Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Рыбы» для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Подводный мир
Утренняя гимнастика:
«Рыбка, рыбка - озорница»
Лексика :
I. Рыбка, вода, аквариум, корм.
Золотая, красивая, маленькая – большая.
Плавает, кормить.
II. Рыбка, меченосец, гуппи, хвост, плавник, аквариум, вода, водоросли, камень, песок, большой, маленький, красный, золотой, разноцветный, один, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре, в, на, у, под, с (со, за, над.
Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „Рыбы“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Рыбы и рыбки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
III. Аквариум, река, озеро, пруд, рыба, малек, икра, охота, хищник, меченосец, гуппи, скалярия, щука, сом, окунь, лещ, карась, золотая рыбка.
Прозрачная, юркий, хищный, длинный, зубастый, усатый, полосатый, широкий, золотистая.
Плавать, охотиться, притаиться, размножаться, питаться.
Общие речевые навыки:
Артикуляционная гимнастика «Как Язычок на море отдыхал»
«Рыбка» - развитие речевого дыхания.
Если педагог держит руки внизу, дети на выдохе говорят: «Буль-буль-буль…» - и легко ударяют себя по коленям; если поднимает руки вверх, ребята хлопают в ладоши над головой («рыбка вынырнула»).
Общая и мелкая моторика:
I-II Летучая рыба
Я летучая, прыгучая,
Дети двигаются подскоками по кругу.
Улетела бы за тучу я.
Двигаются, взмахивая руками, как крыльями.
Да соскучилась бы вскоре –
До того люблю я море.
Двигаются по кругу, изображая плавание.
Рыбка
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.
Рыбка, рыбка, озорница,
Грозят пальчиком.
Мы хотим тебя поймать.
Медленно сближают ладони.
Рыбка спинку изогнула,
Снова изображают, как плывет рыбка.
Крошку хлебную взяла.
Делают хватательное движение обеими руками.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Снова «плывут».
III «Летучая рыба» (см. выше)
Пальчиковая игра «Жил да был один налим…»
Жил да был один налим,
Два ерша дружили с ним.
Выполняют плавные движения сложенными ладонями, имитирующие движения плавников.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
Скрещенные ладонями имитируют взмахи крыльев.
И учили их считать:
Сжимают и разжимают кулачки.
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :
I. «Вот какой чудесный дом!» - пополнение номинативного словаря, образование форм множественного числа существительных с окончанием –и (рыбки, улитки, черепашки, водоросли, камни).
«Разноцветный аквариум» - уточнение и активизация словаря, согласование прилагательных (названия основных цветов) с существительными мужского и женского рода (синяя вода, красная рыбка, желтый песок, желтый камень, зеленая трава).
II. «Кто как передвигается?» - уточнение глагольного словаря.
- Я бросаю одному из вас мяч и называю зверя, птицу, рыбу или насекомое. Вы ловите мяч, говорите, как передвигается этот представитель животного мира, и возвращаете мяч мне.
«Что изменилось?» - совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).
- Посмотрите, какой красивый аквариум есть у меня. Кого вы видите в нем?
- Что делает улитка, гуппи, меченосец, золотая рыбка?
- Сейчас вы закроете глаза, а я кое-что изменю в аквариуме. Вы должны будете по очереди рассказать, когда откроете глаза, что изменилось. (Меняет расположение обитателей аквариума.) Откройте глаза. Ответы детей.
III. «Не стало кого?» - употребление в речи существительных множественного числа в родительном падеже.
В озере водились щуки, не стало кого? (Щук.)
караси, не стало…
ерши, не стало…
окуни, не стало…
лещи, не стало…
угри, не стало…
плотва, не стало…
сомы, не стало…
сазаны, не стало…
«Исправь ошибку» - согласование существительных с прилагательными в роде, числе: красивый чешуя, красное икра, вкусные уха.
«Употреби словосочетание в нужной форме» - изменение по падежам.
Кто? Золотая рыбка
Нет кого?
Подплывать к кому?
Вижу кого?
Наблюдаю за кем?
Сказка о ком?
Развитие навыков звукового анализа и синтеза:
I. «Кто самый внимательный»
Дети кладут картинки в таком порядке, как говорит педагог.
«Погремушки» (Железнова)
Подвижная игра – песенка «Палочки-скакалочки» (Поп)
II. Ритмическая игра «Рыбки»
- Посмотрите, наши рыбки разного размера. Они очень дружные и любят играть и плескаться водой, при этом получается звук, похожий на хлопок. Когда плещется маленькая рыбка, хлопки короткие (прохлопать, а когда большая, хлопки долгие (прохлопать).
Рыбки весело играли
И друг друга догоняли,
Раз, два, не зевай,
Что за рыбка отгадай!
- Прохлопывает ритм долгими равномерными ударами (дети отвечают).
- Прохлопывает ритм короткими равномерными ударами (дети отвечают) .
Рыбки очень заигрались,
И чуть-чуть не потерялись.
Чтоб проверить всех подряд,
Рыбки выстроились в ряд.
