Лариса Амельченко
Картотека «Подвижные игры в подготовительной к школе группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека подвижных игр в подготовительной к школе группе
Бег шеренгами
Задачи. Учить детей ходить шеренгой с разными положениями рук: на плечах сцепленные впереди, убегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение действовать по сигналу, согласованно, ловкость, быстроту движений.
Публикация «Картотека „Подвижные игры в подготовительной к школе группе“» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подвижные игры для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
Ход игры.
1 вариант. Команды выстраиваются шеренгами (на расстоянии 15 – 20 шагов, можно дать им названия «Ракета» и «Спутник». По сигналу дети одной из команд, взявшись за руки, идут вперед, стараясь соблюдать равнение. Когда до другой шеренги, участники которой сидят на земле, остается 2 – 3 шага, воспитатель дает команду: «Беги!». Дети первой шеренги расцепляют руки и бегут в свой дом, а ребята второй шеренги стараются их осалить. При повторе, команды меняются ролями.
2 вариант. Каждый раз дети обеих команд должны принимать определенное исходное положение, например: те, кто наступает, могут брать друг друга под руки, класть руки на плечи, сцеплять их впереди; те, кто ожидает приближения соперников, могут стоять спиной или боком к ним.
Будь внимателен
Задачи. Учить детей быстро бегать за предметами, слушая команду, какой из предметов нужно принести. Развивать внимание, ловкость, быстроту движений.
Оборудование. Флажки, мячи, погремушки.
Ход игры.
1 вариант. На одной стороне площадки 5 – 6 играющих, на противоположной (дистанция 8 – 10 метров) стороне, напротив каждого лежат три предмета (кубик, погремушка, флажок). На сигнал: «Беги!», дети устремляются к предметам. Примерно на середине пути следует сигнал, какой из трех предметов нужно взять, например кубик. Дети берут названный предмет и бегут с ним на исходную линию, выигрывает тот, кто первым принес предмет, если взят не тот предмет, нужно вернуться и заменить его.
2 вариант. Детям сразу сказать, какой предмет принести. Прибежать, взять предмет и поднять его вверх.
Быстрее возьми
Задачи. Учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры.
1 вариант. Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки, которых должно быть на один предмет меньше. Не сигнал: «Быстро возьми!» - каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел взять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется.
2 вариант. Дети выполнять танцевальные движения, разные виды ходьбы.
3 вариант. Предметов может быть меньше на 3 – 4 .
Веревочка
Задачи. Учить детей быстро бегать, стараясь дернуть за веревку. Развивать быстроту, ловкость.
Ход игры.
1 вариант. На пол кладут веревочку длиной 1 метр. На расстоянии 5 – 6 метров от ее концов ставят флажки. Двое детей встают у концов веревки лицом к своим флажкам. По сигналу: «Раз, два, три, беги», дети бегут каждый к своему флажку, обегают его, возвращаются и дергают другой конец веревки. Побеждает тот, кому это удалось сделать первым.
Второй вариант. Под двумя стульчиками, стоящими спинками друг к другу кладется скакалка. Дети сидят на стульях. Пока звучит музыка, дети бегают вокруг стульев, как только музыка останавливается, дети должны сесть на свой стул и схватить конец скакалки. Тот, кто сделал первый – победил.
Второй лишний
Задачи. Учить детей быстро бегать по кругу, становясь впереди ребенка. Развивать внимание, реакцию. Воспитывать интерес к подвижным играм.
Ход игры. Дети становятся по кругу, расстояние между ними должно быть не менее 1 – 2 шагов. За кругом находится двое водящих. Один из них убегает, другой старается догнать его. Убегающий ребенок, спасаясь от ловящего, становится впереди какого-то ребенка. Если он вбежал в круг и встал, пока его не запятнали, его уже нельзя салить. Теперь должен убегать ребенок, который оказался вторым. Если ловишка успел коснуться убегающего, то они меняются ролями.
Бегать олько вне круга, не пересекать его, не хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не слишком долго, чтобы все могли включиться в игру.
Горелки
Задачи. Учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.
