Калиновская Наталья
Картотека игр для тематической недели «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Хороводная игра «Жаворонок»
Цели: развитие ориентации в пространстве, развитие координации слов с движениями, работа над темпом и ритмом речи; обогащение двигательного опыта детей; воспитание желания выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.
Жаворонок
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве:
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год!
А. Береснев
Публикация «Картотека игр для тематической недели „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Планирование
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Птицы. Планы, тематические недели
- Темочки
По считалке выбирается «жаворонок». Он выходит в середину круга, который образуют дети. В руках у него колокольчик. С началом стихотворения жаворонок бегает по кругу. С концом стихотворения дети закрывают глаза. Жаворонок бежит за кругом, позванивая колокольчиком, затем дает его в руки кого-либо из детей.
По сигналу ведущего дети открывают глаза. Жаворонок называет имя того, кто будет искать колокольчик. Названный ребенок по звону узнает, у кого спрятан колокольчик. Когда дети освоят игру, ее можно усложнить. Жаворонок прячет 2 или 3 колокольчика. Искать их предлагается одному ребенку. Игра повторяется с другими участниками.
Пальчиковая игра «Кормушка»
Цель: совершенствование точных движений руки и пальцев, оказание положительного действия на развитие речи.
Сколько птиц к кормушке нашей. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ладонями.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках. Загибание пальчиков, начиная с большего.
Всем хватило зернышек. Трут большие пальчики об указательные, как бы насыпая корм в кормушку.
Сюжетно – ролевая игра «Воробьиха»
Цель: развитие у детей способности принять на себя роль птиц.
Игровой материал. Предметы-заместители, игрушки.
Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками воробья по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про воробьев.
Игровые роли. Воробьиха, воробьята.
Ход игры. Игру воспитатель может начать с наблюдения за воробьем на улице: «Посмотрите, на крыше соседнего дома сидит воробей. Он маленький. Посидел, посидел и стал прыгать. Остановился. Взмахнул крыльями, чирикнул и полетел».После этого педагог предлагает поиграть в игру. Воспитатель в роли воробьихи говорит: «У меня есть крылышки. Вот они, смотрите. Взмахну крылышками и лечу высоко, даже выше домов летать могу. А вот мой клювик. Я им зернышки клюю, водичку пью. Очень люблю есть хлебные крошки и червячков. Живу я на дереве с другими воробьями. А знаете, что я люблю больше всего делать? В луже купаться и чирикать: чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик. Целый день летаю и чирикаю, ишу своих деток. Хочу, чтобы прилетели ко мне мои воробышки. Чик-чирик, чик-чирик, воробышки, где вы? Отзовитесь, почирикайте. Я жду». (Если дети не отреагируют на предложение воспитателя, то можно сказать, что воробышки не слышат маму-воробьиху, далеко улетели). Затем педагог спрашивает, кто хочет быть воробышком. После этого игра продолжается аналогично игре «Лиса».
Игра – импровизация «Чайки ловят рыбу»
Цель: тренировка умения распознавать эмоциональное состояние по мимике; позволять ребенку развивать понимание чувств и эмоций; учить детей самим изображать различные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, злость); обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение.
- А сейчас дети превращаются в птиц — чаек. Чайки птицы морские, больше всего они любят кушать рыбу, которую сами ловят в море. Отправляйтесь за рыбой. Поймайте и принесите две рыбы. (Воспитатель спрашивает у ребенка сколько рыб он поймал и какого они цвета).
Развивающая игра «Нелепицы»
Цель: развитие слухового внимания, мышления, связной речи.
Ход игры:
- Послушай предложения. Расскажи чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
Птенцы высиживают яйца.
Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
Дети сделали для аистов скворечники.
Тело птицы покрыто шерстью.
Птенцы строят гнёзда.
Скворец живёт в будке.
Игра – эксперимент «Из чего птицы строят гнезда?»
Цель: выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.
Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.
Игра малой подвижности «Сорока - белобока»
Цель: развитие концентрации внимания, памяти.
Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).
Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.
Дидактическая игра "Сложи целое яйцо из частей»
Цель: развитие смекалки, наблюдательности.
