Вера Анисимова
Картотека игр, по развитию речи (первая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Кукла и Куколка»
Цель: Произносить звук (А) высоким и низким голосом.
Ход: Передоложите ребенку поиграть. Прочитайте рифмовку:
У нас сегодня в доме
суета весь день:
Плачут все, кому не лень.
Почему? Отчего?
Ах, спросить бы у кого.
Я б спросила, да опять
Не будут куклы отвечать,
Будут ротик открывать
И кричать, кричать, кричать:
«А-А-А-А-А-А-А!»
«а-а-а-а-а-а-а-а!»
Расскажите детям что куклы захотели спать и поэтому плакали весь день.
Публикация «Картотека игр, по развитию речи (первая младшая группа)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Предложите детям спеть большой кукле громкую песню, громким, высоким голосом.»А-А-А-А-А»
А меленькой тихим, тонким «а-а-а-а-а»
(Играть можно как с изображением куклы, так и с куклами разного размера)
Игра «Пускаем кораблики»
Цель: Легко, без напряжения смыкать губы и так же легко их размыкать входящей струей воздуха.
Понадобится: Таз с водой, бумажный кораблик.
Ход: Вспомните с детьми, что зимой на улице холодно и часто завывает вьюга, вот так: «У-у-у». Когда дует ветер, в домах могут хлопать двери, вот так: «П-п-п». Прочитайте рифмовку:
Ветер сильно задувает,
Двери хлопают в темноте?
-Ну, я хоть и маленький,
Но за то удаленький!
Опустите кораблик в таз с водой. Предложите ребенку дуть на него, произносить звук (П). Если у детей не получается произносить звук (П, то сделайте следующее упражнение. Попросите подуть, одновременно вы указательным пальцем двигаете нижнюю губу ребенка вверх-вниз – в результате получится звук (П).
Игра «Мама-птица кормит своего птенчика»
Цель: Активизировать мышцы нижней челюсти
Ход: Посадить ребенка к себе лицом. Покажите картинку и выполняйте движения в соответствии с текстом:
Птенчик весело летал,
Птенчик клювик открывал.
Вот так, вот так
Птенчик клювик открывал.
Скажите, что вы будите мамой-птичкой, а малыш – птенчиком. Предложите ребенку полетать и помахать крылышками. Затем предложить птенчику поесть. Скажите, что бы он открывал широко клювик.
Игра «У доктора»
Цель: Активизировать мышцы нижней челюсти
Ход: Вспомните с малышом, как доктор обследовал его горлышко, когда он болел. Рассмотрите картинку. Предложить поиграть в доктора и пациента: вы будите доктором, а ребенок – пациентом.
Скажите, что он должен открыть рот и удерживать его открытым несколько секунд, пока вы не осмотрите его горлышко (следите за тем что бы двигалась только нижняя челюсть, язык и губы при выполнении упражнения должны быть расслаблены.
Игра «Веселый колобок»
Цель: Произносить звук (А) на длительном вдохе.
Понадобится: Клубок из толстых ниток для вязания.
Ход: Отмотайте от клубка длинную нитку, не отрывая ее. Попросите ребенка взять двумя пальцами как можно дальше. Спросить ребенка, какая нитка? (длинная) Затем обследовать короткую нитку, спросить какая она. Скажите ребенку что нитки волшебные и они любят петь. Если мы проведем пальчиком по длинной нитке, она будет петь долго, а если по короткой, то песенка будет котроткой.
Игра «Маша прыгает по дорожке»
Цель: Произносить звук (А) в закрытом звуке «ап», понимать и использовать в речи глаголы настоящего времени «идет» и «бежит».
Ход: Предложить ребенку выполнить пальчиковую гимнастику:
Маня важно так шагает
(Указательный и средний пальцы «шагают» по коленки или столу)
Далеко? Сама не знает.
(пальцы шагают попеременно)
По дорожке «топ-топ»
(Пальцы продолжают «шагать»)
Через кочки – «Ап»
(«Прыгают» - одновременное движение сразу двумя пальцами)
Игра «Угадай»
Цель: Правильно и четко произносить звук (А) в слогах (звукоподражаниях, восклицаниях)
Ход: Предложить ребенку рассмотреть картинки. Расскажите, что на них изображено. Спросите, как плачет девочка. Как мальчик, разбив чашку? Как восклицает мальчик, порезав пальчик? ( Девочка плачет: «А-а-а». Упала чашка: «Ах! Уколол палец: «Ай»
Игра «Губки, как колесико»
Цель: Выполнять движения, подражая взрослому; активизировать мышцы губ.
Понадобится: Игрушечная машина, зеркало.
Ход: Предложить малышу покатать машину. Обратить внимание на колеса. Спросите, какой они формы? (круглые)
Попросите обвести колесико пальчиком по окружности. Спросите малыша, может ли он сделать свои губки такими же круглыми, как колеса у машины? Предложить ему шепотом произнести звук (О) и посмотреть в зеркало на свои губы, которые стали круглые и очень похожи на колесико.
Игра «Ой, ушко болит»
Цель: Округлять губки.
