Исетова Дина Каиргалеевна
Картотека прогулок в старшей группе «Сентябрь»
Сентябрь
Карточка 1
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;
• учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время;
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
• Какое сейчас время года?
• Как вы догадались, что осень?
• Перечислите характерные признаки осени.
• Почему осенью стало холоднее?
• Что делает человек осенью?
Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?
Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.
Публикация «Картотека прогулок в старшей группе „Сентябрь“» размещена в разделах
- Осенние прогулки и наблюдения
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Прогулки. Сентябрь
- Старшая группа
- Темочки
Трудовая деятельность: Уборка участка детского сада от опавших листьев. Оборудование: метелки, пакеты для листьев.
Цели: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы.
Подвижные игры:
«Третий лишний». Цели: учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега.
• «Совушка». Цели: учить ориентироваться в пространстве; развивать интерес к игре.
«Кто самый меткий?». Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость.
Оборудование: свисток, маска совы, мешочки с песком.
Индивидуальная работа: прыжки с продвижением вперед.
Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.
Самостоятельная деятельность детей: игры с песком — печем пироги с морковкой, картошкой.
Сентябрь
Карточка 2
Наблюдение за крапивой
Цели: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.
Ход наблюдения
Красиво выглядит крапива, А поступает некрасиво: Чем к ней нежнее прикасаются, Тем хитрая больней кусается.
О каком растении говорят? (О крапиве.) Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Давно русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна.
Крапива — многолетнее травянистое растение; распространено по всей территории нашей страны. Растет вдоль дорог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне — августе.
Правила поведения на природе
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности.
Трудовая деятельность: Работа на экологической тропе: уборка мусора возле водоема. Оборудование: грабли, метелки, пакеты для мусора. Цели: приучать к чистоте и порядку.
Подвижные игры:
«Не упади» Цель: закреплять умение передавать мяч назад и вперед прямыми руками.
«Жмурки» Цель: учить соблюдать правила игры.
• «Кто дальше?» Цель: учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил.
• Оборудование: платок, мяч, свисток.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).
Прыжки на двух ногах до флажка и обратно.
Самостоятельная игровая деятельность: Посчитать, сколько стволов в кусте, сколько гроздей.
Сентябрь
Карточка 3
Наблюдение за разными видами транспорта
Цели:- расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении.
Ход наблюдения
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Как выглядит автобус?
• Что находится внутри автобуса?
• Для чего нужны поручни?
• Какие автобусы ездят по нашему городу?
• Как едет автобус?
Через определенные отрезки пути автобус останавливается. На каждой остановке водитель нажимает специальную кнопку, чтобы открылись двери. После того как пассажиры вышли, а другие вошли, шофер закрывает двери, и автобус едет до следующей остановки.
Трудовая деятельность: Коллективная работа на огороде по уборке мусора. Оборудование: грабли, пакеты, лопатки. Цель: формировать навыки коллективного труда.
Подвижные игры:
«Волк и козлята», «Иголка, нитка, узелок». Цели: учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил;
• «Смелые ребята» - развивать быстроту и реакцию.
• Оборудование: маска волка, скакалка, свисток.
Индивидуальная работа: Развитие прыжков.
Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.
Самостоятельная деятельность детей: игры со скакалками.
Сентябрь
Карточка 4
Наблюдение за пауком
Цели: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях
Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетет,
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец. (Паук.)
На кусты туман набросил Золотистые шелка, На опушке, возле сосен, Слышу прялку паука. Он без устали и рьяно Нить прядет, сплетая сеть, Чтоб над стеблями бурьяна Вместе с ветром пролететь.
• Как выглядит паук? Как он передвигается? Где живет и чем питается? Как паук ловит насекомых? Есть ли враги у паука? Как по поведению пауков можно предсказывать погоду? Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете? Где зимуют пауки?
Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.
Трудовая деятельность: Сбор семян. Оборудование: пакеты.
Цель: закреплять умение аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить.
Подвижные игры:
«Добеги и прыгни», «Попрыгунчики». Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.
Оборудование: свисток.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней лицом и боком).
Самостоятельная деятельность детей: игры с листьями.
Сентябрь
Карточка 5
Наблюдение за одуванчиком
Цели: продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком.
Ход наблюдения
«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке— одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит — одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда» (С. Красиков).
«Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время — одуванчик раскрывается в 5—6 часов утра, а к 2—3 часам дня уже гаснут желтые огоньки» (Д. Зуев).
• К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков.
Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек, а все растение — до трех тысяч!
Ярко-желтый одуванчик! Ты зачем сменил кафтанчик? Был красивым, молодым, Стал, как дедушка, седым!
Воспитатель задает детям вопросы.
• Как выглядит одуванчик? Как распространяются его семена?
Трудовая деятельность: Сбор лекарственных растений. Оборудование: пакеты.
Цель: учить правильно собирать лекарственные растения.