- Это яйцо разбито. В нем сидел птенец. Подрос и разбил яйцо. Чтобы выйти наружу. Давайте попробуем сложить яйцо. Из частей сделать целое.
Игра на координацию речи с движением «Воробей»
Цель: развитие мышления, воображения, фантазии детей.
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей.
(Дети идут по кругу, изображая голубей;
в центре один ребенок – он скачет, как воробей)
Воробушек-пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей.
(Дети встают лицом в круг,
идут приставным шагом. «Воробей»
пытается «вылететь» из круга; «голуби»,
взявшись за руки, не пускают его)
Сюжетно-ролевая игра «Ласточка»
Цель: развитие у детей способности принять на себя роль птиц.
Игровой материал. Предметы-заместители, игрушки.
Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками ласточки по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про ласточек.
Игровые роли: Ласточка, птенцы.
Ход игры. Игра начинается с наблюдения за ласточкой на улице: «Посмотрите, в небе летает ласточка. Она маленькая. Посмотрите, какой у нее раздвоенный хвостик. После этого педагог предлагает поиграть в игру. Воспитатель в роли ласточки говорит: «У меня есть крылышки. Вот они, смотрите. Взмахну крылышками и лечу высоко, даже выше домов летать могу. А вот мой клювик. Я им зернышки клюю, водичку пью. Очень люблю, есть хлебные крошки и червячков. Живу я на дереве с другими ласточками. А знаете, что я люблю больше всего делать? В небе летать и мошек ловить. А еще я ищу своих деток. Хочу, чтобы прилетели ко мне мои птенчики. Детки мои, где вы? Отзовитесь, пропищите. Я жду». (Если дети не отреагируют на предложение воспитателя, то можно сказать, что птенчики не слышат маму - ласточку, далеко улетели). Затем педагог спрашивает, кто хочет быть ласточкой.
Дидактическая игра «Назови семью»
Цели: развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности.
Утка – селезень – утенок; Гусыня – гусь – гусенок; Грач – грачиха – грачонок; Скворец – скворчиха – скворчонок.
Развивающая игра «Угадай птицу»
Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания.
Ход игры: Педагог называет определения, а дети должны угадать, о какой птице идет речь (как вариант игры - подобрать соответствующую картинку).
Подумай, о ком можно так сказать:
Серая, умная, громкоголосая –
Пёстрая, хищная, большеглазая –
Шустрая, белобокая, длиннохвостая –
Длинноклювый, пёстрый, красноголовый –
Маленький, красногрудый, черноголовый –
Маленькие, шумные, коричневые –
Желтогрудая, белощёкая, тонкоголосая –
Краснопёрый, чернокрылый, с перекрещивающимся клювом.
Сюжетно-ролевая игра "Интервью"
Цели: закрепление у детей представления о жизни перелётных и зимующих птиц; развитие речевой активности и быстроты мышления, сообразительности и находчивости; формирование умения использовать знания в соответствии с обстоятельствами; знакомство с новыми и интересными видами игр.
Предварительная работа: Рассматривание энциклопедической литературы: “Мир животных и растений”, “Книга знаний”.
Правила поведения: Задавать свой вопрос можно только после того, как ведущий предложит задать вопрос (представиться, задать вопрос из интересующей вас области, поблагодарить за ответ).
Игровые действия: В аудитории (групповой комнате) группа журналистов, за столом орнитологи – учёные, которые изучают жизнь птиц. Участники игры представляются и задают свои вопросы. “Учёный”, которому задан вопрос, отвечает на него. В случае затруднения он может заглянуть в свой компьютер или энциклопедическую литературу. Если ответ не удовлетворит “журналиста”, он может задать уточняющие вопросы.
Оборудование: Игрушечный компьютер, книги, микрофоны, видеокамера, фотоаппарат.
Ход игры:
Ведущий сообщает детям, что сегодня они будут играть в игру, которая называется “Интервью”. Обращает внимание на то, как подготовлена группа. Здесь есть стол с компьютером и литературой, микрофон. За столом будут находиться учёные – орнитологи, которым вы сможете задать интересующие вас вопросы. Другие участники игры будут журналистами, т. е. теми, кто будет задавать вопросы. Ведущий знакомит детей с правилами игры. Итак, начинаем игру.