Педагог выстраивает карточки в одну линейку :
Каждая рыбка хлопает один раз, большая - долгий хлопок, маленькая - короткий хлопок. (Педагог прохлопывает, затем, предлагает прохлопать детям). А теперь давайте попробуем все вместе.
III. «Какое слово отличается от других?»
- Удочка, уточка, удочка, удочка.
- Сом, сом, гном, сом.
- Хвост, дрозд, хвост, хвост.
- Щука, щука, скука, щука.
- Крючок, крючок, сверчок, крючок.
- Кости, гости, кости, кости.
- Удочка, дудочка, удочка, удочка.
- Улов, улов, улов, плов.
Связная речь:
II. «Закончи предложение»
Педагог предлагает детям закончить начатое предложение:
- Наш дом находился на берегу…
- В реке водилось много…
- За рекой виднелся…
- Мы часто с братом ловили…
- Разная рыба водилась…
- Наловим… и сварим…
- Часто плавали по реке на…
- В жаркую погоду мы бежим к… и…
- Мы сварили из ершей очень вкусную…
- Мой друг ловит рыбу маленькой…
- Аквариум сделан из…
III. «Собери предложение». Работа с недеформированными предложениями.
- Рыбак, рыбалку, на, идет.
- Аквариуме, в, плавает, рыбок, много.
- Котелке, в, уха, варится.
Художественная литература:
С. Сахаров «Морские сказки»
С. Воронина «Добрая раковина»
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Сказка «По щучьему велению»
Г. Косова «Азбука подводного мира»
С. Сахаринов «Кто в море живет?»
В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море»
Ю. Дулепины «Осьминог»
С. Баранова «Дельфины»
Просмотр м/ф. : «Осьминожки», «Кот - рыболов», «Почтовая рыбка», «Кеша на рыбалке»
Игры с природными материалами:
I. Игра с водой «Ловля рыбок»
II. Игра с песком «Пруд»
Педагог просит разместить в песок-пруд рыбок в определенной последовательности или в определенном направлении.
Дидактические игры:
I. «Собери рыбку» - продолжать знакомить детей со строением тела рыб (туловище, хвост, плавники, глаз, формирование умения собирать изображение рыбки из отдельных частей.
«Укрась аквариум» - развитие зрительного восприятия.
II. «Чья тень?» - учить находить заданные силуэты; закрепление знаний детей о подводном мире; развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления.
«Узнай, что изменилось» - развитие памяти, внимания.
III. «Кто где живет» - формирование умения соотносить изображение рыб с его местом обитания.
Картинки раскладываются на изображения: моря, реки, аквариума.
«Соедини точки» - развитие зрительной координации.
Сюжетно-ролевая игра:
«Путешествие на корабле»
Формировать умение детей отражать в игре яркие впечатления, полученные от ознакомления с окружающей действительностью: события на корабле, жизнь моряков.
Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения.
Совершенствовать у детей умение творчески развивать сюжет.
Театрализованные игры:
«В царстве золотой рыбки» - учить передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб.
Музыкальное сопровождение: «Аквариум» («Карнавал животных», муз. К. Сен-Санса.
***
Конструктивные игры:
I. «Мост» - воспитывать аккуратность в постройке, следить за прочностью соединения деталей; учить детей строить по условиям : мост через речку; формировать интерес к разнообразным сооружениям, развивать творчество.
II. «Аквариум» - постройка рыбки из мозаики по схеме, умение работать в коллективе.
III. «Рыбка» (из бумаги) - познакомить с искусством складывания бумаги – оригами, научить складывать «рыбку», применять навыки сгибания складывания по инструкционной карте.
Подвижная игра:
II. «Невод» - обучение основным видам движения (ходьба, бег, прыжки, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие ловкости.
Дети врассыпную располагаются на площадке (примерно 5х5 м, границы которой четко ограничены чертами, шнурами, скакалками и т. п., - это «пруд». По считалке выбираются двое водящих, они берутся за руки - это «невод». Все остальные дети - «рыбки», которые плавают в пруду. По сигналу педагога (удар в бубен, свисток) рыбки начинают двигаться по площадке в произвольных направлениях. Водящие – «невод» стараются поймать как можно больше «рыбок». Пойманные «рыбки» присоединяются к неводу. Когда на площадке останутся, непойманными меньше половины детей группы, игра прекращается.
По усмотрению педагога игру можно повторить, выбрав по считалке новую пару водящих.
Примечания. 1. Водящие – «невод» при «ловле рыбок» не должны расцеплять руки. 2. Водящие ловят «рыбок», только слегка дотрагиваясь до чих рукой. 3. Пятнать детей могут оба водящих. 4. «Рыбки», после того как их поймает кто-либо из водящих, могут присоединяться к «неводу» с любого края.
