Ольга Расторгуева
Картотека развивающих игр по ФЭМП о величине предметов для детей младшего дошкольного возраста
Картотека
развивающих игр по ФЭМП
у детей младшего дошкольного возраста
«Большой - маленький»
Воспитатель раскладывает перед ребенком карточки картинками вверх. Рассказывает сказку, например такую.
Публикация «Картотека развивающих игр по ФЭМП о величине предметов для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
В одной сказочной стране жили разные предметы. У каждого предмета были братик или сестричка, очень-очень похожие друг на друга. Отличались они только размером — один большой, а другой маленький. И вот однажды поднялся сильный ветер. Он перепутал все предметы, разбросал их в разные стороны. Давай мы с тобой поможем найти жителям сказочной страны их братишек и сестренок. Если найдем правильно, то они возьмутся за ручки. А если допустим ошибку, то не дадут руки друг другу. Попробуем?
Ребенку нужно взять одну карточку с любым предметом, назвать его и найти ему пару. Если выбор сделан правильно, то имеющиеся на карточках замки позволят соединить карточки в парную картинку.
«Мой размер»
(Д/и «Жил – был кружочек»)
Воспитатель предлагает детям картинки с разными предметами. Ребенок выбирает себе только картинки с большими предметами, не зависимо от формы, а средние и маленькие отбрасывает (возможны другие варианты).
«Больше - меньше»
(Д/и «Жил – был кружочек»)
Воспитатель раскладывает карточки в хаотическом порядке картинками кверху, берет одну карточку и просит ребенка отыскать еще 2 с теми же геометрическими фигурами, но другого размера. Ребенок сравнивает изображенные фигуры по размеру, используя понятия «больше, меньше».
«Разложи по размеру»
(Д/и «4-й лишний»)
Воспитатель отбирает для игры карточки с предметами, которые контрастно отличаются по размеру. Раскладывает их в произвольном порядке и просит ребенка распределить карточки по размеру, выбрать из них самый большой, самый маленький.
«Три квадрата»
Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают, положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие.
Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах», говорит воспитатель.
«Кукла идет в гости»
Воспитатель предлагает ребенку одну куклу и 6 платьев и говорит, что нужно помочь Тоне найти ее платье. Кукла меряет все наряды, комментируя: «Это платье мне мало, нужно побольше и т. п.» Ребенок должен помочь Тоне найти ее платье.
• Найди все фигуры как эта (по размеру).
• Найди не такую фигуру как эта (по размеру).
«Широкое - узкое»
Дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.
«Кто проворней»
(Д/и «Кукла идет в гости»)
Воспитатель раздает детям куклы и говорит: «Кто быстрее найдет свой наряд?». Дети находят соответствующего размера платья (сначала из 3 предложенных, а затем из 6).
«Чудесный мешочек»
В мешочке предметы разной величины. Воспитатель предлагает ребенку достать только большие (маленькие) предметы. Ребенок на ощупь определяет размер предмета.
«Красивый узор»
Воспитатель раздает детям листы бумаги и ставит на стол подносики с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет форму и вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, еще маленький квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д.) затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.
«Радуга»
Цель игры:
Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи.
Ход игры:
Воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру.
Радужная арка
У нас сияет ярко
Вот беда случилась с ней
Потеряла часть лучей
Лучи ребятки соберут
Все в порядок приведут
Станет радуга опять
Пуще прежнего сиять.
«Выбери пуговки»
Цель:
Воспитывать умение группировать предметы по величине.
Игровой материал:
2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие).
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т. д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.
«Найди домик»
Цель:
Воспитывать умение различать предметы по величине.
Игровой материал:
Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.
«Подарим мячи Мишке и Мишутке»
Цель: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по размеру, обозначать результаты сравнения большой – маленький, больше – меньше.
Ход игры:
Ребята, к нам пришли в гости Мишка и Мишутка. Чем отличаются медведи?
Давайте подарим им мячи? Какой мяч мы подарим Мишке? Какой Мишутке? Почему?
«Построим башенки»
Цель: Закрепить умение сравнивать два предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.
Ход игры:
Наши знакомые гномы принесли нам кубики. Что можно построить из кубиков? Гномы просили построить башенки для взрослых гномов и для малышей. Какую по высоте башенку нужно построить для взрослых гномов? Какую для малышей? Какая башенка выше? Какая ниже? Как это можно проверить?
«Подбери ленточки для кукол»
Цель: Закреплять умение сравнивать два предмета по ширине, используя прием наложения.
Ход игры:
Куклы собираются на праздник. У них две ленты. Даша хочет бант из широкой ленты, а Маша из узкой. Ребята, найдите широкую и узкую ленты. Какая лента широкая? Какая узкая? Какая лента шире? Какая уже? Как вы узнали? Теперь мы можем завязать куклам красивые банты.
«Чья дорожка длиннее»
Цель: Упражнять детей в умении сравнивать два предмета по длине, использовать приемы приложения.
Ход игры:
Детям предлагается сделать из деталей дорожку любой длины. Затем воспитатель просит сделать еще одну дорожку, которая должна быть длиннее, чем предыдущая. После выполнения задания предложить детям на длинную дорожку поставить зайчонка, на короткую цыпленка. По какой дорожке идет зайчонок? По какой идет утенок? Как проверить какая дорожка длиннее, какая короче? А может они равные по длине?