Получи документы

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Профессии» для детей 4–7 лет

Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Профессии» для детей 4–7 лет
▼ Скачать +Заказ

Утренняя гимнастика:

«Маленькие поварята»

Лексика :

I. Врач, воспитатель, шофер, повар.

Лечит, учит, водит, готовит.

II. Врач, строитель, воспитатель, учитель, продавец, швея, шофер, художник, парикмахер.

Лечит, строит, учит, продает, шьет, водит, рисует, стрижет.

Умелый, внимательный, старательный, трудолюбивый, исполнительный.

III. Врач, строитель, воспитатель, учитель, продавец, швея, шофер, художник, парикмахер.

Лечит, строит, учит, продает, шьет, водит, рисует, стрижет.

Умелый, внимательный, старательный, трудолюбивый, исполнительный.

Общие речевые навыки:

Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „Профессии“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах

Артикуляционная гимнастика «В гостях у Смешариков»

«Гол» - увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.

Два игрока сильным выдохом в трубочку должны переместить «мячик» на поле «соперника» и «забить гол».

Общая и мелкая моторика:

I-II «Маляры»

Маляры известку носят,

Дети идут по кругу друг за другом, держат в руках воображаемые ведра.

Стены кистью купоросят.

Повернулись лицом в круг, движения воображаемой кистью вверх-вниз.

Не спеша разводят мел.

Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре.

Я бы тоже так сумел.

«Красят».

«Теремок»

Стоит в поле теремок,

Ладони обеих рук соединены под углом.

На двери висит замок.

Пальцы сжаты в замок.

Открывает его волк

Движения сжатыми в замок пальцами вверх-вниз.

Дерг-дерг, дерг-дерг.

Пришел Петя-петушок

И ключом открыл замок.

Пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок».

III «Летчик»

Быть шофером хорошо,

Дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль.

А летчиком – лучше.

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Бегут, расставив руки, как крылья.

Наливаю в бак бензин,

Остановились, наклонили воображаемый сосуд.

Завожу пропеллер.

Круговое движение правой рукой.

«В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели».

Бегут, расставив руки.

«Что принес нам почтальон?»

Что принес нам почтальон?

Сжимают и разжимают кулачки.

С толстой сумкой ходит он.

«Шагают» пальчиками по столу.

Перевод, журнал, газету,

В бандероли – две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

На каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :

I. «Назови, кто это» или «Покажи» - знакомство с профессиями людей, пополнение номинативного словаря.

- Я буду показывать картинку, а вы постарайтесь назвать, человек какой профессии на ней изображен и что он делает.

(Например. Это повар. Он варит супы, жарит котлеты, печет пироги.)

«Кому это нужно?» - усвоение категории дательного падежа.

II. «Кем хочешь быть?» - употребление существительных в творительном падеже.

Я хочу быть учителем или врачом.

Я хочу быть продавцом или поваром. И т. д.

«Магазин» - употребление существительных в винительном падеже.

Каждый ребенок запоминает «свою» профессию, затем дети приходят «в магазин» и «покупают» те «инструменты», которые им нужны для работы.

III. «Кто что делает?» - образование существительных от глаголов.

Учит — учитель, строит — строитель, воспитывает — воспитатель, водит — водитель, грузит — грузчик, продает — продавец, варит — повар, убирает — уборщица, танцует — танцовщица, поет — певица, летает — летчик.

«Подбери слово» - подбор подходящих по смыслу определений.

Летчик какой? — Храбрый, смелый.

Учитель какой? — Умный, добрый.

Водитель какой? — Внимательный, осторожный.

Грузчик какой? — Сильный, могучий.

Строитель какой? — Умелый, ловкий.

Врач какой? — Старательный, добрый.

Танцовщица какая? — Талантливая, красивая, интересная, изящная.

Воспитательница какая? — Добрая, веселая, умная и т. д.

«Кто работает на машинах?» - формирование навыка словообразования; закрепление названий профессий.

На тракторе работает тракторист. На поезде работает машинист. На машине работает шофер. На корабле работает капитан. На самолете работает летчик. На экскаваторе работает экскаваторщик. На трамвае работает водитель. На кране работает крановщик. На ракете работает космонавт.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза:

I. «Спрячь руки» (бубен)

«Пружинки - прыжки» (Железнова)

Подвижная игра – песенка «Разминка» (***)

II. «Постучи молоточком»

Ребенок стучит молоточком заданный ритм.