– «Здравствуйте уважаемые ребята, сегодня мы с Вами находимся в студии программы «Хочу всё знать!». Сегодня мы поговорим о птицах. У нас в гостях учёные - орнитологи, это учёные, которые многое знают о жизни птиц и хотят своими знаниями поделиться с Вами.
Представляю вам первого гостя нашей программы - Екатерина Владимировна. Второй участник нашей программы – Матвей Дмитриевич. Уважаемые журналисты и гости студии, чтобы получить подробный ответ на интересующий вас вопрос, Вы должны представиться и задать вопрос правильно. Итак, начинаем!
Орнитологи представляются и просят журналистов задавать свои вопросы.
«Здравствуйте, корреспондент журнала «Радуга» И. Ф. ребёнка». «Скажите, пожалуйста, чем питается дятел?» «Спасибо».
Орнитолог 1. Кроме насекомых, большой дятел питается яйцами и птенцами других птиц. Дятел может за один раз съесть до 1000 муравьев.
«Здравствуйте, корреспондент журнала «Пёстрая палитра» И. Ф. ребёнка».
«Скажите, пожалуйста, а правда ли, что аисты во время полёта могут засыпать?»
Орнитолог 2. Некоторые аисты во время перелёта периодически засыпают. Уставшая птица, закрывает глаза и дремлет примерно 10 минут.
«Здравствуйте, корреспондент журнала «Птичьи трели» И. Ф. ребёнка».
«Скажите, пожалуйста, для чего предназначена форма клюва клеста?»
Орнитолог 2. Основной способ добычи корма – вылущивание шишек. Форма клюва клеста предназначена не только для добычи корма, но и для лазания по деревьям. Клесты могут «подвешиваться» к шишкам вниз головой.
«Здравствуйте, корреспондент журнала «Соловушка» И. Ф. ребёнка».
«Скажите, пожалуйста, правда ли, что кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда?»
Орнитолог 1. Вылупившийся кукушонок, будучи ещё слепым, глухим и совершенно голым, выбрасывает из гнезда яйца или птенцов хозяев - подменяет собой нескольких птенцов другого вида.
Уважаемые гости студии, Вы тоже можете задать свой вопрос нашим сегодняшним экспертам по птицам.
Зрители задают вопросы, а орнитологи отвечают на вопросы.
В заключение игры ведущий, учёные и журналисты благодарят друг друга.
Рефлексия: Ребята вам понравилось быть в роли журналистов? А в роли учёных? Хотели бы вы стать журналистами, операторами, известными людьми?
Игра театрализованная «Птичий теремок»
Цели: развитие диалогической речи, прививание детям интерес к жизни пернатых.
Демонстрационный материал: кормушка, плоскостные изображения птиц.
Ведущий: Голодно, холодно,
Галки, воробьи
Голодно, холодно,
Воробушки мои?
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостите,
Не пугайтесь, клюйте!
Выходят дети и разыгрывают диалог, используя плоскостные изображения птиц.
Ведущий: Висел на дереве теремок. Небольшой теремок, без окон, без дверей, но очень просторный. И в том теремочке никто не жил. Но в том теремочке было много еды для птиц. Однажды на дерево прилетел воробей и увидел теремочек. Подлетел воробей к теремочку и спрашивает:
Воробей: Кто- кто в птичьем теремочке живет?
Я маленькая птичка с пушистыми перышками серого или коричневого цвета, живу у вас круглый год. Я очень быстрая и красивая птичка. В холодную пору мы с братьями сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Можно залететь в гости?
Ведущая: Никто не ответил воробью, и воробей сам решил погостить в птичьем теремочке.
(подлетает синица)
Синица: Кто- кто в птичьем теремочке живет?
Воробей: Я воробей, а ты кто?
Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.
Можно залететь в гости?
Воробей: Залетай синичка,я не привык есть в одиночку.
(подлетает дятел)
Дятел: Кто- кто в птичьем теремочке живет?
Вместе: Я воробей. Я синичка. А ты кто?
Дятел: Я дятел. У меня красивая пестрая окраска: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, на головке красная шапочка, клюв острый. Я очень хорошо лазаю по деревьям. Надоело долбить дерево, так хочется семян поклевать.
