Любовь Николаевна Мироненко
Картотека игр по математике в младшей группе
▼ Скачать
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 122»
Сборник дидактических игр по
формированию элементарных
математических представлений детей младшего
дошкольного возраста
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Публикация «Картотека игр по математике в младшей группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Цель сборника: способствовать формированию элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает:
1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3. Показ игровых действий.
4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия, играющих советом, вопросом, напоминанием).
5. Подведение итогов игры - ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.
Сборник включает в себя дидактические игры по формированию элементарных математических представлений для дошкольников от 3 до 4 лет. Все игры сгруппированы по разделам.
Сборник предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так же материал сборника может быть полезен для родителей воспитанников детского сада.
Дидактические игры на развитие количественных представлений.
1. «Много, мало, один».
Дидактическая задача: различать понятия «много», «один».
Игровая задача: ответить на вопросы.
Игровое правило: Если ответом на вопрос является слово «один», вы хлопаете в ладоши, а если ответ «много», вы поднимаете руки вверх.
Игровое действие: педагог предлагает детям ответить на вопросы. Если ответом на вопрос является слово «один», дети хлопают в ладоши, а если ответ «много», дети поднимают руки вверх.
Возможные вопросы:
• Сколько солнышек на небе?
• Сколько рыб плавает в море?
• Сколько хвостов у кошки?
• Сколько волос на голове?
• Сколько семечек в подсолнухе?
• Сколько ртов у нас на лице? И т. д.
2. «Поезд».
Дидактические задача: учить составлять группы из отдельных предметов, пользоваться словами – много, мало, один, закреплять порядковый счет до 5.
Игровая задача: назвать зверей, посуду, игрушки, уточнить их количество.
Игровое правило: встать друг за другом, отвечать на вопросы.
Оборудование: игрушки по темам «Зоопарк», «Посуда», «Игрушки», свисток.
Игровое действие:
В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам: «Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом, образуют «паровоз и вагоны». Сколько паровозов? Сколько вагонов? «Поезд» готов к отправлению. Раздается сигнал (свисток, и «состав» начинает движение. Подъехав к «Зоопарку», «состав» останавливается. Воспитатель спрашивает:
- Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?
Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество. Например, один медведь, один лев, много обезьян, много зверей.
«Поезд» вновь отправляется в путь. Следующая остановка «Дом посуды». Ребята должны рассказать, какая посуда продается, сколько предметов посуды. Например, много тарелок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза, много ложек, один чайник.
Третья остановка «Магазин игрушек». Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Серый байковый зверюшка, длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
И морковку ему дай! (Зайка)
После ее отгадывания игра продолжается.
3. «Бабочки и цветы».
Дидактическая задача: учить сравнивать одну группу предметов с другой, определять равенство (неравенство) групп по количеству входящих в них предметов.
Игровая задача: найти себе цветочек.
Игровое правило: каждый ребенок должен встать около цветочка, лежащего на полу.
Оборудование: вырезанные из картона цветы.
Игровое действие:
На полу на небольшом расстоянии друг от друга, один ряд под другим, лежат цветы. Их столько же, сколько детей играет. Воспитатель предлагает всем детям вообразить себя бабочками. Пусть несколько детей скажут о том,
что они «бабочки».
- Сколько бабочек? Много. Полетели «бабочки». Дети, размахивая руками - «крылышками», «летают» по комнате. По сигналу: «Бабочки садятся на цветочки!» - каждый ребенок должен встать около цветочка, лежащего на полу.
Педагог уточняет: сколько цветов? - Много. На этом цветочке - бабочка, на этом цветочке - бабочка, на этом цветочке - бабочка.
- Чего больше, а чего меньше: цветочков или бабочек?
- Поровну, сколько цветочков, столько и бабочек. Отдохнули «бабочки» и снова полетели.
Игра повторяется 2-3 раза. Во время игры надо положить еще 1-2 цветка, чтобы получилось не поровну. А потом спросить у детей, чего больше: цветочков или бабочек.
