Вера Винивитина
Картотека игр с песком
▼ Скачать + Заказать документы
Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт - основу мышления.
Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы педагоги, можем использовать игры с песком в процессе специальных занятий, целью которых является математическое развитие, развитие речи, обучение конструированию.
Этап прикосновений и игр на поверхности сухого и мокрого песка
«Чувственные ладошки»
ЗДРАВСТВУЙ ПЕСОЧЕК
Цель – снижение психофизического напряжения
Публикация «Картотека игр с песком» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Педагог от имени феи просит «нежно», а потом сильно поздороваться с песочком», то есть различными способами дотронуться до песка :
• Ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
• Ребёнок легко (с напряжением) сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу.
• Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.
• Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями.
Песочек в ответ тоже хочет поздороваться - посыпать на пальчики «песочный дождь».
В последнем случае можно ввести сюрпризный момент - спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка -…»
По возможности дети описывают свои ощущения: тепло - холодно, приятно - неприятно, колючее, шершавое, мягкое и т. д.
ОТПЕЧАТКИ РУК
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях:
«Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?»
Можно подвигать руками.
• Скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др).
• Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.
• Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.
• Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр. ,
• Пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец -мизинчиком).
• Можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы.
• Поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз.
ПЕСОЧНЫЙ ДОЖДИК
Цель – регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит» :
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец (называя его, а ребенок по возможности повторяет. Затем они меняются (ребёнок сыплет песок на пальцы взрослого и по возможности вместе проговаривают названия пальчиков).
ПЕСОЧНЫЙ ВЕТЕР
Цель: учить детей управлять вдохом выдохом.
Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
НЕОБЫКНОВЕННЫЕ СЛЕДЫ
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой.
«Прыгают зайцы» - ребенок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются».
Этап познавательных игр
на поверхности песка и с погружением рук в песок
УЗОРЫ НА ПЕСКЕ
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
1. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые и сложные узоры. Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.
Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
2. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например: шишек, желудей, пуговиц, и пр.
Песочная фея: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я… Придумай свой узор, рисунок»
МЫ СОЗДАЁМ МИР
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Взрослый показывает способы построения в песочнице живых и неживых сообществ – город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий)
«Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели»
Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.
Песочная фея. Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок закрывает глаза, ведущий бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри — как красиво, интересно это у нее получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (ведущий сжимает - разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес.
Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (не более трех-четырех новых слов).
«Второй урок волшебства: море, река, озеро и их обитатели»
Задание формулируется так же, как и в первом уроке. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту ребенка.
«Третий урок волшебства: город и его жители, профессии и службы».
«Четвертый урок волшебства: деревня и ее жители».
МЫ ЕДЕМ В ГОСТИ
Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе», закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ», знакомство ребенка с пространственными представлениями: «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол».
Песочная фея. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «вверху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?
СЕКРЕТНОЕ ЗАДАНИЕ КРОТОВ
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Песочная фея. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка, а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
ПЕСОЧНЫЕ ПРЯТКИ
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Первый вариант
Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки (Угадай, что спрятано в песке?», «Кто спрятался в песке?»)
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Второй вариант
Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.
Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
Песочная фея. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки : как ты думаешь, какая это сказка?
Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
ЦВЕТНЫЕ ЗАБОРЧИКИ
Цель: развитие у детей сенсорного восприятия.
На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
НОРКИ ДЛЯ МЫШКИ
Цель: стимуляция речевой активности, нормализация мышечного тонуса
Ребёнок вместе со взрослым копает небольшие ямки-норки руками (совочком). Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушек: берёт игрушечную мышку в руки, имитируя её писк. Затем её «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребёнка за то, что он сделал для неё замечательные домики.
ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ
Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики
Материал: две песочницы, игрушечные овощи и фрукты
Ход проведения: по взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая – в огород. Детям предлагается посадить огород и сад. После выполнения задания рассказывает, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету и вкусу.