Понадобится: Красивый яркий платок, кукла
Ход: Покажите ребенку картинку. Объясните почему у девочки привязана щека. У Кати болит ушко и поэтому она плачет. Возьмите куклу (завяжите платок на ухо, предложите покачать куклу, спеть песенку: «О-о-о!»
Игра «Пароход»
Цель: Легко, без напряжения смыкать губы и так же легко размыкать выходящей струей воздуха.
Понадобится: Таз с водой, бумажный пароходик.
Ход: Прочитайте рифмовку:
Пароход плывет по речке,
В небо выпустив колечки.
Предложить ребенку дуть на пароходик, произнося звук (П).
Игра «Мышка и цыпленок»
Цель: Правильно и четко произносить звук [П] в звукоподражаниях; произносить звукоподражания громко и тихо.
Понадобится: Игрушечные мышка и цыпленок.
Ход: Покажите детям игрушку и спросите, как они называются. Предложите с ними поиграть. Прочитайте рифмовку:
Как-то раз мышонок
С утра решил играть.
С кем же можно поиграть?
С тем, кто может с ним пищать.
«Пи-пи-пи», - сказал мышонок.
И ответил вдруг цыпленок…
Но что сказал цыпленок,
Никак я не пойму.
Сказал он, может: «Му?»
Попросите ребенка вспомнить, как пищал мышонок. Спросите что сказал цыпленок. Предложите спеть песенку мышонка тихо, а песенку цыпленка громко.
Игра «Загудел паровоз и вагончики повез»
Цель: Четко произносить звук [П].
Понадобится: Игрушечный паровоз с вагончиками.
Ход: Предложите детям рассмотреть игрушечный паровоз (можно и изображение). Пусть дети сами назовут как называется игрушка из каких частей состоит. Прочитайте рифмовку:
Вот стоит паровоз,
Он стоит и гудит: «У-у-у»
И тебе говорит:
«У-у-у, я тебя прокачу.
Ты садись, милый мой,
Мы поедим с тобой».
«П-п-п, п-п-п»,-
Так колесика стучат,
Увезти тебя хотят.
Попросить детей при повторном чтении проговаривать вместе с вами «у-у-у», «п-п-п, п-п-п».
Игра «Веселый тромбон»
Цель: Четко произносить звук [Б].
Ход: Рассмотрите картинку. Назовите музыкальный инструмент. Расскажите, что делает мальчик. Прочитайте рифмовку:
Мой веселый тромбон,
Веселится нынче он.
Весело играет,
Деток созывает:
«Б-б-б».
Попросить ребят поиграть вместе с мальчиком на тромбоне: четко произносить звук [Б], имитировать пальчиками игру на инструменте.
Игра «Бу-бу-бу, бе-бе-бе – я играю на трубе»
Цель: Четко и правильно произносить звук [Б] в звукоподражаниях и словах; произносить звукоподражания громко и тихо. Упражнение укрепляет артикуляционный и голосовой аппарат.
Понадобится: Две дудочки – большая и маленькая.
Ход: Покажите детям дудочки. Спросите что это такое? Скажите, что дудочки умеют играть. Покажите, как играть на дудочке. Предложите детям поиграть на дудочке, сначала на большой а потом на маленькой. Скажите, что голоса у дудочек разные: у большой дудочки голос громкий, вот такой: «БУ-БУ», а у маленькой – тихий, вот такой: «бу-бу». Попросите детей закрыть глаза и спрячьте дудочки.
Прочитайте рифмовку:
К нам мышка пришла,
Обе дудки унесла.
Чтобы дудочки вернуть,
Надо мышку обмануть.
Надо дудочки позвать,
И он придут опять.
Предложить ребенку позвать дудочки. Большую громко а маленькую тихо.
Игра «кот и мыши»
Цель: Четко и правильно произносить звук [П] в звукоподражаниях; произносить звукоподражания громко и тихо.
Ход: Рассмотрите картинку. Прочитайте рифмовку:
Мышка в норке сидит,
Мышка ночью не спит.
Страшно ей,
Она пищит: «Пи-пи-пи».
Кот у норочки сидит,
Нашу мышку сторожит.
Не пищи мышонок, «пи-пи-пи»
Нашу кошку не дразни!
Предложить детям научить мышонка пищать сердито и громко.
Игра «Моя машина»
Цель: произносить звукоподражание громко и тихо; четко и правильно произносить звук [Б].
Понадобится: две игрушечные машины (большая и маленькая, доска для рисования, мел, игрушечная корова.
Ход: покажите детям машины. Прочитайте рифмовку:
Машина по дроге
Бежит, бежит, бежит.
Машина очень громко
Сигналит, как кричит:
«Би-би-би! Ой-ой-ой!
На дороге ты не стой!»
Предложите детям поиграть – поехать по дороге на машине в лес. Нарисуйте мелом дорогу. Поставьте корову и спросите ребенка: «Что же теперь делать?» ( Надо посигналить: «Би-би-би») обратите на то что сигналы бывают разные (у большой машины сигнал громкий, у маленькой тихий)