4. «Медведь и пчелы».
Дидактическая задача: учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами: много, мало, один.
Игровая задача: разлететься по своим домикам.
Игровое правило: после слов воспитателя дети должны сесть на стульчики.
Игровое действие:
Дети разбирают стульчики - это домики-ульи. Воспитатель предлагает ребятам представить себя «пчелками».
- Сколько «пчелок»?
- Много.
Затем он назначает кого-то из ребят, на роль «медведя».
- Сколько «медведей»?
- Один медведь.
Как только воспитатель скажет: «Медведь идет!»,- «пчелки» должны разлететься по своих домиках (сесть на стульчики). Не поймает «медведь»
«пчелок», отправляется спать.
- Пчелка, еще пчелка, еще пчелка, - указывая на детей говорит воспитатель.
- Сколько пчелок?
- Много пчелок.
- Сколько медведей?
- Один медведь
5. «Самолеты».
Дидактическая задача: учить сравнивать группы отдельных предметов, пользоваться словами: много, мало, один.
Игровая задача: выполнять действия в соответствии с указаниями воспитателя.
Игровое правило: при взмахе флажком определенного цвета, летит самолет того же цвета. После того, как флажок опустился дети, направляются к своим стульчикам.
Оборудование: самолеты красного и желтого цвета (для каждого ребенка, красный и желтый флажки.
Игровое действие:
Вдоль стены стоят стульчики, на каждом - самолет. Воспитатель предлагает детям, называя их по именам, представить себя летчиками.
- Сколько летчиков?
- Много летчиков.
Затем он показывает на стульчики и объясняет, что это аэродром, где стоят самолеты.
- Сколько самолетов?
- Много самолетов.
Далее воспитатель предлагает каждому взять по одному самолету. Называя детей по именам, спрашивает:
- Сколько самолетов взял каждый мальчик? (Один)
- Сколько самолетов взяла каждая девочка? (Один)
Когда воспитатель взмахнет красным флажком, должны полететь
красные самолеты; когда взмахнет желтым флажком - желтые самолеты. При взмахе красным и желтым флажками летят все самолеты. Далее самолеты «совершают посадку». Воспитатель опускает красный флажок. Дети с красными самолетами направляются к своим стульчикам и садятся на них.
- Сколько красных самолетов приземлилось? 2
Таким же образом «на посадку» летят желтые самолеты.
- Сколько желтых самолетов приземлилось?
- Сколько самолетов поставил каждый из мальчиков?
- Какого цвета самолет у каждой девочки?
- Сколько желтых (красных самолетов) у девочек? Мало.
- Сколько всего самолетов приземлилось?
Дидактические игры на сравнение величин.
1. «Ручеек».
Дидактическая задача: закреплять умение сравнивать предметы по ширине.
Игровая задача: перепрыгнуть через ручеек не замочив ног.
Игровое правило: перепрыгнуть через ручеек, не замочив ног. Кто оступится, попадет в воду, тот больше прыгать не сможет, садится на травку (на ковер) и будет сушить ножки на солнышке.
Оборудование: 2 веревки, мел.
Игровое действие:
На полу - две длинные параллельные веревки. Расстояние между веревками - 40см. Воспитатель предлагает детям представить, что это ручеек. Ребята должны перепрыгнуть через него, не замочив ног. Кто оступится, попадет в воду, тот больше прыгать не сможет, сядет на травку (на ковер) и будет сушить ножки на солнышке.
Дети подходят к ручейку и перепрыгивают через него.
Когда все ребята перепрыгнут, воспитатель продолжает: «Очень редко ручеек бывает такой ровный. На самом деле он изгибается - в одном месте становится шире (раздвигает веревки, а в другом - уже (немного сдвигает их). Вот каким стал ручеек. Там, где узко, перескочить легко, а где широко - трудно. А в этом месте ручеек стал мелкий, на дне видны камешки».
Воспитатель рисует их мелом на полу и показывает, как по ним перебраться. Дети перебираются по камешкам.
«А теперь попробуем перебраться здесь, - воспитатель указывает на широкое место в ручье. - Ручей глубокий, придется построить мост».
Он ставит скамейку поперек ручья. Все дети по скамейке переходят ручей.
Заканчивая игру, воспитатель просит ребят рассказать, как они переходили через ручей в широком (или узком) месте.
Если ребенок нашел оригинальное решение, обязательно поощрите его, расскажите об этом другим детям [25].
2. «Построим дома».
Дидактическая задача: учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».
Игровая задача: достроить дома, которые должны быть ровными, аккуратными.
Игровое правило: построить дома; все детали следует подобрать так, чтобы они подошли к нужным частям.
Оборудование: Три картонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш; картонные окна, двери, крыши трех величин, соответствующие размерам домов.
Игровое действие:
Педагог вставляет в наборное полотно крупные изображения трех домов, располагая их в случайном порядке, а не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы домов (крыши, окна, двери). Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям. Дети походят и по очереди «достраивают» дома. Сидящие за столом принимают участие в оценке каждого этапа работы. В конце педагог подводит итог: «Самому большому дому мы поставили двери поменьше, крышу поменьше, окна поменьше. А в самом маленьком доме самые маленькие окна, самая маленькая дверь, самая маленькая крыша».
3. «Два бассейна».
Дидактическая задача: закреплять умение сравнивать предметы по ширине.
Игровая задача: в соответствии с купленными билетами зайти в бассейны.
Игровое правило: купить билет, по сигналу воспитателя зайти с узкими билетами в узкий бассейн, с широкими – в широкий.
Оборудование: веревки, «билеты» (узкие и широкие).
Игровое действие:
На полу из строительного материала (или при помощи веревок) построены два бассейна: широкий и узкий, с выходами, с одной стороны. Рядом с бассейнами - касса. Дети по очереди «покупают» в кассе билеты. Одни билеты - узкие, другие - широкие. По сигналу воспитателя они заходят с узкими билетами в узкий бассейн, с широкими - в широкий.
Ребята имитируют движения пловцов. Затем по сигналу они выходят из бассейна и опускают билеты в коробки (с соответствующей меткой узкого или широкого бассейна).
Воспитатель должен обращать внимание на то, чтобы дети входили в бассейн только по билетам и по сигналу. «Плавая», ребята не должны наталкиваться друг на друга, надо стараться быть вежливыми, уступать место своим друзьям.
4. «Три медведя».
Дидактическая задача: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.
Игровая задача: разложить комплекты предметов по комнатам трех
медведей, в соответствии с размером.
Игровое правило: разложить предметы по величине.
Оборудование: силуэты трех медведей, комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.
Игровое действие:
Педагог раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула и т. д. Рассказывает: «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он по размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т. д. для Михаиле Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя, в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Педагог помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки) [27].
5. «Три квадрата».
Дидактическая задача: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
Игровая задача: поднять и показать квадрат определенной формы, построить башню
Игровое правило: показывать квадраты в соответствии с указаниями воспитателя, построить башню.
Оборудование: Три квадрата разной величины; у детей по 3 квадрата.
Игровое действие:
Педагог: - Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают, положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие. Далее предлагается детям построить из квадратов башни. Показывает, как это делается: помещает на магнитной доске снизу-вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих столах» - говорит воспитатель.
Дидактические игры на расширение представлений о геометрических формах.
1. «Отгадай».
Дидактическая задача: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник.
Игровая задача: придумать на что похож предмет.
Игровое правило: поймать мяч и придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан.
Оборудование: мяч; круги, квадраты, треугольники разных цветов.
Игровое действие:
Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом.
Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан.
Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч.
Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на солнце, на тарелку…
Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор…
В игре принимают участие все.
Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрации. Так, красный круг - помидор, желтый круг - мяч.
2. «Цветные автомобили».
Дидактическая задача: учить различать круг и квадрат.
Игровая задача: по сигналу найти свой гараж и въехать в него.
Игровое правило: найти свой гараж в соответствии со своим номером.
Оборудование: двое ворот, на каждые из которых прикреплена фигура квадратной или круглой формы. Круги и квадраты для детей.
Игровое действие:
Дети берут со стола любую из фигур; круг или квадрат. Это «номера» машин.
Ворота - въезд в гаражи. Воспитатель предлагает ребятам представить себя машинами, у каждой – свой «номер». Пусть несколько детей скажут какой «номер» у них. Машины будут ездить по городу. По сигналу воспитателя: «Машины, в гараж!» - дети должны найти свой гараж и въехать в гараж. Для этого надо посмотреть на ворота. Если круг, нарисованный на них, такого же формы, что и в руках ребенка, можно въезжать.
После окончания игры дети должны объяснить, почему они выбрали тот или иной гараж, а также, сколько фигур в руке и сколько всего фигур в гараже.
Игра повторяется, но необходимо переставить ворота или поменять фигуры на них [26].
3. «Выбери из коробки».
Дидактическая задача: учить различать круг, квадрат и треугольник.
Игровая задача: выбрать из коробки нужные пуговицы.
Игровое правило: выбрать из коробки пуговицы в соответствии с указанием воспитателя.
Оборудование: коробка с пуговицами разной величины и формы
Игровое действие:
Предложите каждому выбрать из коробки с пуговицами только круглые,
только квадратные, только треугольные. Спросите, сколько пуговиц какой
формы они отложили.
4. «Кому какая форма».
Дидактическая задача: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
Игровая задача: разложить фигуры на подносы.
Игровое правило: кружочки положить на поднос - матрешке, овалы на поднос - мишке.
Оборудование: мишка и матрешка. Раздаточный материал : по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.
Игровое действие:
Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос - матрешке, все овалы на другой - мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется. В конце игры воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка заберет круги домой».
5.«Соберем бусы».
Дидактическая задача: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Игровая задача: собрать бусы.
Игровое правило: выбрать геометрические фигуры и разложить их в соответствии с заданной закономерностью.
Оборудование: на полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.
Игровое действие:
Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными
геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем педагог говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.
Дидактические игры на ориентировку в пространстве.
1. «Веселый танец».
Дидактическая задача: упражняться ориентироваться в пространстве относительно себя.
Игровая задача: выполнять движения соответственно тексту.
Игровое правило: выполнять движения соответственно тексту.
Игровое действие:
Руку правую вперед, а потом ее назад,
А потом еще вперед и немного потрясем.
Мы танцуем стоя в круге, поворачиваясь в круге,
И в ладоши хлопаем вот так - хлоп, хлоп.
(Дети выполняют движения соответственно тексту)
Руки вверх все ура-ура! (Сойтись в круг)
Руки вниз все ура-ура! (Разойтись из круга)
Руки вверх все ура-ура!
Мы танцуем дружно весело поем!
В каждом новом куплете меняется часть тела: Рука правая, левая. Нога правая лева Ухо правое, левое. Плечо правое, левое и т. д.
2. «Угадай что загадали».
Дидактическая задача: упражнять в умении двигаться в заданном направлении и определении местонахождения предмета при помощи слов: впереди, слева, справа, сзади.
Игровая задача: назвать игрушку, находящуюся в указанном направлении.
Игровое правило: назвать игрушку, находящуюся в указанном направлении.
Оборудование: игрушки
Игровое действие:
Игрушки необходимо расположить вокруг (впереди, слева, справа, сзади) вызванного ребенка. Воспитатель говорит, что он загадал одну из них и надо отгадать — какую. Для этого педагог предлагает определение: «Она перед тобой (за тобой, сбоку от тебя)». Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном направлении. При повторном проведении игры надо поменять местами игрушки или заменить их другими. Второй вариант. Расположить игрушки вокруг воспитателя. Загадывать игрушку будет ребенок. Если дети не испытывают трудностей, следует попробовать внести дополнительные понятия: слева, справа.