ОБЩИМ СЛОВОМ НАЗОВИ И ЗАПОМНИ
Цель: развитие памяти, внимания, умение классифицировать по заданному признаку.
Материал: песочница, миниатюрные фигурки
Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных, и строить песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить все животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложняется, если давать еще одно дикое животное. По такому же принципу модно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью. В конце игры дети сочиняют сказочную историю.
БАНОЧКИ И ПЕСОК
Цель: формирование представлений о непрерывном количестве: много – мало – пусто; обучение пониманию и умению называть наречия, обозначающие непрерывное количество; развитие зрительного и тактильного восприятия.
Материал: три банки одного размера: в первой банке много песка, во второй – мало, третья – пустая.
Ход игры: педагог выставляет перед ребенком по две баночки и просит его посмотреть в них, достать пальчиком до дна и сказать (показать, где много песка, а где мало. Затем педагог выставляет вторую пару баночек: в одной песок есть, во второй – пусто. Ребенок должен опустить пальчик в баночку – сначала в одну, затем во вторую – и сказать, где есть песок, а где пусто. Такие же игровые упражнения проводятся с одинаковыми мисками, наполненными песком (крупой, горохом, фасолью и т. п.). Педагог предлагает ребенку с открытыми и закрытыми глазами определить, где есть песок, а где нет, где много, а где его мало.
РИСУЕМ ФИГУРЫ НА ПЕСКЕ
Цель: научить ребенка зарисовывать пространственные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представлениях
Материал: поднос с песком, пространственные тела и плоскостные фигуры, экран или повязка на глаза.
Ход игры: педагог предлагает ребенку потрогать фигуру, а потом нарисовать ее пальчиком на песке и сказать, что он рисует. Взрослый говорит ребенку: «Я закрою тебе глаза повязкой, дам в руки фигуру, ты потрогаешь ее, а потом, открыв глаза, нарисуешь ее на песке. Скажи, почему ты нарисовал эту фигуру?» и т. п.
ОТПЕЧАТКИ
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.
«Волшебные отпечатки на песке»
Педагог и ребёнок оставляют отпечатки на мокром песке своих рук, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились весёлые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.
ПЕСОЧНЫЕ СТРОИТЕЛИ
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.
В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
КТО К НАМ ПРИХОДИЛ?
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания
УЗОРЫ НА ПЕСКЕ
Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
1. «Точка, точка, запятая»
точка, точка, запятая
вышла рожица кривая
ручки, ножки, огуречик-
получился человечек.
Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Затем попробуйте вместе с ребёнком изобразить такого же человечка.
2. «Кто я?» точками изобразите на песке, например грибок, листок или рыбку. Скажите ребёнку, что в этих точках кто-то прячется и для того, чтобы узнать кто это, нужно все точки соединить одной линией.
3. «Волшебные превращения» нарисуйте на песке круг и спросите ребёнка, на что он похож, а затем вместе с ребёнком попробуйте дорисовать картинку, чтобы сразу стало понятно, что это такое. Круг можно превратить в солнышко, шарик, личико, мяч, яблоко, часы и многое другое. Аналогичное задание выполняется с квадратом: дом, кубик, сумка. И с треугольником: дом, ёлка, флажок.
4. «Узнавалки» в этой игре рисуется какой-либо контур. А затем предлагается посмотреть на него с разных сторон, пытаясь придумать на что же он похож.
5. Матрёшки
У хорошеньких матрёшек
Сарафанчики в горошек,
Бусы разноцветные,
Издали приметные.
Для того чтобы сделать бусы для матрёшки, вам понадобятся мелкие камешки (жёлуди, шишки и т. п.).
Нарисуйте на песке кружок и попросите ребёнка выложить камешки по его контуру. Это и будут «бусы для матрёшки».
Таким же способом можно изобразить и саму матрё шку: нарисовать её контур на песке и выложить камешками.
Можно знакомить малыша с геометрическими фигурами, выкладывая камешки по контуру треугольника, квадрата, прямоугольника, круга, овала, трапеции, ромба.