III. «Берегись, акула!» - упражнять в беге в разных направлениях, действиях по сигналу.
Половина играющих, становясь друг от друга на расстоянии 3 м, образуют круг. Это море. Один из играющих, выбранный водящим, изображает акулу и находится вне круга. Остальные участники игры – морские коньки, дельфины, летучие рыбы, они «плавают» (бегают) внутри круга. По сигналу педагога «Берегись, акула!» акула быстро «выплывает в море», стараясь поймать морских обитателей, которые спешат спрятаться за водоросли и кораллы (за кем-нибудь из стоящих по кругу). «Акула» ловит игроков, которые не успели спрятаться, и уводит к себе в дом.
Подвижная игра с речевым сопровождением:
II. «Аквариум»
Улитки ползут,
Свои домики везут.
Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной.
Рогами шевелят,
На рыбок глядят.
Останавливаются, делают рожки из пальчиков, наклоняют голову влево – вправо.
Рыбки плывут,
Плавничками гребут.
Передвигаются по кругу, опустив руки и выполняя движения ладонями вперед – назад.
Влево, вправо поворот,
А теперь наоборот.
Повороты туловища влево – вправо.
III. «На речке»
Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр круга.
Раз, два, три, четыре, пять,
К речке мы идем гулять.
Шагают на месте.
Мы хотим увидеть рыбок,
И лягушек, и улиток.
Хлопают в ладоши.
В речке будем мы купаться,
И нырять, и кувыркаться.
Выполняют «пружинку» руки на поясе.
Быстро поплывем, как рыбки,
Все движенья - без ошибки.
Обеими руками имитируют плавание «брассом».
Мы по берегу потом
Как улитки поползем.
Идут по кругу в полуприседе, руки на колени.
Как лягушки мы поскачем,
Словно легкий звонкий мячик.
Прыгают на двух ногах по кругу друг за другом, руки на пояс.
А потом мы отряхнемся,
Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, поднимают руки в стороны, встряхивают кисти рук.
Дружно за руки возьмемся,
В детский садик мы вернемся.
Берут друг друга за руки, идут по кругу хороводом.
Игра малой подвижности:
I. «Море волнуется» - формировать творческое воображение.
Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего.
II. «Удочка» - совершенствовать прыжки на двух ногах, развивать быстроту движений, внимание, ловкость.
Играющие стоят по кругу, в центре воспитатель, он держит в руках веревку к которой привязан мешочек с песком. Педагог вращает веревку по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их. Описав мешочком два три круга, воспитатель делает паузу, во время которой подсчитывают количество попавшихся.
III. «Водяной» - развитие двигательной активности, творческого самовыражения.
Для игры дети должны выбрать водящего («водяного») и встать в круг, взявшись за руки. «Водяной» располагается посредине круга, он закрывает глаза и вытягивает руку вперед. Вытянутая рука - это указатель. Затем игроки, взявшись за руки, идут по кругу (водяной может крутиться в противоположную сторону) и хором громко произносят:
Водяной - Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку -
Поиграем чуточку:
Раз, два, три – гори!
После слова «Гори!» все останавливаются и тот игрок, на кого в данный момент указывает рукой водяной выходит в центр круга, исполняет любой номер самодеятельности (танец, песенку, стих) и сам становится водяным. После чего игра повторяется.
Психогимнастика:
Релаксация «Сон на берегу моря»
Дети в свободном порядке ложатся на спину, руки на диафрагме, глаза закрыты. Педагог спокойным, негромким голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. Они видят море с прозрачной водой и подводное царство, в котором живут необыкновенной красоты водоросли, диковинные рыбы и разные животные. Пауза. На счет педагога «Один, два, три!» дети «просыпаются», встают.
Упражнение для мышц шеи :
«Рыбка плавает». Сжать шею к плечам. Затем потихоньку вытягивать, делая движения шеей в стороны.
Мимическое упражнение :
«Рыбка»
Изобразить радостную рыбку, которая наелась корма. Показать, как вы рады за нее. Изобразить грустную рыбку, которая не может найти корм. Показать, как вы переживаете за нее.
Самомассаж:
«Черепаха»
Шла купаться черепаха
И кусала всех со страха пальцами рук груди, ног.
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
Дети выполняют легкое пощипывание.
Черепаха Рура!
В озеро нырнула,
С вечера нырнула
И пропала… Э-эй,
Черепашка Рура,
Выгляни скорей!
Дети поглаживают себя ладонями, выполняя круговые движения и приговаривают.
Загадки:
* Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом.
Он прозрачный, он стеклянный,
Нету номера на нем.
И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы –
Знаменитые пловцы.
(Аквариум, рыбки)
* В воде она живет –
Нет клюва, а клюет.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(Рыбка)
* Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
(Щука)
* На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом)
* Живет в воде,
Ключ, да не еж.
(Ерш)
* Под водой живет народ,
Ходит задом наперед.
(Рак)
* Кто на себе свой домик возит?
(Улитка)
* Морская царица
Кусать мастерица.
Ее никому никогда не догнать –
Сама кого хочет сумеет поймать.
(Акула)
* Что это у галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
А ниточка в реке.
(Удочка)
* Прикоснется рыба к червяку –
Сразу знак подаст он рыбаку.
(Поплавок)
* По дну волочится
Кафтан дыроватый,
И в каждой дыре
По затычке хвостатой.
(Невод)