Ксения Нагорная
Картотека оздоровительных упражнений для детей среднего дошкольного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №33 ст. КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
Картотека
«Оздоровительных упражнений»
для детей среднего дошкольного возраста
Подготовила:
Нагорная К. В.
2019 год
Картотека оздоровительных упражнений
Публикация «Картотека оздоровительных упражнений для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Основной целью использования педагогами или родителями в работе с детьми картотеки «Оздоровительные упражнения» является предупреждение мышечного и зрительного переутомления, а также развитие памяти, мышления, воображения, двигательной координации, пальцевой моторики, кинестетических ощущений. Картотека «Оздоровительные упражнения» составлена в помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родительскому сообществу.
Комплекс коррекционных упражнений
Цель: способствовать повышению двигательной активности; укрепление сводов стопы; развитие двигательно–моторной координации.
Карточка №1.
«Плавание на байдарках»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.
И. п. : сидя на полу, ноги чуть согнуть в коленях, руки вытянуть вперед. Лечь на спину и попробовать медленно сесть без помощи рук и снова лечь. Поплыли! Повторить 5 раз.
Карточка №2.
«Гусеница»
Цели: формирование правильной осанки, развитие координации движений в крупных мышечных группах рук и ног.
И. п. : встать на четвереньки, подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. А затем переставить обе руки одновременно вперед, как можно дальше. Так и передвигается гусеница в поисках еды. А теперь вы все – гусеницы. Поползли!
Карточка №3.
«Лягушки»
Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Ква-ква-ква!
Скачут, вытянувши ножки!
И. п. : встать на четвереньки, присесть, пальцами рук касаться пола. Колени развести, руки между коленями. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и. п. ( Второй вариант: с продвижением вперед).
Средь деревьев, на болотце,
Есть свой дом у лягушат.
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Скачут, не жалея ножки.
Карточка №4.
«Пингвины на льдинах»
Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных группах нижних конечностей.
Бело-черные пингвины
Далеко видны на льдинах.
Как они шагают дружно?
Показать вам это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали -немножко.
А моржа вдруг увидали,
Руки вверх чуть приподняли
И быстрей на льдину зашагали.
Между ступнями зажаты маленькие кубики или мешочки с песком. Дети выполняют движения под речевое сопровождение.
Карточка №5.
«Вот мы репку посадили»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»).
Карточка №6.
«Пирамидка»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение).
Карточка №7.
«Мы решили закаляться»
Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника.
Мы решили закаляться, раз – два – раз – два! (приседания, с вытягиванием рук перед собой)
И водою обливаться, раз – два – раз – два! (поднять руки вверх, имитация обливания)
А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!
Не забудем растереться, раз – два – раз – два! (имитация растирания полотенцем)
Комплекс оздоровительных массажей
Цели: стимулировать деятельность внутренних органов, оказывать общеукрепляющее воздействие, мобилизировать защитные силы организма, способствовать повышению работоспособности, психо-эмоциональной разрядке, улучшению настроения.
Карточка №1.
«Разотру ладошки»
Разотру ладошки сильно, разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу. Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю, друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю», плечи нежно разомну.
Затем руки я помою, пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою и тепло поберегу.
Вытяну я пальчики, пусть бегут, как зайчики.
Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра!
Вот и кончилась игра, отдыхает детвора!
Карточка №2.
«Чтобы не зевать от скуки»
Чтобы не зевать от скуки, постучим и тут, и там,
Встали и потерли руки, и немного по бокам.
А потом ладошкой в лоб не скучать и не лениться!
Хлоп-хлоп-хлоп. Перешли на поясницу.
Щеки заскучали тоже? Чуть нагнулись, ровно дышим,
Мы и их похлопать можем. Хлопаем как можно выше.
Ну-ка дружно, не зевать: Раз-два-три-четыре-пять.
Вот и шея. Ну-ка, живо переходим на загривок.
По сухой лесной дорожке- Топ-топ-топ-топочут ножки.
А теперь уже, гляди, ходит-бродит вдоль дорожек
Добрались и до груди. Весь в иголках серый ежик.
Постучим по ней на славу: сверху, снизу, слева, справа.
