Алла Богданова
Картотека настольных игр в работе с детьми дошкольного возраста с дислалией
Картотека настольных игр в работе с детьми дошкольного возраста с дислалией
Настольная игра – это игра, суть которой заключается в передвигании фишек или других специальных предметов по особому полю или просто передавании их из рук в руки. Играть в настольные игры можно как одному, так и большой командой. Настольные игры могут быть различной направленности, от выделения частей целого, например – пазлы, до игры в которых ориентируются в пространстве, например –игры-путешествие. Используя настольные игры можно совершенствовать и развивать умственные способности, личностные качества, коммуникативные навыки, мелкую моторику, речевые компоненты.
Публикация «Картотека настольных игр в работе с детьми дошкольного возраста с дислалией» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Настольные игры своими руками
- Темочки
Логопедические настольные игры созданы для того, чтобы помогать детям преодолевать проблемы и трудности в речевом общении. В логопедических настольных играх ребенок в непринужденной игровой форме учится правильно произносить проблемный для него звук, осуществляется коррекция грамматического строя и связной речи, пополняется словарь. В игровой форме ребенок лучше преодолевает трудности в своей речи.
Приведем примеры игр [3; 17; 10; 9; 11; 26] :
Картотека настольных дидактических игр по коррекции произношения шипящих звуков
Игры подготовительного этапа
1.«Веселый язычок»
Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.
Ход: ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановке шипящих звуков с помощью карточек, на которых изображена схема выполнения.
2.«Как Буратино за грибами ходил»
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков.
Ход: воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел за грибами в лес. Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т. д.). Ребенок выполняет точные артикуляционные движения, опираясь на карту исследования.
3. «Футбол»
Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.
4. «Светофор»
Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.
Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом воспитателем ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично про водится игра со словами.
5. «Где звук?»
Цель: учить определять место звука в слове.
Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.
6. «Волшебные кубики»
Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается шипящий звук. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.
Игры на формирование правильного произношения шипящих звуков
1. «Гуси»
Цель: формировать правильное произношение звука Ш.
Ход: ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к цыпленку, котенку, мышонку и т. д., пугая их своим страшным шипением.
2. «Договори словечко»
Цель: формировать правильное произношение звука Ч.
Ход: воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (Ш, Щ) (кирпи, цирка, скрипа…., и т. д.). Если произнес правильно, появляется картинка.
Игры на закрепление правильного произношения шипящих звуков
1. «Поймай рыбку»
Цель: автоматизация шипящих звуков в словах.
Оборудование: металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом.
Ход: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
2. «Помоги Маше»
Цель: автоматизация звука Ш в словах.
Ход: воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т. д.).
3. «Одень ребятишек»
Цель: автоматизация звука Ш в словах.
Ход: на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т. д.).
4. «Назови ласково»
Цель: автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах.
Ход: воспитатель говорит:
Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
Ч (Ш) – наш самый нежный звук