Олеся Кулибякина
Картотека пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Елочка»
Воспитатель
Кулибякина О. С.
Картотека пальчиковых игр для детей 5-6 лет, старшая группа.
Для чего нужны пальчиковые игры?
Развивает речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, ребенок активизирует речевые центры головного мозга;
Публикация «Картотека пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
Развивает умение воспитанника подражать нам, взрослым;
Учит вслушиваться в нашу речь и понимать ее;
Повышает речевую активность ребенка;
Создает благоприятную эмоциональную атмосферу;
Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять;
Делает речь более четкой, ритмичной, яркой, когда ребенок начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики.
Развивает память малыша. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
Развивает фантазию и воображение. Руками можно «рассказывать» целые истории. Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
Способствует освоению навыка письма. Кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими.
Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?
Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях минут по 5.
Пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:
1. Упражнения для кистей рук.
Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Кроме этого, гимнастика с этими играми:
- учит детей повторять за взрослыми, то есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;
- учит напрягать и расслаблять мышцы;
-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;
- учит переключаться с одного движения на другое.
2. Упражнения для пальцев условно статические.
Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, используя именно эти упражнения (после их усвоения, можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.
3. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Номер п/п Пальчиковые гимнастики и стихотворения с движением
1. «Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
Потянули…
Покрутили…
Постучали…
И открыли!
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
(Тянем кисти в стороны.)
(Волнообразные движения.)
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
(Пальцы расцепились.)
2. «У девочек и мальчиков»
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков :
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит чванный,
Пятый — мизинец, принес вам гостинец.
(Дети проговаривают стихотворение и поочередно показывают пальчики.)
3. «Помиримся»
Два больших пальца спорят :
Кто главней из них двоих?
Не дадим случиться ссоре
И помирим тут же их.
(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)
(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)
(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)
4. «Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком,
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
(Движения средних пальцев в быстром темпе.)
(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
(Стук кулаками по поверхности стола.)
5. «Маланья»
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой!
Они не пили и не ели,
На Малинью все глядели
И все делали вот так…
( Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)
(Сложить руки углом, показывая «избушку».)
(Показать семь пальцев.)
(Очертить брови пальцами.)
(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)
(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)
(Очертить большой круг вокруг головы.)
(Показать руками большую бороду.)
(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)
(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)
(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)
6. «Помощники»
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немного,
Но дадим им отдохнуть.
(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)
7. «Удивительно»
Наши пальцы сжались тесно.
Удивительно интересно!
Видно, им прохладно стало,
Их укроем одеялом.
(Дети сжимают левую руку в кулак.)
(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)
(Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)
8. «Белка»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Вот так!
(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)
(Круговые движения кистью вправо, влево.)
(Разогнуть большой палец.)
(Разогнуть указательный палец.)
(Разогнуть средний палец.)
(Разогнуть безымянный палец.)
(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)
9. «Магазин»
Мы пришли в магазин.
Мы купили торт — один,
Плюшек — две,
Ватрушек — три,
А киви купили — сразу четыре!
(Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)
(Показывают 1 палец.)
(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)
(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)
(Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)
10. «Подарки»
Пальцы в гости к нам пришли
И подарки принесли.
Будем мы их представлять
И подарки принимать.
Вот большой, он палец мудрый,
Книгу хочет нам вручить.
Указательный придумал
Нам фонарик подарить.
Средний нам принес коробку.
Интересно, что же в ней?
Пластилин есть и бумага
И набор карандашей.
Безымянный — славный мальчик,
Всем друзьям принес он мячик.
А малыш — мизинчик
Игрушечный автомобильчик.
Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»
И продолжим заниматься.
(Выполнять движения соответственно тексту.)