Вместе: Милости просим! Еды всем хватит.
(подлетает снегирь)
Снегирь: Какой красивый птичий теремок! Я так голоден!
Вместе: А мы тебя раньше не видели в нашем лесу. Ты кто?
Снегирь: Я ваш гость. Я прилетел к вам с Севера. У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий,толстый. Мое любимое лакомство: ягоды рябины.
Вместе: Залетай снегирь. У нас в теремке есть такое лакомство.
(подлетает сорока)
Сорока: Кто- кто в птичьем теремочке живет?
Вместе: Я воробей. Я синичка. Я дятел. Я снегирь. А ты кто?
Сорока: Я сорока. Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам белые перышки. Хвост длинный и прямой, а клюв острый. Пустите полакомится несоленым салом.
Вместе: Залетай сорока. Расскажешь лесные новости.
(подлетает ворона)
Ворона: А мне местечко найдется? Я ворона. У меня крупное туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.
Вместе: Залетай ворона, будем очень рады.
Вот так собрались дружной семьей зимующие птицы. Теперь им никакие морозы не страшны. Спасибо людям за помощь!
Музыкально – дидактическая игра «Птицы и птенчики»
Цель: обучение детей в восприятии двух звуков («до»1 – «до»2).
Игровой материал: (для младшего возраста) карточки с изображением птицы, птенчиков (цветные не разрезанные).(для среднего возраста) карточки с изображением птицы, птенчиков не цветные и цветные, разрезанные на четыре части.
Ход игры:
Вариант 1: (для младшего возраста) Педагог напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает: «Кто вас зовёт – птица или птенчик?» Дети отвечают или поднимают карточки (цветные не разрезанные) с изображением птицы или птенчиков.
Вариант 2: (для среднего возраста) Педагог-ведущий раздает детям не цветные карточки. Разрезанные части цветных карточек остаются у Ведущего, он перемешивает их, кладёт одна на другую рисунком вниз и вместе с металлофоном прикрывает ширмой. Ведущий напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает : «Кто вас зовёт–птица или птенчик?» Отвечать должен ребёнок, у которого карточка соответствует проигранному звуку. За правильный ответ он получает маленькую цветную карточку и закрывает ею часть не цветного изображения на большой карточке. Игра продолжается до тех пор, пока оба играющих не сложат карточку с цветным рисунком. Выигравшим считается тот, кто первым выполнит задание.
Вариант 3: Игровой материал: Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика).
Ход игры: Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Педагог играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.
Игра малой подвижности «Найдем воробышка»
Цель: развивать зрительное внимание, интерес к играм.
Ход игры: Воспитатель заранее прячет в каком-либо месте игрушечного цыпленка и предлагает поискать его. Тот, кто заметит, где находится игрушка, подходит к воспитателю и тихо ему об этом говорит. Когда большинство детей справятся с заданием, воспитатель разрешает подойти к игрушке и принести ее.
Игра – драматизация «Птицы прилетели»
Цели: формирование умения узнавать по голосу, позе птицу.
Ведущая - Ребята, а какое сейчас время года?
Дети – Весна!
Ведущая - Послушайте, как весной весело поют птички.
Звучит фонограмма пения птиц.
(Звуки природы.)
Ведущая. - К нам прилетают скворцы, грачи, соловьи, ласточки.
Видео-презентация «Перелетные птицы».
Ведущая (на фоне презентации и звуков природы). - Птиц нельзя обижать, потому что они маленькие, а еще они приносят большую пользу лесу. Хотите, мы с вами превратимся в птичек?
Дети соглашаются. Им надевают маски птиц.
Ведущая. - Покружись, покружись,
В птичек малых превратись!
(Дети-птички «летают» стайкой по зал, «клюют» зернышки, чистят перышки.)
Ведущая. - Птички малые весной
Прилетаю все домой.
С юга возвратиться
Надобно всем птицам.
Птички весело весь день
Танцевали: тень - тень – тень.
А ворона на суку
Целый день сидит
И на маленьких пичужек
Строго с высока глядит!
Хочет с птичками играть, хочет птичек догонять!