Карточка №3.
«Утка и кот»
А уточки, а уточки
Все топают по улочке.
Идут себе вразвалочку
И крякают считалочку.
Утка крякает, зовет (Поглаживать шею ладонями сверху)
Всех утят с собою, вниз.
А за ними кот идет, (Указательными пальцами растирать крылья носа)
Словно к водопою.
У кота хитрющий вид, (Пальцами поглаживать лоб от середины к вискам)
Их поймать мечтает!
Не смотри ты на утят- (Раздвинуть указательный и средний пальцы)
Не умеешь плавать! (сделать «вилочку» и массировать точки около уха).
Карточка №4.
«Божьи коровки»
Божьи коровки, папа идет, (Сидя, поглаживать ноги сверху донизу)
Следом за папой мама идет, (Разминать ноги)
За мамой следом детишки идут, (Похлопывать ладошками)
Вслед за ними малышки бредут (Поколачивать кулачками)
Юбочки с точками черненькими. (Постукивать пальцами)
На солнышко они похожи, (Поднять руки вверх и скрестить кисти)
Встречают дружно новый день. (широко раздвинув пальцы)
А если будет жарко им, (Поглаживать ноги ладонями и спрятать)
То спрячутся все вместе в тень. (Руки за спину.)
Комплекс гимнастики для глаз
Цель: повышение двигательной активности; глазодвигательной координации; развитие артикуляционной моторики, силы воздушной струи.
Карточка №1.
«Солнечный зайчик»
Солнечный мой заинька,
Прыгни на ладошку.
Дети вытягивают вперед ладошку.
Солнечный мой заинька,
Маленький, как крошка.
Ставят на ладонь указательный палец другой руки.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводя вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.
На плече давай скакать.
Вот закрыли мы глаза,
А солнышко играет:
Голова все время находится в фиксированном положении.
Щечки теплыми лучами
Нежно согревает.
Закрывают глаза ладонями.
Все больного навещают,
Переводят взгляд вверх-вниз, вправо-влево.
Все больного угощают:
Кто морошкой,
Кто черникой,
Кто сушенной земляникой.
Смотрит носик вправо-влево,
Резко перемещают взгляд вправо и влево.
Смотрит носик вверх и вниз.
Резко перемещают взгляд вверх и вниз.
Что увидел хитрый носик?
Ну, куда мы забрались?
Мягко проводят указательными пальцами по векам.
Карточка №2.
«Стрекоза»
Вот какая стрекоза, Соединить большой и указательный пальцы,
Как горошины глаза. поднести их к глазам
Влево — вправо, Соответственно смотреть глазами,
Вниз — вперед. не поворачивая головы.
Ну, совсем как вертолет!
Карточка №3.
«Синички»
Мы летаем высоко, Соответственно смотреть глазами,
Мы летаем низко, не поворачивая головы.
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
Карточка №4.
«Ночь»
Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)
Надо нам зажмурится.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять. (повторить 3 - 4 раза).
Карточка №5.
«Мы рисуем»
Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата, (Рисуем указательным пальцем в воздухе и следим)
А на них — огромный круг, (взглядом)
потом еще кружочки,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень-очень
Развеселый Чудачок!
Комплекс дыхательной гимнастики
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Карточка №1.
«Листочки»
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Воспитатель показывает
правильное выполнение
упражнения : носом вдохнули,
сложили губы трубочкой и долго
дуем на листочки, как ветерок.
Следить за тем, чтобы при вдохе
рот был закрыт.
Повторить 4-5 раз.
Карточка №2.
«Вертушка»
Веселая вертушка
Скучать нам не дает.
Веселая вертушка
Гулять меня зовет.
Веселая вертушка
Ведет меня к реке,
Где квакает лягушка
В зеленом тростнике.
Воспитатель показывает
правильное выполнение
упражнения : носом вдохнули
глубоко, чтобы ветерок сильный
был, губы трубочкой сложили,
подули. Долго дует ветерок.
Повторить 3-4 раза.
Карточка №3.
«Самолет»
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза.
Карточка №4.
«Мышка и мишка»
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.
Карточка №5.
«Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.