ольга волкова
Картотека подвижно дидактических игр для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека музыкально-дидактических игр для средней группы
«Попади в корзину»
1. Задачи: учить осуществлять количественный счет; развивать глазомер, ловкость, сознательное запоминание счета, навыки контроля и помощи сверстникам.
Материалы: желуди, 2 корзины
Ход игры: детям предлагается разделиться на две подгруппы и попасть желудем в корзину, стоя у обозначенной линии. Затем каждая подгруппа осуществляет количественный счет попавших в корзину желудей.
Темочки:
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Средняя группа
- Темочки
Целевые ориентиры: Закреплять у детей правильное выполнение задания: замах и бросок осуществлять, не задерживая руку, корпус наклонять вперед; считать, не пропуская числительных.
Игра «Кто дольше?»
Задачи: закрепить навык счета до 5; развивать ловкость, волевое усилие.
Материалы: картинки со львом по количеству детей, медаль
Ход игры: дети соревнуются в сохранении равновесия на одной ножке, а воспитатель вместе с детьми осуществляет счет: сколько каждый простоял. Победитель награждается «золотой» медалью, а дети получают картинки со львом – символом силы, могущества и величия.
Целевые ориентиры: Дети стоят как можно дольше, счет осуществлять, не пропуская чисел.
Игра «Пловцы за жемчугом»
Задачи: закрепить знание цифр и умение пересчитываться на первый-второй; развивать внимание, зрительную ориентировку, ловкость, быстроту и координацию движений, умение действовать по сигналу.
Материалы: картинки разного жемчуга, ложки, бусинки.
Ход игры: Царица числа 2 знакомит детей со своим любимым камнем – жемчугом, который можно найти только в воде, в раковинах ракушек (показ картинок). Дошкольники рассматривают жемчуг, отмечая его необычную расцветку, называют цвета и оттенки (белый, розовый, сиреневый, серый, черный). Далее детям предлагается встать в ряд и рассчитаться на первый-второй, разделиться на 2 команды (по номерам, согласно цифрам, показанным воспитателем (1 и 2). Члены команд поочередно, выполняя быструю ходьбу по прямой, переносят жемчужину в ложке и кладут на поднос. Выполнив задание, все вместе считают собранный жемчуг и делают выводы о количестве собранного жемчуга в командах (выясняют, у кого больше).
Целевые ориентиры: Дети стараются правильно и быстро выполнять задания: движения выполнять, не наталкиваясь друг на друга; при разделении на команды (пересчёте) не пропускать идущие по порядку числа и запоминать свой номер, исходя из показанной карточки; при ходьбе не ронять предметы; двигаться быстро; вернувшись, отдать ложку следующему игроку и встать в конец колонны.
Игра «Ручеек»
Задачи: закрепить знание цифр 1 и 2; развивать внимание, быстроту, ловкость и координацию движений, умение действовать по сигналу.
Ход игры: педагог предлагает детям сначала выполнить перестроения по сигналу (показу карточки с цифрой, а затем поиграть в игру «Ручеек»: увидев цифру 1, дети становятся в колонну по одному, цифру 2 – перестраиваются в пары, взявшись за руки, поднимают их вверх, образуя «воротца». Ребёнок, оставшийся без пары, будет «ручейком», он пробегает под «воротцами», прогнувшись, поворачивая голову из стороны в сторону, и выбирает одного человека из любой пары, становится в пару с ним. Ребенок, оставшийся без пары, – следующий «ручеек».
Целевые ориентиры: Дети на быстро и правильно выполняют задания: действуют по сигналу – карточке; смену движений выполняют быстро, сохраняя равновесие, не мешая друг другу; имитируя течение ручейка, проходя под «воротцами», прогибают спину, голову держат прямо.
Игра «Собери драгоценные камни в сундуки»
Задачи: закрепить знание цифр 1, 2, 3 и последовательности их построения в ряду друг за другом; развивать мышление, внимание, быстроту реакции на сигнал, самостоятельность в решении задачи, навыки контроля и самоконтроля.
Материалы: цветные шарики с цифрами, иголки с лентой, сундуки с изображением цифры.
Ход игры: детям раздаются цветные шарики («драгоценные камни») с цифрами от 1 до 3. Игроки разбегаются по залу, присаживаются на корточки. Ведущим раздаются «иголки» с лентой и карточки с изображением сундука с цифрой, в который они должны положить камни. По сигналу ведущие выполняют бег змейкой, собирают «камни» в порядке следования цифр друг за другом, «складывают» в сундук «драгоценные камни».
Вопросы: Какая цифра первая? Почему? За какой цифрой идет 2? Что больше: 1 или 2? На сколько? За какой цифрой идет 3? Что больше: 2 или 3? На сколько?
Целевые ориентиры: Дети собирают камни в порядке следования цифр, друг за другом, бегают змейкой. Ребенок, на которого показала «иголочка», должен зацепиться за ленту позади ведущего или крайнего в цепочке ребенка – встать последним.
Игра «Встань первым»
Задачи: закрепить навык порядкового счета; развивать внимание, быстроту реакции, умение действовать по сигналу.
Ход игры: воспитатель предлагает детям выполнить ходьбу в колонне по одному вслед за ведущим. Затем, называя имя одного из детей (все остальные дети останавливаются, дает ему задание перебежать в начало колонны и произнести «Я первый!», после чего ходьба продолжается. Все остальные дети упражняются в порядковом счете, продолжая за ведущим: «2-й, 3-й, 4-й…». Игра повторяется 2–3 раза.
Целевые ориентиры: Дети выполняют правильно задания: ходьбу с высоким подниманием коленей; счет производить быстро, без пропуска идущих по порядку чисел.
Игра «Озеро слез»
Задачи: развивать внимание, быстроту реакции и мышления, самостоятельность (инициативу);
Материалы: бутылочка с жидкостью, геометрические фигуры, фигурки животных.
Ход игры: распределив предметы, Кролик показывает детям предмет из сундучка - бутылочку «Выпей меня», с помощью которой Алиса стала большой. Испугавшись, она наплакала целое море слез, в котором оказались все животные. Кролик просит детей спасти всех животных, расселяя их на островки из геометрических фигур.
Детям необходимо проползти между островками из геометрических фигур и разместить на них животных, а затем, быстро встав в круг, сосчитать количество игрушек на островках.
Целевые ориентиры: Дети быстро и правильно выполняют задания: ползают быстро, не опускаясь на колени и не наталкиваясь друг на друга, любым способом, но так, чтобы игрушка не упала.
Игра «Помири цифры»
Задачи: развивать быстроту реакции на сигнал, сосредоточенность, мышление; закреплять количественный счет предметов и соотнесение его с цифрой.
Материалы: карточки с цифрами.
Ход игры: детям предлагается взять с ковра любую цифру и после окончания фразы, произнесенной воспитателем, восстановить порядок в последовательности цифр, построившись друг за другом.
Ну-ка, цифры, стройтесь в ряд!
Устраните весь разлад!
Дети проверяют счетом правильность построения, называя свою цифру, а затем отвечают на вопросы, уточняя порядковый счет и правильно называя числительные: «Каким по счету стоит Ваня? А Слава? Лиза? Настя?».
После слов: «Цифры, цифры, не робей! Встаньте к знакам поскорей!»- дети с цифрами в руках становятся в пары и определяют, с какой стороны знака, расположенного на полу, им встать. Затем читают полученные выражения.
После выполнения упражнения дети располагают свои цифры в домах на макете города, посчитав количество предметов в каждом из них.
Целевые ориентиры: Дети быстро находят свое место в колонне.
Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Задачи: развивать внимание, память, связную речь, ловкость движений; поддерживать интерес детей к совместным играм, обращая внимание на дружеские занятия- увлечения; закреплять понятия «вчера», «завтра» в играх с мячом.
Материалы: мяч
Ход игры: детям предлагают, сидя в кругу (перебрасывая мяч любому ребенку, помочь другу продолжить фразу, называя предлагаемое действие- занятие друга: «Сегодня я…»; «Вчера я…»; «Завтра я…».
Целевые ориентиры: Дети осуществляют бросок правильно двумя руками, стараясь не уронить мяч и не отбирая его у товарища. Побуждать детей вспоминать любимые занятия друг друга, продолжая фразы.
Игра «Смело отвечай, вперед шагай»
Задачи: развивать внимание, сообразительность, целеустремленность; совершенствовать умение работать с занимательными математическими задачами-шутками, логическое мышление, внимание; воспитывать интерес к математике, настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь; стимулировать мыслительную деятельность детей в процессе движений, развивать быстроту в играх-соревнованиях.
Ход игры: дети становятся у черты и выстраиваются в шеренгу. Им предлагается решить занимательные задачи по математике, отвечая правильно на вопрос и передвигаясь на шаг вперед. Кто первым достигнет башни форта, то получит право подобрать ключ к сундучку и открыть его.
Задачи:
-Cколько спинок у трех свинок?
-Сколько хвостов у двух котов?
-Сколько рогов у двух быков?
- Сколько носиков у тебя?
-Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит?
-Сколько домишек у ста муравьишек? (один)
-Каким гребнем голову не причешешь? (Петушиным.)
-Как можно принести воду в решете? (Заморозить ее.)
-Сколько задних лап у двух зайчат?
-Сколько животиков у пяти бегемотиков?
-Ты да я, да мы с тобой? Сколько нас всего?
Выигравшему ребенку вручается последний золотой ключик.
Целевые ориентиры: рассказать детям, что надо быть внимательными, думать и отвечать быстро, стараясь опередить ответом товарища
Игра «Почини ковер-самолет»
Задачи: развивать внимание, быстроту, ловкость и координацию движений, логику мышления; учить находить одинаковые геометрические формы, устанавливая между ними равенство.
Материалы: гимнастический коврик с отверстиями в виде геометрических фигур, геометрические фигуры.
Содержание: гном дарит детям ковер самолет, но для того, чтобы он полетел, необходимо залатать в нем «дыры», имеющие форму геометрических фигур, найдя и соединив две одинаковые по форме, цвету и размеру геометрические фигуры необычным способом (разными частями тела.)
Вопросы: назовите формы, которые вы соединили. Почему они равны?
Далее гном просит детей посчитать все геометрические фигуры-заплатки на ковре:
-Сколько здесь квадратов? (3)
-А прямоугольников? (1)
-Сколько кругов? (2)
-Сколько треугольников? (4)
Целевые ориентиры: Дети закрывают пустые силуэты геометрических форм недостающими фигурами, соединяя их разными частыми тела. Например, правая рука- левая пятка, левое колено- правый локоть, левая нога- правое ухо, «мостик» из положения упор сзади и т. д.
Дети правильно выполняют движения. Смену движений выполнять, не наталкиваясь друг на друга.
Игра «Разложи все на свое место»
Задачи: развивать внимание (сосредоточенность, быстроту реакции и координацию движений, логику мышления; закреплять умение классифицировать предметы по одному признаку – принадлежности; вспомнить правило сравнения предметов без пересчета.
Материалы: веревка, полки для товара, игрушки, канцтовары, муляжи продуктов (конфеты, булки).
Ход игры: педагог показывает детям товар, который необходимо разнести по отделам, согласно знаку-символу. Тот, кто правильно и быстрее всех выполнить данное поручение, получит настоящую монету и сможет стать первым покупателем в магазине. Но надо быть осторожными – не попасться на коварные уловки (преграды) веревка у входа магазина, чтобы никого туда не входил. Детям предлагается перепрыгнуть через преграду и распределить весь товар на полках в магазине, таким же образом возвратиться назад.
Вопросы:
-Какие товары вы распределили?
-Назовите названия отделов по их значкам-символам. (Отдел игрушек, кондитерский, хлебобулочный, канцелярский и т. д.)
-Можно ли без пересчета товара сказать, в каком отделе больше (меньше) товара? (нет.)
Целевые ориентиры: Дети быстро и правильно выполняют задания: прыжки в высоту осуществлять взмахом рук, вынося их вперед, не наталкиваясь друг на друга. Побуждать детей быстро находить направление дальнейшего движения согласно знаку-символу, соотнося его с предметом в руках. Нацелить остальных детей на проверку правильности выполнения задания.
Игра «Быстро передай машинку»
Задачи: развивать внимание, память, быстроту движений и логику мышления; совершенствовать навыки счета; упражнять детей в ориентировке во времени при выполнении упражнений на скорость по секундомеру.
Материалы: машинки, корзины для раскладывания машинок.
Ход игры: светофорик очень любит порядок и ценит время, поэтому он предлагает детям быстро выполнить следующее задание: разделиться на две команды по сигналу и, встав друг за другом, навести порядок на дороге - передавать разбросанные на полу машинки над головой друг другу и складывать их в корзину. Измерение времени будет осуществляться песочными часами, в которых песок пересыпается за 1 минуту. По окончании времени педагог останавливает игру словами: «Минута прошла!». Все дети в команде считают количество машинок, переданное ими за это время.
Вопросы:
- Сколько передали машинок за минуту?
Целевые ориентиры: Дети быстро и правильно выполняют задания: надо передавать машинку над головой, не поворачиваясь к стоящему сзади товарищу, останавливаясь на сигнал - команду.
Игра «Разбуди обитателей замка»
Задачи: развивать зрительную память, быстроту и логику мышления детей, ловкость движений; закрепить умение обобщать предметы в группы по одному признаку, называя их (животные, птицы, люди, деревья и т. д.).
Материалы: веревки, картинки, игрушки.
Ход игры: дети по мгновению волшебной палочки попадают в сказку «Спящая красавица». Педагог напоминает детям о том, что, уколов палец о веретено, принцесса уснула, а вместе с ней спит и все королевство. И продолжается это уже 100 лет. Детям предлагается навести порядок в королевстве (ведь за 100 лет оно совсем заросло и запустело) и разбудить его обитателей до того, как принцессу разбудит прекрасный принц.
Выросшие большие кусты совсем загородили дорогу в замок. Необходимо, пробравшись через кусты, вернуть всех обитателей замка на прежнее место. Чтобы задание выполнить правильно, нужно быть предельно внимательными, а помощником-ориентиром для детей будут служить облака, трава, замок, пеньки.
- Подумайте, одинаковы ли эти объекты? Кто может обитать у этих важных объектов?
Дети пробираются сквозь заросли с картинками (муляжи животных, игрушками) в руках, изображающих насекомых (бабочек, стрекоз, людей (детей, слуг, повара, деревья (дуб, клен, рябину, птиц (голубей, синиц).
Вопросы:
-Почему у замка размещены дети, слуги, повара? (Это люди).
-Почему к облакам определили птиц? И т. д.
Отвечая на вопросы, дети считают количество одинаковых птиц (голубей-2, ласточек-3, сорок-3).
Целевые ориентиры: Дети внимательно выполняют задания: пробираясь через веревки, можно опираться об пол руками, вытягивая ноги, не путаясь в веревках. Обратить внимание детей на среду обитания того или иного объекта, делая соответствующие выводы о складывании одноименных предметов. Нацелить детей на подбор обобщающих слов к объектам, составляя задачу, выражая математическими знаками и читая правильно выражение.
Игра «Зима в Простоквашино»
Задачи: закрепить навык количественного счета; развивать внимание, быстроту реакции и координацию движений,
самостоятельность, инициативу.
Материалы: мягкий кубик с картинками
Ход игры: детям предлагается добраться до деревни
Простоквашино различными способами, а каким именно, они узнают, подбросив мягкий кубик с картинками, сопровождая бросок словами «Раз, два, три – картинку покажи».
Дети подбрасывают 3 раза кубик и ловят его двумя руками, рассматривают верхнюю картинку, выполняют движения соответственно картинке: «санки» – сидя на полу (ковре, передвигаются вперед, не сгибая ног в коленях; «коньки» – выполняют стойку на одной ноге (другая нога отведена назад, параллельна полу, руки в стороны, удерживая равновесие; «лыжи» – выполняют широкий скользящий шаг, руки согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулак; «сугробы» – выполняют ходьбу, высоко поднимая колени.
Выполнив движения, дети оказываются возле знакомого домика друзей.
Целевые ориентиры: Дети точно выполняют сменяемые действия, правильно выполняют задания: смену движений осуществлять быстро, не наталкиваясь друг на друга, соответственно картинке и только после бросания кубика с картинкой.