«Чердачок»

Кулачок на кулачок

Получился чердачок.

Кулачок на кулачок –

Получился чердачок.

Дети «строят» домик из кулачков (медленно, быстро).

III. «Какое слово не подходит?»

- Учит, учитель, учет, учительская.

- Груз, грузить, грусть, грузчик.

- Час, часто, часовщик, часовой.

- Продавец, молодец, продавец, продавец.

- Строитель, строитель, учитель, строитель.

«Запомни»

Детям предлагается запомнить только те профессии, которые начинаются со звука [п] и т. д.

«Путаница»

- Повар приготовил вкусный дуб. (Суп)

- К больному пришел грач. (Врач)

- Садовник поливает цветы из шейки. (Из лейки)

- Водитель сидит за кулем. (Рулем)

- Портной сшил плач. (Плащ)

Связная речь:

II. Беседа о профессиях мам

- Каждый из вас расскажет о том, кем и где работает его мама, что она делает на работе.

III. «Расскажи о профессии»

- Кем работает человек?

- Где он работает?

- Что он делает?

- Какими инструментами пользуется?

- Что он создает?

- Какую пользу приносит?

Художественная литература:

Стихи о профессиях

Р. Скарри «Город добрых дел»

И. Карпов «Кем быть?»

С. Михалков «А что у вас?»

В. Маяковский «Кем быть?»

Б. Заходер «Строители»

С. Михалков «Дядя Степа - милиционер»

Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»

К. Чуковский «Доктор Айболит»

М. Познанская «Пойдем на работу»

Просмотр м/ф. : «Кем быть?», «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей, «Дядя Степа - милиционер»

Игры с природными материалами:

I. «Соберем таблетки» (опускание пилюль в бутылочку)

II. Сухой бассейн «Повар»

Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее.

Варим, варим, варим щи.

Щи у Вовы хороши!

«Каждому камешку свой домик»

Лесовичок дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Дети надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем Лесовичок обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Лесовичок просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую - гладкие и округлые; во вторую - маленькие и шероховатые; в третью - большие и не круглые; в четвертую - красноватые. Дети работают парами. Затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков в каждой коробке.

Дидактические игры:

I. «Найди два одинаковых предмета» - развитие внимания, наблюдательности, мышления.

Например, «Труд помощника воспитателя»

На обозрение выставляются предметы посуды: большие тарелки, блюдца, чашки, ложки большие и маленькие (по 2 предмета). Педагог предлагает выбрать из всех предметов посуды два одинаковых.

«Что нужно повару?» - развитие зрительного восприятия, внимания; учить узнавать и называть предметы (поварешка, кастрюля и т. д.).

II. «Кому что нужно?» - закрепление знаний детей о разных профессиях; упражнение в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

«Найди лишний предмет» - учить детей анализировать группировать предметы, развивать внимание, мышление.

На обозрение выставляются (например, «Труд повара») :

- две больших кастрюли, одна маленькая кастрюля, чашка.

- три чашки разной расцветки и ложка.

- кастрюля, чашка, ложка и мяч.

Во всех случаях надо найти лишний предмет.

III. «Да или нет?» - развитие внимания, логического мышления.

Педагог задает провокационные вопросы по теме, например,

- повар делает уколы, так ли это?

- дворнику нужен белый халат, так ли это?

- врач должен подметать двор, так ли это? И т. д.

«Что было, если бы?» - обучение детей правильному построению предложений, развивать детское воображение и фантазию, быстроту мышления, речь.

Педагог задает детям вопросы по теме, например,

- чтобы было, если бы не было поваров, и т. п.

Сюжетно-ролевая игра:

«Мы - строители»

Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах.

Закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей.

Формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Театрализованные игры:

«Поварята» - развивать память, внимание, фантазию.

Дети распределяются на две группы по 7-8 человек. Одной группе «поварят» предлагается сварить первое блюдо (что предложат дети, а второй, например, приготовить салат. Каждый ребенок придумывает, чем он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т. п. - для борща; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом - для салата. Все становятся в общий круг - это кастрюля - и поют песню (импровизацию) :

Сварить можем быстро мы борщ или суп

И вкусную кашу из нескольких круп,

Нарезать салат иль простой винегрет,

Компот приготовить.

Вот славный обед.

Дети останавливаются, а ведущий называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить следующее блюдо. Игра начинается сначала. В следующее занятие детям можно предложить приготовить кашу из разных круп или компот из разных фруктов.

