Евгения Аникаева
Картотека игр-экспериментов для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Картотека игр-экспериментов в средней группе
Опытно - экспериментальная деятельность не только приносит радость детям, но и развивают любознательность, творческие способности, учит устанавливать причинно - следственные связи, расширяет представление о мире и свойствах веществ.
Игры с красками
Разноцветные мячи
Задача: имея основные цвета красок получить новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
Публикация «Картотека игр-экспериментов для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Материалы: палитра, краски синяя, красная, желтая; тряпочки, непроливайки с водой, кисточки, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 мячиков на каждого ребенка, магнитная доска, модели — цветные круги и половинки кругов (соответствуют цветам красок, рабочие листы.
Описание. Медвежонок приносит детям мячики, вырезанные из бумаги и просит помочь ему их раскрасить. Воспитатель предлагает узнать у него, каким цветом мячики ему хотелось бы иметь. Медвежонку нравятся голубой, оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета. Дети решают проблемную ситуацию "Как же быть, если у нас нет этих красок?Как мы их можем получить?"
• Дети вместе с медвежонком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей (круги) на доске. Потом полученной краской дети раскрашивают мячик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов.
Результаты опыта фиксируются в рабочем листе.
Рисование на мокром листе
Процесс рисования акварельными красками на мокром листе очень увлекателен. Для этого нужно постелить на стол клеёнку, намочить плотный лист бумаги для акварели губкой, смоченной в воде. Далее нужно окунуть кисточку в одну из красок и осторожно провести по бумаге. Продолжать, используя другие цвета. Если провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.
Игры со звуком
Почему все звучит?
Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.
Описание.
•Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как пищит комар? (З-з-з.) Как жужжит жук? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.) Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился?
Вывод: Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.
Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит?Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?
Игры со светом и тенями
Свет повсюду
Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, большая коробка.
Описание. Знайка предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебной коробке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывают коробку, в нее попал свет, и все видят фонарик.
А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло? воспитатель включает фонарик, кладет его в коробку. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.
•Игра «Свет бывает разный» — Знайка предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Если дети затрудняются, продемонстрировать действие этих предметов и сравнить.
Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).
Тени на стене
Во время прогулки в солнечный день при помощи кистей рук можно получить на стене любые тени: тень зайчика, летящего орла, оленя, петушка и т. д. для проекции на стене можно использовать различные предметы и игрушки.
Солнечный зайчик
Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом)
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймать с помощью зеркальца лучик и постараться обратить внимание детей на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на пол и т. д. Затем показать, как с помощью зеркала появляется солнечный зайчик. (Зеркало отражает луч света и само становится источником света.)
Предложить детям попускать солнечные зайчики (для этого надо поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении, прятать их (прикрыв ладошкой). Игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь его.
Кто нагрел предметы?
На прогулке воспитатель показывает детям котенка (игрушку) и говорит: «Котик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она: тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, солнышко! Пришла весна. Солнышко сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь котик прыгнул на стол». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали качели, стена здания и т. п. «Кто нагрел всё это?» - спрашивает воспитатель.
Можно посадить котика на скамейку и через некоторое время убедиться, что и котик стал тёплым. «Кто его согрел?».
Эффект радуги
Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.
Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.
Ход: Поставить миску с водой на самое солнечное место. Опустить небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Повернуть зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, нужно попытаться найти положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».
Игры с воздухом
Воздух повсюду
Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.
Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.
Описание. Знайка загадывает детям загадку о воздухе.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?
•Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
•Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.
Кто играет ленточками?
На веранде воспитатель раздаёт детям султанчики. Предлагает послушать: шуршат ли бумажные ленты? Шевелятся ли они? Подчёркивает: ленты не шевелятся, не шуршат.
Предлагает: «Поиграем ленточками» (делает различные движения). Подчёркивает, что это мы играем лентами. Затем предлагает тихо постоять и посмотреть: а теперь играют ленты?
После этого предлагает выйти с веранды и тихо постоять, обращает внимание на ленты: кто играет ими? Обращается к детям: «Аня, кто играет твоими лентами? Сережа, ты не играешь своими лентами? А кто ими играет?». Подводит детей к выводу: это ветер играет ленточками.
Игры с камешками
Каждому камешку свой домик
Задачи: классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.
Материалы: различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.
Описание. Медвежонок дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют в соответствии с моделью (рис. 2): надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Медвежонок просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Дети работают в парах. Затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков.
•Игра с камешками «Выложи картинку» — медвежонок раздает детям картинки-схемы и предлагает их выложить из камешков. Дети берут подносы с песком и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию.
•Дети ходят по дорожке из камешков. Что чувствуете? Какие камешки?
Весенние игры
Из чего птицы строят гнезда?
Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.
Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.