Ход игры. Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2 – 3 шагов проводится линия. По считалке выбирается ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три – беги!
С окончанием слов, дети, стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой – слева, стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.
Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары, становится ловишкой. Если ловишка, не поймал, он остается в той же роли.
Во время произнесения слов, ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.
Два Мороза
Задачи. Учить детей бегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увертываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлестом голени, боковой галоп.
Ход игры.
На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становятся водящие – Мороз – красный нос и Мороз – Синий нос. Они говорят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые,
Я Мороз – красный нос,
Я – Мороз – синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Дети отвечают хором:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
После этого они перебегают через площадку в другой дом, Морозы их догоняют и стараются заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания пробежки. Морозы подсчитывают, сколько играющих удалось заморозить, при этом учитывается, что играющие, выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.
Догони свою пару
Задачи. Учить детей быстро бегать в заданном направлении, стараясь догнать свою пару. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту движений. Способствовать проявлению выносливости.
Ход игры. Дети встают парами на одной из сторон площадки: один впереди, другой сзади – отступя 2 – 3 шага. По сигналу воспитателя, первые быстро перебегают на другую сторону площадки, вторые их ловят – каждый свою пару. При повторении игры дети меняются ролями.
Усложнение. Запятнать свою пару мячом.
Догони соперника
Задачи. Учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую быстро, чтобы не осалили другие дети. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений, ловкость.
Ход игры. Две шеренги детей располагаются перед стартовыми линиями на расстоянии 5 шагов одна от другой, в 15 – 20 шагах от стартовой линии очерчивается дом. По сигналу все одновременно начинают бег: дети, находящиеся сзади стараются осалить бегущих впереди. После подсчета осаленных, дети меняются ролями. При повторе шеренги меняются местами.
Усложнение. Дети убегают разными видами бега.
Жмурки
Задачи. Учить детей бегать по площадке врассыпную, двигаться с завязанными глазами, слушая предупредительные сигналы. Развивать умение быстро перемещаться по залу, ловкость, быстроту действий.
Ход игры.
1 вариант. Выбирается водящий – жмурка. Он встает в середину комнаты, ему завязывают глаза, поворачивают нескоьлко раз вокруг себя. Затем все дети разбегаются по комнате, а водящий старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности для водящего, дети должны предупредить словом «Огонь!». Поймав кого-нибудь, водящий передает свою роль пойманному.
2 вариант. Если игра проходит на улице, то очерчивается граница, за которую играющие не имеют права забегать. Переступивший условленную границу, считается сгоревшим и обязан заменить ведущего.
Коршун и наседка
Задачи. Учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.
Ход игры. В игре участвую 8 – 10 детей. Одного из игроков выбирают коршуном, другого – наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держатся друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не дает коршуну схватить цыпленка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыпленок идет в гнездо коршуна.
Краски
Задачи. Учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.
Ход игры.
1 вариант. Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Хозяин приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:
- Тук! Тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За голубой?
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубых сапожки, поноси да назад принеси!». Если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например: скачки на одной ножке по красной дорожке.
2 вариант. Разговор повторяется, если покупатель угадал краску, продавец говорит сколько стоит, и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком, ребенок, изображавший краску, убегает, а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в установленное место.
Ловишки (с ленточками)
Задачи. Учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.
Ход игры.
1 вариант. Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!», дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянут ленточку. По сигналу: «Раз, два, три. В круг скорее беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется.
2 вариант. Чертится круг. В центре стоит ловишка. По сигналу: «Раз, два, три – лови!», дети перебегают круг, а ловишка пытается схватить ленту.
Лягушки и цапля
Задачи. Учить детей подпрыгивать на месте из глубокого приседа, прыгать через веревку, расположенную на высоте 15 см, разными способами: двумя ногами, одной, с разбега, стараясь, чтобы цапля не поймала. Развивать ловкость, быстроту движений.
Ход игры. В середине площадки обозначают болото, вбивают колышки высотой 15 см., на них вешают веревку с грузиками так, чтобы она не провисала. В стороне от болота цапля. Лягушки прыгают в болте, ловят комаров. По сигналу «Цапля!» - она перешагивает через веревку и начинает ловить лягушек. Они могут выскакивать из болота любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега. Пойманные лягушки идут в гнездо цапли. Перешагнувший через веревку считается пойманным, модно только перепрыгивать.
Усложнение. Ввести вторую цаплю, поднять веревку на высоту – 20 см.
Мороз – красный нос
Задачи. Учить детей бегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увертываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлестом голени, боковой галоп.
Ход игры.
На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз – красный нос, он говорит:
Я Мороз – красный нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?
Дети отвечают хором:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось заморозить, при этом учитывается, что играющие, выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.
Не наступи
Задачи. Учить детей прыгать через палочку боком вправо, влево. Развивать чувство ритма, чередуя прыжки вправо, влево; внимание, ловкость. Укреплять мышцы ног.
Ход игры. Дети кладут возле себя на землю палочку длиной 40 см, и встают от них справа. Под счет воспитателя пр
Не попадись
Задачи. Учить детей перепрыгивать через шнур на двух ногах вперед, назад, делая взмах руками, толчок ногами. Развивать ловкость. Укреплять своды стоп.
Ход игры. Дети располагаются вокруг шнура, положенного в форме круга. В центре двое водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг, и выпрыгивают по мере приближения ловишек. Кого успели запятнать, получает штрафное очко. После подсчета пойманных, меняются ловишки и игра возобновляется.
Усложнение. Дети запрыгивают в круг на одной ноге или боком.
Перемена мест
Задачи. Учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую шеренгой, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение строиться в шеренгу ровно, действовать согласованно, по сигналу. Закреплять боковой галоп, бег с прямыми ногами.
Ход игры. Две команды по 8 – 10 человек выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки за линиями городов (дистанция 10 – 12 метров, расходятся на ширину вытянутых рук. По сигналу бегут навстречу друг к другу, стараясь как можно быстрее оказаться за чертой противоположного города, затем поворачиваются лицом к центру площадки и строятся в шеренгу. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.
Усложнение. Перебегать боковым галопом, с прямыми ногами.
Перемени предмет
Задачи. Учить детей быстро перебегать на противоположную сторону площадки, брать предмет и передавать своему товарищу. Развивать умение действовать в команде, соблюдать правила, ловкость, общую выносливость. Воспитывать настойчивость в достижении положительных результатов.
Ход игры. На одной стороне площадке за линией становятся играющие, образуя 4 – 5 колонн. На противоположной стороне площадки напротив каждой колонны очерчены круги диаметром 60 – 80 см. Каждый первый в колонне держит в руках мешочек с песком, кубик или другой предмет. В центр каждого кружка кладется такой же предмет. По сигналу, игроки бегут к кружкам, кладут предмет и берут другой, затем возвращаются бегом на свое место. Прибежавшие передают предмет стоящим сзади них, а сами бегут в конец колонны. Когда все выполняют задание, отмечается колонна, набравшая большее количество выигрышей.
Усложнение. Бежать за предметом змейкой между кеглями, не уронив кегли.
Простые ловишки
Задачи. Учить бегать врассыпную, увертываться от ловишки. Развивать быстроту движений, умение действовать по сигналу.
Ход игры. Дети находятся на площадке, ловишка стоит на середине площадки. По сигналу: «Раз, два, три – лови!», все дети разбегаются по площадке, увертываясь от ловишки. Тот, кого ловишка запятнал, отходит в сторону.
Усложнения.
- Ловишка не может ловить того, кто успел присесть.
- Нельзя ловить того, кто успел остановиться и встать на одну ногу.
- Ловишка должен осалить убегающих мячом.
- Нельзя ловить тех детей, которые вовремя успели встать на какой-нибудь возвышающийся предмет.
Прыгни – повернись
Задачи. Учить выполнять ритмичные прыжки на месте по счет, выполняя задание: повернуться на 360 градусов, подтянуть ноги к груди, обхватив их руками. Учить детей отталкиваться и приземляться на обе ноги. Развивать ловкость, вестибулярный аппарат. Укреплять мышцы ног.