Подвижные игры: «Совушка» Цель: учить действовать по сигналу.
«У оленя дом большой» Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом.
Оборудование: маска совы.
Индивидуальная работа: «Смелые ребята».
Цели: упражнять в быстром беге.
Самостоятельная деятельность детей: игры с песком.
Сентябрь
Карточка 6
Наблюдение за муравьем
Цели: расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях.
Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Он — работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
• Как выглядят муравьи? Как они передвигаются? Чем питаются? Как называется муравьиный дом? Из чего муравьи строят свой дом? Какие враги есть у муравьев? Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы знаете? Как готовятся муравьи к зиме?
Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, мед-ведь, муравьед.
Трудовая деятельность: Сбор урожая кабачков на огороде. Оборудование: ведерки.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща.
Подвижные игры:
«Один — двое», «Пройди бесшумно».
Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).
Оборудование: свисток.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: воспитывать выносливость.
Самостоятельная деятельность детей: рассматривание паука через лупу.
Сентябрь
Карточка 7
Наблюдение за мать-и-мачехой
Цели: продолжать знакомство с лекарственными растениями.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку. Он и мачеха, и мать.
Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)
Есть у цветов мать-и-мачехи интересная особенность: они открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь — берегут капельку сладкого и драгоценного нектара. Когда цветочек мать-и-мачехи отцветает, он превращается в белую пушистую шапочку. Природа снабдила каждое семечко маленькой воздушной пушинкой — парашютиком, — которая помогает ему улететь подальше от материнского растения. Когда семечко приземляется, парашютик отпадает.
Собирают листья в июне, июле. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство.
Трудовая деятельность: Сбор лекарственных растений. Оборудование: пакеты.
Цель: пополнить фитобар детского сада.
Подвижные игры:
«Каких листьев больше?».Цель: развивать быстроту бега, мышление, ловкость.
«Мой веселый звонкий мяч» Цель: учить отбиванию мяча от земли.
Оборудование: мяч, свисток.
Индивидуальная работа: «Прыгни дальше».
Цель: учить прыгать в длину с разбега.
Самостоятельная деятельность детей: Нарисовать что-либо по желанию на влажной земле.
Сентябрь
Карточка 8
Наблюдение за грузовым автомобилем
Цель: учить отличать грузовой автомобиль от легкового.
Ход наблюдения
Мощный транспорт — грузовик Тяжести возить привык. Для чего машине кузов? Чтобы в нем возили грузы!
Воспитатель задает детям вопросы.
• Для чего нужны грузовые автомобили?
• Что они перевозят?
• Назовите некоторые виды грузовых автомобилей и объясните, для чего они нужны?
• Каким автомобилем сложнее управлять — грузовым или легковым?
Трудовая деятельность:
Уборка опавших листьев. Оборудование: метелки, пакеты для листьев.
Цели: приучать доводить начатое дело до конца;.
Подвижные игры:
«Горелки», «Волк во рву». Цели:
— учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя;
— развивать ловкость.
Оборудование: свисток, маска волка.
Индивидуальная работа: Ходьба по бревну.
Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие.
Самостоятельная деятельность детей: Собрать мелкие камешки в корзину.
Сентябрь
Карточка 9
Наблюдение за кошкой
Цели:
• закреплять знания о том, что кошка — домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки;
• воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой»,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью. (Кошка.)
Почему кошка — домашнее животное? Как выглядит домашняя кошка? Чем питаются кошки? Как называются детеныши кошки? Какие породы кошек вы знаете? Какую пользу людям приносят кошки?
• Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки?
Трудовая деятельность:
Сбор урожая на огороде. Оборудование: ведра.
Цель: воспитывать чувство удовлетворения от собранного урожая.
Подвижные игры:
«Кто дольше простоит на одной ноге?», «Жмурки». Цель: учить быстро действовать при потере равновесия.
Оборудование: платок, свисток.
Индивидуальная работа:
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад).
Самостоятельная деятельность детей: рисование на песке.
Сентябрь
Карточка 10
Наблюдение за работой дворника
Цели: расширять знания о труде взрослых осенью.
Ход наблюдения
Ветер с листьями играет,
Листья с веток обрывает,
Листья желтые летят
Прямо на руки ребят.
Воспитатель задает детям вопросы: Какие орудия труда нужны дворнику для работы? Какую работу выполняет дворник осенью? Для чего нужна работа дворника? Как мы можем помочь дворнику?
Трудовая деятельность:
Пересадка цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки). Оборудование: горшки, лопатки, лейка.
Цель: учить осторожно выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки. Подвижные игры:
«Кот и мыши».
Цели: продолжать учить соблюдать правила игры;
• активизировать двигательную активность.
«Уголки». Цель: закреплять ловкость, быстроту бега.
Оборудование: маска кота, свисток.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: развивать навыки бросания мяча в цель.
Самостоятельная деятельность детей: составить из листьев узор на асфальте.