Конструктивные игры:

I. «Башня» - учить детей строить башню из кубиков, ставить кубик на кубик, действовать по показу педагога.

II. «Корабль» (из деталей лего) - воспитывать интерес к конструированию, желание доводить работу до конца; учить пользоваться при работе чертежом, вносить свои изменения в конструкцию; закрепить умение анализировать работы детей объективно, доброжелательно.

III. «Юные изобретатели» - научить детей моделировать конструкции по схемам; закрепить умение соблюдать пропорциональность и симметричность, подбирать материал, красиво и целесообразно украшать сооружения; научить детей конструировать коллективно, использовать в процессе работы свои знания, опыт; развивать стремление к поиску, экспериментированию, творчеству.

Подвижная игра:

II. «Шоферы» - упражнять детей действовать по цветовому сигналу, двигаться врассыпную в разных направлениях, использовать всю площадь зала.

Дети стоят по кругу друг за другом. Произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом.

Качу, лечу во весь опор –

Легки бег по кругу.

Я сам шофер и сам – мотор –

В руках воображаемые рули, которые они «крутят» на бегу.

Нажимаю на педаль –

Дети останавливаются, «нажимают» на воображаемую педаль правой ногой.

И машина мчится вдаль.

Движение сопровождается энергичной музыкой.

III. «Найди себе пару» - развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары; упражнять в беге, распознавании цветов.

Педагог раздает играющим по одному какого-либо из основных цветов. По сигналу (удар в бубен) дети разбегаются по площадке, помахивая над головой флажками. По следующему сигналу (несколько ударов в бубен и словам «Найди себе пару!») дети, имеющие флажки одинакового цвета, становятся парами. Каждая пара делает произвольные танцевальные движения. К детям, оставшимся без пары, все играющие обращаются со словами: «Петя, Петя, не зевай – быстро пару выбирай!» Затем по сигналу все снова разбегаются по площадке.

Подвижная игра с речевым сопровождением:

II. «Шоферы»

Дети стоят по кругу друг за другом. Произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом.

Качу, лечу во весь опор –

Легки бег по кругу.

Я сам шофер и сам – мотор –

В руках воображаемые рули, которые они «крутят» на бегу.

Нажимаю на педаль –

Дети останавливаются, «нажимают» на воображаемую педаль правой ногой.

И машина мчится вдаль.

Движение сопровождается энергичной музыкой.

III. «Космонавты»

К полету мы готовы,

Заводим мы моторы.

Вращают кистями перед грудью и произносят [р-р-р…].

Ввысь, ракета, лети,

На орбиту выходи.

Вокруг планеты облетели

Соединяют ладони перед собой, как бы образуя нос ракеты, и легко, на носках бегают врассыпную по залу.

И опять на землю сели.

Останавливаются и приседают на колени, соединенные руки держат над головой.

Игра малой подвижности:

I. «Узнай по голосу» - формирование умения узнавать друг друга по голосу.

Ваня ты сейчас в лесу.

Мы зовем тебя: "А - у!"

Ну-ка глазки закрывай,

Не робей,

Кто позвал тебя?

Узнай поскорей!

Дети идут по кругу и произносят текст, водящий в середине круга.

Водящий закрывает глаза и угадывает, кто из детей его позвал.

II. «Мяч соседу» - закреплять быструю передачу мяча по кругу.

Игроки строятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча.

III. «Классики» - развитие ловкости, сноровки, прыгучести, укрепление опорно-двигательного аппарата.

Ребенок перебирается из «класса» в «класс» по нарисованным квадратам только тогда, когда ответит правильно на вопрос педагога. Усложняется и способ прыжков.

- Кто работает на экскаваторе?

- Кто красит стены?

- Кто укладывает кирпичи?

- Кто носит багаж?

- Кто сваривает трубы?

- Кто точит ножи? И т. д.

Психогимнастика:

«Лесорубы». Регуляция мышечного тонуса мышц рук, ног и корпуса.

Дети стоят по всему залу: ноги широко расставлены, кисти рук сцеплены в замок. Под слова педагога дети изображают, как они рубят деревья:

Рубим –

Поднять «топор» над головой.

раз,

Резко опустить «топор», согнувшись в поясе.

рубим –

Поднять «топор».

два!

Опустить «топор».

Будут

Поднять «топор».

на

Опустить «топор».

Зиму

Поднять «топор».

дрова.

Опустить «топор».

