Татьяна Наумова
Картотека пальчиковой гимнастики в старшей группе «Наши пальчики проснулись»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека пальчиковой гимнастики в старшей группе «Наши пальчики проснулись»
Подготовила: Наумова Т. Ю.
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии дошкольников очень велико. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью. Многие известные ученые и исследователи детской речи отмечают, что развитие речи и руки у людей шло одновременно. Такой и ход развития речи у ребенка. Ребенок, обладающий высоким уровнем развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь. Именно поэтому руки детей в дошкольном возрасте нужно развивать обязательно.
Публикация «Картотека пальчиковой гимнастики в старшей группе „Наши пальчики проснулись“» размещена в разделах
Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.
1. Семья
Поочередно загибаем пальцы, начиная с большого
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
2. Отдохнем
Наши пальчики проснулись,
Потянулись, потянулись
И встряхнулись… (выполняются все эти движения)
По ладошке побежали (по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот)
Побежали, побежали,
Поскакали, поскакали (изображаются эти движения)
И устали. Сели отдыхать (потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени)
3. «Компот»
Будем мы варить компот. (Левую ладонь держат «ковшиком»)
Фруктов нужно много. Вот. (Указательным пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить, (Загибают пальцы поочередно, начиная с большого)
Грушу будем мы рубить,
Отожм м лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, (Опять «варят» и «мешают»)
Угостим честной народ. (Руки вытянуть вперед ладонями вверх).
4. «Небо синее в России»
Небо синее в России, (Указательными пальцами обеих рук «нарисовать» облака)
Реки синие в России. (Волнообразные движения руками навстречу друг другу)
Васильки синее в России (Загибать по одному пальцу на обеих руках,
Не растут нигде красивей. (начиная с большого)
Есть березы, липы, ивы,
И цветы тут так красивы!
А еще пекут в печи (Хлопок – кулак)
Вот такие калачи! (Показать большой палец).
5. Стирка
(Действия выполняются в соответствии со смыслом стихотворения)
Ох, испачкалась одежда, Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти И в порядок привести.
В тазик воду наливаем, Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем, Отожмём её, встряхнём.
А потом легко и ловко Всю развесим на верёвках.
А пока одежда сушится Мы попляшем и покружимся.
6. Кошка
Раз, два, три, четыре! (скользящие удары ладонями друг о друга)
В нашем доме кошки жили (поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую)
Кошки с мячиком играли, (соединяют пальцы рук)
Кошки молоко лакали, (подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание)
Кошки коготки точили, (легко царапают колени)
Мышек сереньких ловили (хлопок ладошками).
7. Гроза
Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали. (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней, (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает, (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает. (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
8. «Прогулка»
Пошли пальчики гулять, (Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые догонять, (Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики бегом, (Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком, (Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
Пятый пальчик поскакал (Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал. (Стук кулаками по поверхности стола.)
9. Семья могучая
В одном лесу дремучем (Покачать руками над головой, как деревья)
Жила семья могучая. (Сложить руки в замок)
У них был дом огромный (Сложить ладони над головой в виде крыши)
И крыша с трубой темной. (Поднять большие пальцы – труба)
Из трубы в колечки дым. («Колечки» из всех пальцев поочередно)
Плим, плим, плим! (Пощелкать пальцами).
10. Подарки
Дед мороз принес подарки: («Шагают» пальчиками по столу)
Куртки, варежки и шапки, (На каждое название загибают)
Кукол, зайцев и белых мишек (по одному пальчику, сначала на
Даже азбуку и фишек, (правой, потом на левой руке)
Да, конфеток полмешка (Делают из пальчиков правой руки)
И пушистого щенка! (мордочку щенка, согнуты)
Гав! Гав! (средний и указательный пальчики – «ушки»).
Таким образом, все пальчиковые игры способствуют развитию речи, развивают умственные способности детей, улучшают координацию движений, подготавливают руку к письму. Есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат.