанке … (лежит,
3. глазки закрыла, … (спит).
4. Встала кошка, молоко … (лакает,
5. мясо кошка … (ест).
6. Мяу – мяу, кошка громко … (мяукает),
7. мур-мур-мур, кошка ласково … (мурлычет,
8. фыр-фыр, кошка сердито … (фырчит,
9. ш-ш-ш, кошка сердито … (шипит).
10. Мышка, кошка за мышкой … (бежит,
11. птичка, кошка на дерево … (залезает,
12. собака, кошка на забор прыг, … (прыгает).
— Замечательно, дети! О кошке рассказали, слова правильно подобрали.
Ситуация общения с детьми 4 – 6 лет «Рассказ о щенке»
Задачи. Обогащать речь детей глаголами. Расширять знания детей о собаке.
Разговор.
Вот собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Зубы острые,
Шёрстка пёстрая.
Гав! Гав!
— Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать о щенке, детёныше собаки. Я начинаю, предложение, а вы подбираете нужное слово. Слова отвечает на вопрос: что щенок делает?
Дети отвечают хором. Если глагол сказали не все дети, педагог просит повторить: «Скажем все вместе, что делает щенок». При необходимости, педагог подсказывает слово, и просит детей, повторить его.
Лексический материал.
1. Щенок на лежанке… (лежит,
2. щенок крепко … (спит).
3. Глазки открывает, в игры … (играет),
4. быстро … (бегает).
5. высоко … (прыгает).
6. Устал щенок, воду … (лакает,
7. Косточку … (грызёт).
8. Тяв-тяв-тяв, весело щенок … (тявкает,
9. гав-гав-гав, громко щенок … (лает).
10. р-р-р, сердито щенок … (рычит).
11. На охране щенок, он дом … (охраняет,
12. Защитник щенок, он хозяев … (защищает).
— Прекрасно, дети! О щенке рассказали, слова правильно подобрали.
Ситуация общения «Клички животных»
Задачи. Поощрять желание детей вслушиваться в слова поэтического текста и обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учётом содержания текста. Развивать слуховое внимание и восприятие детей, критичность мышления, умение соотносить усвоенные знания с воспринимаемым материалом. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к домашним животным.
Разговор.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребёнка.
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка.
А ещё – два козла:
Сивка да Бурка!
Юрий Черных.
— Дети, как вы думаете, правильно ли подобрали дед и бабка клички животным?
— Как вы считаете, что неправильно? Дети называют несоответствия.
При необходимости педагог читает стихотворение ещё раз.
— Дети, подберём клички животных правильно. Кошку рыжую назовём мы… (Мурка).
— А ещё у них была курица … (Хохлатка).
— Дети, жеребёнка назовём… (Сивка или Бурка).
— А ещё у них была собачонка … (Жучка).
— Дети, а корову как назовём? (Бурёнка).
— Здрово! Молодцы, дети! Клички правильно подобрали, всех животных мы назвали.
Интеллектуальная разминка «Домашние животные»
Задачи. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей о домашних животных.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
1. Овца, свинья, коза – это … (домашние животные).
2. У овцы – ягнёнок, у коровы –. (телёнок).
3. Пчела даёт мёд, а корова –. (молоко).
4. У коровы и лошади – ноги, а у кошки и собаки …. (лапы).
5. У свиньи – щетина, у кошки …. (шерсть).
6. Кошка рыбу ест, а молоко …. (лакает).
7. Мурлычет, шипит, фырчит, мяукает кто – …. (кошка).
8. Дом собаки называется …. (конура, будка).
9. Собака мясо ест, а кость …. (грызёт).
10. Дом коров называется …. (коровник).
11. Рычат, гавкают, тявкают, лают – …. (собаки).
12. Что есть у коровы и козы, но нет у лошади? …. (рога).
13. Овца блеет, а корова …. (мычит).
14. Дом овец называется …. (овчарня).
15. Лошадь ржёт, а свинья …. (хрюкает).
16. Дом коней и лошадей называется …. (конюшня).
17. У лошади жеребята, а у свиньи …. (поросята).
18. Дом свиней называется …. (свинарник).
19. За овощами ухаживает овощевод, а за домашними животными … (животновод).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу …
Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!