Ход игры.
1 вариант. Дети, стоя свободно, выполняют три прыжка на месте в обруче (диаметр 1 м) на четвертом высоком прыжке стараются в верхней точке взлета подтянуть колени согнутых ног к груди, обхватить их руками, затем быстро разогнуть ноги и мягко приземлиться.
2вариант. Вместо сгибания ног выполнить поворот на 360 градусов.
Пятнашки
Задачи. Учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.
Ход игры.
1 вариант. Выбирается водящий, который получает цветную повязку и становится в центр площадки. После сигнала: «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и запятнать. Тот, кого запятнал водящий, отходит в сторону. После 2 – 3 повторений, ловишка меняется.
2 вариант. Нельзя пятнать того, кто успел встать на одну ногу.
Салки – не попади в болото
Задачи. Учить детей бегать, не забегая за зрительные ориентиры, с увертыванием. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.
Ход игры.
1 вариант. На площадке палочками, шишками, камешками обозначается место, куда нельзя забегать – болото (муравейник, огород). Выбирают ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить. Осаленный ловишкой, выходит из игры.
2 вариант. Ловишка стоит в центре круга, начерченного на земле или выложенного шнура. Дети забегают в круг и выбегают из круга, а ловишка пытается осалить того, кто не успевает выбежать из круга.
Салки со скакалкой
Задачи. Учить детей бегать парами, тройками по площадке, держась за скакалку, стараясь осалить детей, бегающих врассыпную. Развивать умение действовать согласованно в парах, тройках, координацию движений, ловкость.
Ход игры. Двое детей берут обычную короткую скакалку, бегут по площадке, стараясь свободной рукой осалить остальных детей, убегающих от них. Первый пойманный становиться между водящими, берется одной рукой за середину скакалки и включается в ловлю. Чтобы тройка водящих освободилась от своих обязанностей, надо каждому из них поймать по одному игроку.
Усложнение. В игру включить 2 пары ловишек.
Собери флажки
Задачи. Учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую, стараясь быстро поднять флажок, держать флажки крепко, стараясь не уронить. Развивать у детей ловкость, быстроту движений, координацию, внимание.
Ход игры. На площадке расставлены флажки через каждые 8 – 10 метров. В первом ряду флажков должно быть на два меньше, чем играющих, во втором ряду еще на 2 меньше. Таким образом, если играют 10 детей, то флажков должно быть в каждом ряду 8, 6, 4, 2, 1. По сигналу дети бегут, каждый старается завладеть флажком в первом ряду. Двое, не успевших это сделать, выбывают из игры. После второго этапа ос
Чья колонна быстрее построится
Задачи. Учить детей двигаться по площадке в разных направлениях, по сигналу строится в три колонны в соответствии с предметами, находящимися в руках. Развивать внимание, умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве.
Ход игры.
1 вариант. Дети распределяются на три группы с одинаковым числом игроков. Каждая группа выбирает определенный предмет, например шишку или камешек. Все дети одной группы имеют один и тот же предмет. В разных концах площадки выбирают места для этих групп – пенек, куст, дощечка, которые обозначаются таким же предметом. Под удары бубна все ходят или бегают в разных направлениях. По сигналу «На места» бегут и строятся у соответствующего предмета в колонну.
2 вариант. Воспитатель дает сигнал: «Стой!». Дети останавливаются, закрывают глаза, а педагог в это время меняет места предметов. Затем подает сигнал: «На места!». Дети открывают глаза, бегут к своим предметам и строятся.
Эстафета парами
Задачи. Учить детей бегать в парах, держась за руки, стараясь прибежать к финишу вперед своих соперников. Развивать выносливость, ловкость.
Ход игры. Дети становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне ориентиры. По сигналу первые пары, взявшись за руки, бегут до ориентиров, обегают их и возвращаются в конец колонны. Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание и не разъединят руки во время бега.
Усложнение. Дети встают спиной друг к другу и сцепляются локтями.