«Рыбаки». Изобразит действия моряков. Моряки бросают якорь, вытягивают сети с рыбой, поднимают паруса, тянут канат, спускают на воду шлюпку и гребут к берегу.

Упражнение для мышц шеи :

«Умываемся после работы». Повернуть голову влево – умыться, повернуть голову вправо – умыться.

Упражнения для щек и губ :

«Лодочник». Перемещать язык из одного угла в другой (гребем весла).

«Рубанок». Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).

«Фотограф смотрит в объектив». Поднимать левую и правую щеки по очереди, одновременно прищуривая глаз.

Мимическое упражнение :

«Артист». Дети передают мимикой испуг, радость, гнев, задумчивость, грусть.

Упражнение для жевательно-артикуляторных мышц:

«Стучит швейная машинка». Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы».

Самомассаж:

«Чтобы не зевать от скуки»

Чтобы не зевать от скуки,

Встали и потерли руки,

А потом ладошкой в лоб

Хлоп-хлоп-хлоп.

Щеки заскучали тоже?

Мы и их похлопать можем.

Ну-ка дружно, не зевать:

Раз-два-три-четыре-пять.

Вот и шея. Ну-ка, живо

Переходим на загривок.

А теперь уже, гляди,

Добрались и до груди.

Постучим по ней на славу:

Сверху, снизу, слева, справа.

Загадки:

* У этой волшебницы,

Это художницы

Не кисти, не краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает таинственной силой:

К кому прикоснется,

Тот станет красивей!

(Парикмахер)

* Он принес нам телеграмму:

«Приезжаю. Ждите. Мама».

Деду пенсию принес,

Хоть совсем не дед Мороз.

На ногах с рассвета он.

Кто же это?

(Почтальон)

* Мы рано встаем,

Ведь наша забота –

Всех отвозить

По утрам на работу.

(Шофер)

* Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты?

(Повар)

* Мы учим детишек

Считать, рисовать,

Природу любить,

Всякий труд уважать.

(Воспитатели)

* Кто болен – тому даст

Лекарство принять.

Тому, кто здоров,

Разрешить погулять.

(Врач)

* Средь облаков, на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо люди жили в нем.

(Строители)

* Веду отважно самолет.

Людей и груз беру на борт.

(Пилот)

* Вам продам любой товар,

Упакую в целлофан.

О товаре расскажу,

Что купить вам, предложу.

(Продавец)

* Шить умею и кроить

И заплатку прикрепить.

(Портной)

* Учу я детишек читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать.

(Учитель)

Публикации по теме:

Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь»Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь» Здравствуйте,хочу поделиться с вами подборкой игр и упражнений на тему "Одежда и обувь" На организованной деятельности по окружающему.

Автоматизация звуков в лексической теме «Профессии»Автоматизация звуков в лексической теме «Профессии» Автоматизация звуков у ребенка с нарушением речи - обязательный этап в коррекции звукопроизношения. У кого-то он проходит быстро, у кого-то.

Фотоотчёт «Рисунки по лексической теме «Профессии». Совместное творчество старших дошкольников с родителями»Фотоотчёт «Рисунки по лексической теме «Профессии». Совместное творчество старших дошкольников с родителями» В данной публикации предлагаю Вам ознакомиться с рисунками,которые ребята выполнили при подготовке к совместному с родителями краткосрочному.

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить.

Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материаловКартотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов. Ученые-нейробиологи и психологи,.

Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме «Лето»Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме «Лето» Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме лето Упражнения на координацию речи с движениями, помогут.

Картотека загадок, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений к сказкам «Колобок», «Теремок» для детей младшего возраста Загадки: 1. Жёлтый круглый пирожок Под названием. (Колобок) 2. Формой он похож на мяч, был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол,.

Консультация для родителей младшей группы «Рекомендации по работе по лексической теме «Профессии наших родителей» Ознакомление с миром профессий у детей младшего возраста имеет немаловажное значение. Ведь именно это является частью социализации детей,.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Творческие работы детей по лексической теме «Посуда». Фотоотчет.Творческие работы детей по лексической теме «Посуда». Фотоотчет. Здравствуйте, коллеги, друзья! Сегодня представляю Вашему вниманию детские работы по лексической теме: "Посуда". 1. Рельефная лепка " Украсим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Профессии» для детей 4–7 лет
Опубликовано: 18 декабря 2021 в 13:15
+70Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме «Профессии» для детей 4–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Акматова Айнура Асанкуловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД