Лара Коровкина
Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра: «Шарики и кубики».
Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры.
Оборудование: четыре корзинки: две красных и две желтых, мячи и кубики красного и желтого цвета.
Ход игры: Предлагается соотнести по цвету мячи и положить их в соответствующие корзины. Аналогично с кубиками. Перед ребенком лежат мячи и кубики. Предлагается разложить их по корзинам (подумай как, по подражанию действиям педагога).
Публикация «Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Игра: «Большой – маленький»
Цель: Формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами : большой, маленький.
Оборудование: большие и маленькие мячи и кубики.
Ход игры: Предлагается положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие - в маленькую. Педагог демонстрирует действия.
Игра: «Ориентировка в форме и цвете».
Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму и цвет, действовать с предметами в зависимости от поставленной задачи. Добиваться понимания инструкции: «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». Активизировать словарь прилагательных.
Оборудование: разные по форме и цвету кубики, шарики, кирпичики, крыши. Варианты заданий: Сделать постройку. Выполнить игровое действие с шариками (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Дать по словесной инструкции : шарик, кирпичик, кубик, крышу.
Ход игры: Предлагаются различные действия по инструкции: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик. Выполнить игровое действие с шариками, кубиками. «Строим дом для куклы». Сделать постройку (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Педагог просит ребенка дать по словесной инструкции : шарик, кирпичик, кубик, крышу. «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». «Что ты дал?»
Игра: «Чудесный мешочек».
Цель: Определять на ощупь форму (круглая, квадратная). Активизировать в речи прилагательные: круглый, квадратный.
Оборудование: мешочек, шары, кубики.
Ход игры: Рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить.
Игра: «Большие и маленькие».
Цель: Фиксировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении.
Ход игры: Логопед просит выполнить игровые действия с игрушками. Варианты заданий:
1) Маленьких матрешек посади за маленький стол, больших за большой стол.
2) Катание разных матрешек в разных машинах. Большая матрёшка катается в большой машине, маленькая в маленькой.
Вопросы ребенку: «Где большая (маленькая? Какая это матрешка?».
Игра «Дом большой, дом маленький»
Цель: Развитие атрибутивного словаря, координация речи и движения.
Оборудование: Большой и маленький игрушечные дома, игрушечные заяц и медведь.
Ход игры: Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой".
У медведя дом большой", ой, ой, ой (разводят руки в стороны,
А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).
Игра: «Какой?».
Цель: Учить ребенка находить разнообразные предметы заданного цвета. Называть их.
Оборудование: Различные предметы из окружения ребенка; сюжетная картинка.
Ход игры: педагог просит показать на картинке все красные (затем отрабатывается синий, зеленый желтый, белый, черный цвета) предметы и назвать их.
Игра: «Собери букет».
Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их цвет Активизация атрибутивного словаря.
Оборудование: карточки разного цвета, картинки с изображением цветов.
Ход игры: Детям раздаются карточки разного цвета. Перед детьми раскладываются картинки с изображением цветов. Ребенок должен собрать букет, выбирая только те цветы, которые подходят к цвету его карточки.
После выполнения задания ребенок объясняет свой выбор (например : «У меня красная карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).
Игра «Чудесная корзинка»
Цель: Выделять характерные признаки предметов, находить фрукты (овощи) по характерным им признакам (форма, цвет, тактильные ощущения, вкус). Активизация словаря прилагательных.
Оборудование: корзинка, фрукты, овощи (помидор, огурец, яблоко, киви).
Ход игры: Педагог достаёт из корзинки овощ, дети отвечают на его вопросы: что это? (Это помидор) Какой помидор? (Помидор красный, круглый). Аналогично с другими овощами.
Игра: «Что сделал зайчик».
Цель: Упражнять ребенка в практическом использовании глаголов при обыгрывании игрушки. Следить за правильным построением предложений.
Ход игры: Педагог рассказывает сказку, показывает действия с игрушкой и просит ответить на вопросы.
Вопросы: «Куда зашел зайчик? Что сделал зайчик? Почему зайчик сказал: «До свидания»? Кто пришел? Что сделал зайчик? Через что он перепрыгнул? До чего он допрыгнул?».
Игра: «Одень куклу».
Цель: Развивать представления об основных действиях с предметами одежды и обуви. Активизировать глаголы: надевать, обувать.
Оборудование: кукла, кукольная одежда (юбка, кофта, носки, туфли, шапка).
Ход игры: Педагог вовлекает детей в игровую ситуацию : «кукла собирается на прогулку». Одевают куклу и комментируют свои действия. Вопросы: Куда собралась кукла? Что мы ей наденем?
Игра: «Веселый кубик»
Цель: Учить соотносить, узнавать и называть движения, производимые одним объектом.
Оборудование: кубик с наклеенными на каждой грани сюжетными картинками, изображающими действие (мальчик сидит, ест, идет, лежит, прыгает, спит).
Ход игры: дети бросают кубик по очереди, называют действие, которое выпало на грани кубика, имитирует это действие.
«Крутись, вертись,
На бочок ложись!»
Игра: «Кто больше?».
Цель: Расширение предикативного словаря.
Ход игры: Взрослый называет слово, обозначающее действие. Дети должны назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию и обозначающих предметы (при затруднениях предъявляются игрушки и предметные картинки).
Речевой материал : Летит. (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).
Плывет. (пароход, лодка, рыба, бревно, утка).
Растет. (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста).
Ползает. (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т. д.
Летит. (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).
Плывет. (пароход, лодка, рыба, бревно, утка).
Растет. (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста).
Ползает. (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т. д.
Игра: «Летает — ползает — прыгает».
Цель: Расширение предикативного словаря.
Оборудование: картинки : змея, кит, бабочка, улитка, окунь, лягушка, кузнечик, муравей, гусеница, жук, пчела, комар, стрекоза, гусь, белка, ворона, заяц, жаба, утка.
Ход игры: Каждому ребенку дается картинка с изображением какого-либо животного, птицы, насекомого, рыбы. Детям предлагается подобрать к этой картинке из множества других, расположенных на наборном полотне, картинки с изображением животных, передвигающихся так же. Выбирая картинку, ребенок называет способ передвижения: летает, ползает, прыгает, плавает.
Игра: «Кто что может делать?»
Цель: Расширение предикативного словаря.
Ход игры: Детям демонстрируются картинки с изображением лиц разных профессий. Они рассматривают картинки и рассказывают кто? что? может делать.
Речевой материал : повар. (варить, жарить, резать, солить);
уборщица. (подметать, вытирать, мыть, убирать);
продавец. (продавать, взвешивать, считать, заворачивать) и т. д.
Игра: «Маша-растеряша»
Цель: Активизировать словарь существительных, формировать понятие «игрушки».
Оборудование: кукла, мяч, мишка, грузовая машина, корзинка, стул, коробка.
Ход игры: Детям предлагается убрать игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла сидела на стуле. Грузовая машина лежала в коробке». Ответить на вопросы: Что лежит в корзине? Кто сидит на стуле? Где лежит машина?
Была у мамы Маша,
Дочка-растеряша.
Хочет с куклой поиграть – Не найти ее опять.
Мяч куда-то закатился,
Мишка с полочки свалился.
С тобой мы к Машеньке пойдем и все игрушки соберем.
Варианты: игра с предметами других лексических групп.